Прощание с Украиной. В нем принял участие и наш специальный корреспондент

ФУТБОЛ. ЧМ-2006
1/4 ФИНАЛА
СОБЫТИЕ ДНЯ
Сборная Украины уезжала из Германии с чувством выполненного долга: мало кто верил, что дебютант мирового первенства дойдет до четвертьфинала.
Трамвай лениво ползет по Потсдаму. До отеля Seminaris, который служил пристанищем для украинских футболистов во время чемпионата мира, минут 20 езды. Народу в трамвае мало – суббота. В конце вагона корреспондент украинской службы радиостанции Deutsche Welle по телефону обсуждает с руководством, каким должен быть репортаж о последнем дне Украины в Германии. Доезжаем до конечной, где коллега предлагает пройти до гостиницы не по живописной дороге вдоль озера, а коротким путем. Идем по полуразрушенной железной дороге, по разукрашенному граффити заброшенному зданию старого вокзала, по усыпанной стеклом платформе – чем не декорации для «Сталкера»! Но вот, наконец, выбираемся на тенистую аллею, которая выводит к Seminaris. У входа, в ожидании футболистов и тренеров, уже дежурит сине-желтый автобус.
Сборная Украины прилетела в Берлин из Гамбурга, где накануне проводила матч против Италии (0:3) в начале второго. Чартерный рейс на Киев – в 19.00, до него отдых, сборы и прощания.
Перед входом в гостиницу снимаем журналистские аккредитации, потому что по регламенту чемпионата мира интервью и съемки в отелях сборных запрещены. Но мы вроде как и не журналисты, да и случай особый – отъезд сборной. Проходим в фойе, и первый, кого видим, – Андрей Шевченко.
КОРОНА КАЛИНИЧЕНКО
Нападающий «Челси» раздает последние автографы, пожимает всем руки, прощается и быстрым шагом идет к машине. Он решил не лететь в Киев, где тем же вечером была намечена скромная вечеринка, а торопится к семье. Еще раньше уехал Сергей Ребров.
Охранники быстро вычисляют, кто мы такие, и предлагают покинуть помещение. Однако звонка пресс-атташе сборной Игорю Мирошниченко хватает, чтобы страж порядка сменил служебное рвение на милость.
В холле пока спокойно – футболисты пакуют по комнатам сумки. Но вот появляется нападающий леверкузенского «Байера» Андрей Воронин, из-за травмы пропустивший матч против Италии. «Как нога?» «Все в порядке, через неделю будет как новая». Максима Калиниченко, который в свое время с докторами общался больше, чем с тренерами, травмы не беспокоят.
— Устал так сильно, руки не могу поднять, – говорит полузащитник «Спартака». – А вот на сон не могу пожаловаться, это после матча против Испании (0:4) трудно было заснуть.
— Есть разница между поражением от Испании и проигрышем Италии?
— Второй матч мы провели гораздо лучше. В первом тайме могли сравнять счет, забей я и Андрей Гусин.
— Когда в «Спартак»?
— Не знаю. Сначала в Киев вместе со всеми, потом в Харьков к родителям. Надо прийти в себя.
Предлагаю Калиниченко сфотографироваться на память под украинским трезубцем, что висит в холле. «Он у меня над головой как корона получится». «Но вас же признали лучшим в матче против Саудовской Аравии!»
СУМКА ШЕВЧЕНКО
Калиниченко делает знак Воронину и Вячеславу Свидерскому, и троица, устроившись в дальнем углу бара, начинает какой-то серьезный разговор.
Появляются помощники Олега Блохина Андрей Баль и Олег Кузнецов и занимают кресла в кругу русскоязычной компании.
Двери лифта распахиваются все чаще – это администраторы сборной на тележках вывозят громоздкие металлические ящики и сумки к автобусу. Посреди холла одиноко маячит синяя сумка, на которую скотчем приклеена бумажка с надписью «ШЕВЧЕНКО, № 7». Позже ее тоже погрузят на тележку и увезут.
ПО КРАСНОМУ КОВРУ
Бармен приносит откуда-то длинные гирлянды цветов американского флага и начинает их развешивать в холле. Скоро появляются и американцы из крупной торговой корпорации – у них здесь пройдет совещание с немцами по обмену опытом. Их пока не могут разместить в номерах и предлагают бесплатные напитки из бара.
Из лифта выходит Блохин. Вид уставший, невыспавшийся, и присоединяется к компании Баля и Кузнецова.
У стола, на котором разложены постеры сборной Украины, сине-желтые футболки и несколько мячей, дежурит третий секретарь украинского посольства в Берлине Павел Орел. У него самая сложная задача: он должен отлавливать футболистов и тренеров и просить их расписаться на постерах и футболках. Однако Орел, болельщик киевского «Динамо», неплохо с ней справляется. Подписей становится все больше и больше.
Среди футболистов в спортивной форме выделяется полузащитник «Шахтера» Анатолий Тимощук. Он одет в коричневую рубашку и шорты, на голове – коричневая бейсболка. Тимощук в Киев не собирается, он едет в Милан. К сожалению, не по рекомендации бывшего миланца Шевченко на просмотр, а на отдых вместе с женой. Но украинскими футболистами наверняка уже заинтересовались многие европейские клубы. Ничего удивительного в этом нет: кто бы ни был в соперниках, чтобы дойти до четвертьфинала чемпионата мира, надо обладать определенными достоинствами.
В холле появляются футболисты, и охранники настойчиво предлагают всем не путаться у них на пути. Провожающие располагаются по обе стороны от входа в гостиницу с видеокамерами и фотоаппаратами.
От дверей гостиницы до двери автобуса ведет красная дорожка. Что ж, украинские футболисты заслужили по ней пройти. На дорожке совсем не похожий на украинца человек в синей форме. Это массажист Шевченко итальянец Пьеро Серпеллони, который на чемпионате мира работал со сборной Украины. Он пожимает руку каждому игроку и на прощание говорит: «До сентября».
Именно тогда украинцам предстоит провести первые матчи отборочного турнира Евро-2008. Любопытно, кто из этого состава в них будет участвовать? В том, что во главе команды останется Блохин, сомнений не вызывает. Впрочем, чужая сборная – потемки.
КОТЛЕТЫ ПО-КИЕВСКИ
Автобус полон. Блохин дает команду ехать в аэропорт. Поздно вечером в Киеве будет ужин, на котором он и его игроки смогут сказать друг другу немало приятных слов. Они их заслужили.
Обратно в центр Потсдама возвращаемся на машине немецкого коллеги. Решаем остановиться на площади Луизенплац, где до конца чемпионата мира будет принимать гостей украинский городок. В фонтане купаются малыши. В синих шатрах, где подают борщ, окрошку, котлеты по-киевски, сало и другие украинские деликатесы, полно народу. Звучит украинская, русская и немецкая речь. На больших экранах матч Португалия – Англия. Кто-то поднимает бокал пива «Оболонь» за успех команды Луиса Фелипе Сколари, кто-то – рюмку горилки за победу Свена-Ерана Эрикссона и его игроков.
В самый напряженный момент, когда соперники пробивают послематчевые пенальти, вдруг раздается знаменитая «бессамемучо». Это начал свои выступления украинский вокально-инструментальный ансамбль. Украина уехала из Германии, но дело ее живет.





