Германия, которую изменил футбол. Корреспондент «Советского спорта» в Германии анализирует прошедший чемпионат мира

Четыре недели миллионы немцев жили в атмосфере круглосуточного праздника, горланили песни, болели за свою команду, праздновали ее победы
news

ФУТБОЛ. ЧМ-2006
РАЗБОР ПОЛЕТОВ

 Четыре недели миллионы немцев жили в атмосфере круглосуточного праздника, горланили песни, болели за свою команду, праздновали ее победы. Но вот этот сказочный карнавальный месяц закончился. И что теперь? В Германию вернулись серые будни? От них, конечно, никуда не деться. Но они точно будут совсем не такими серыми, как раньше. Потому что за время чемпионата Германия стала другой.

ПРАЗДНИК, В КОТОРЫЙ НЕ ВЕРИЛИ

Вернувшись после финала в свой чудом забронированный берлинский отельчик, мы с коллегой решили прогуляться по ночному Берлину – благо располагалось наше однодневное пристанище совсем неподалеку от Бранденбургских ворот. Увы, попасть на знаменитую «фанатскую милю» на улице 17 июня нам не удалось.

— Найн! – здоровенный секьюрити был непробиваем. Ни журналистские аккредитации, ни уговоры на него не действовали. – Все закрыто. Идет демонтаж!

В этот момент я осознал, что все закончилось. Вокруг еще бушевала шумная толпа ликующих итальянцев и грустных французов, разбавленная пьяненькими, готовыми разделить в зависимости от собеседника и радость, и горе немцами, – а этот волшебный месяц, этот праздник футбола – кончился.

Кончился, как все хорошее, слишком быстро. А чемпионат – пусть не его очень средненькая футбольная часть, а то, что обычно именуется словом «вокруг» — действительно получился чудо как хорош. Даже те, для кого этот ЧМ не первый и не второй, уверяли, что ничего подобного немецкой праздничной феерии они никогда не видели.

Между тем еще полтора месяца назад никакой уверенности в том, что чемпионат мира станет именно праздником, вовсе не было. Потому что Германия была в глазах едва ли не всего остального мира страной не слишком праздничной и карнавальной. Ведь каким представлял мир «среднего немца»? Этаким серьезным, обстоятельным, все делающим аккуратно и в срок, но абсолютно лишенным чувства юмора, редко улыбающимся господином. Поэтому в то, что ЧМ будет организован образцово, – верили все, а вот в то, что его удастся раскрасить в карнавальные краски – извините.

НУ, ЛЕМАНН! НУ, МИЛЕНЬКИЙ!

Сомневались, кстати, в своей «веселости» и сами немцы. И всерьез обсуждали, сможет ли страна целый месяц держать на лице положенную гостеприимным хозяевам улыбку. И даже целый комплекс мер, призванных изменить в глазах мира имидж Германии, разработали.

Оказалось, все это было лишним. Потому что стоило начаться чемпионату, как вся Германия превратилась в один грандиозный карнавал – без всяких инструкций и указаний свыше. Честно говоря, для меня, работающего здесь пять лет, это было неожиданностью. Да и для самих немцев, кажется, – тоже.

И дело даже не в том, что в один прекрасный день страна оказалась в одночасье раскрашенной либо в белый форменный цвет бундестим, либо в черно-красно-желтые цвета немецкого флага. И не в том, что эти флаги всевозможных, от простыни до носового платка, размеров виднелись всюду: в окнах домов, в цветочных горшках на балконах, на автомобилях, на рулях детских велосипедов…

Главное — вдруг оказалось, что в Германии число фанатов сравнялось с цифрой населения страны! И даже те, кому футбол мог присниться лишь в дурном сне, те, кто с началом трансляций спешили переключить, а то и выключить телевизор, неожиданно обнаружили, что им интересно! Сомневаетесь? Вот вам рассказ одной, скажем так, не слишком юной дамы, полагавшей раньше, что она и футбол – понятия совершенно не совместимые.

— Вечером, когда была одержана победа над шведами, я отправилась в магазин и обнаружила, что пройти по улице просто физически невозможно: тротуары и проезжая часть были заполнены ликующей толпой, так что не протиснуться, песни, речовки, музыка и вопли надувных дудок оглушали до шока. По дороге я встретила белого боксера в попонке из флага, младенца в коляске — по случаю жары на нем не было ничего, кроме памперса, который тоже был раскрашен в черно-красно-золотое. Трехцветная толпа была парадоксально интернациональной: какие-то девочки-азиатки, несколько совершенно черных ребят и девушек, турецкие глазастые дети – и все это было облачено в триколор, хохотало, пело и сияло радостью. Не разделить эту радость было просто невозможно, и я вдруг поймала себя на том, что, как полная идиотка, улыбаюсь во весь рот – и с чего бы? Меня же не интересует футбол...

Что было поразительно – в этой огромной толпе не таилось ни малейшей агрессии, которая потенциально заложена в любом большом скоплении людей – город источал беззаботную радость, восторг победы и ощущение себя единым целым, да не каким попало, а – ого-го! И скандирование «Германия, Германия!» почему-то не вызвало у меня ни настороженности, ни отчуждения, а ведь мне чужд всякий патриотизм, потому что, по моему разумению, от него лишь шаг до ксенофобии. Но этот был такой трогательный. Такой симпатичный…

Поэтому, когда начался матч с Аргентиной, я прилипла к телевизору. Сперва надо было разобраться, где чьи ворота и все такое, но потом я справилась – не так уж это оказалось и сложно – и стала наблюдать перипетии игры, сперва просто с любопытством, а потом, в дополнительное время, уже с напряжением: ну неужели наши проиграют?! Во время пенальти я заметила, что колочу кулаком по дивану и приговариваю: «Ну, Леманн, миленький... Держись, Леманн, ты держись...».

Открою страшную тайну: автор этого милого эссе вовсе не немка, а давно живущая в Германии наша соотечественница, журналистка Ирина Стекол. Что уж тогда говорить о «коренном населении»!

ДАЖЕ ПОРАЖЕНИЕ НЕ ВЫЗЫВАЕТ АГРЕССИИ

Могло ли оно не проникнуться, не включиться во всенародное гулянье? Да нет, конечно, тем более что поговорка «гулять – не работать!» имеет хождение не только в России. И если в первые дни ЧМ спецпоезда, перевозившие бразильских болельщиков, немцы с легкой завистью называли «самбой на колесах», то вскоре в забитых до отказа вагонах сами зажигали так, что куда там Рио-де-Жанейро!

И было очень трудно понять, кому все происходящее больше в радость – заранее настроенным на футбольную фиесту болельщикам из разных стран или самим немцам, вынужденным в свободное от футбола время еще и на работу ходить!

Кстати, фанаты-гости, поначалу развлекавшиеся с некоей оглядкой на хозяев, произошедшие с немцами изменения прочувствовали сразу. А прочувствовав, буквально все – от заводных африканцев до еще менее (как представлялось) улыбчивых швейцарцев – включились в праздничное веселье хозяев так дружно и шумно, что до самого финала этот карнавал было уже не остановить.

И даже тяжкое горе, постигшее страну после поражения в полуфинале от итальянцев, праздник не испортило, – не выказав вполне ожидаемой агрессии, он только притихнул на пару дней, а потом вспыхнул с новой силой. И, думаю, именно в тот печальный для немецкого футбола вечер окончательно оформилось то, что главный творец «немецкого чуда» Юрген Клинсманн назвал «новым лицом Германии». Очень, я вам скажу, симпатичным получилось это лицо.

ЧТО ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА?

Известно – чем выше заберешься, тем больнее падать. Германия задала ЧМ неведомую ранее праздничную высоту. Каково после месяца бурных и радостных гуляний возвращаться к нормальной жизни? Не сменится ли массовая эйфория такой же массовой депрессией?

Опасения, кстати, совсем не напрасные: всему миру известен печальный опыт австралийцев, которые в 2000 году так же восторженно праздновали Олимпийские игры в Сиднее, а после них впали в то, что психологи назвали «состоянием коллективной меланхолии».

Похоже, Германии это не грозит. И хотя после «бурной свадебной ночи» ЧМ повседневная «рутина семейной жизни» должна наступить неизбежно, она, эта рутина, не будет слишком мрачной. Во всяком случае, эксперты (а ими в эти дни становятся и психологи, и политики, и футбольные функционеры) надеются, что легкое уныние пройдет быстро и жизнь не просто вернется в привычную колею — пойдет если и не так празднично, как в июне–июле, то в любом случае веселее и ярче, чем до ЧМ.

Правда, одно исключение из этого оптимистичного течения жизни уже отмечено. Исключение трагическое: сразу после финала ЧМ попытку самоубийства предпринял уполномоченный берлинского сената по проведению чемпионата мира Юрген Кисслинг. Что побудило Мистера ЧМ (65-летний Кисслинг был официальным представителем в ФИФА всех 12 немецких городов, принимавших чемпионат мира, придумавший превратить берлинскую улицу 17 июня в «фанатскую милю») поднести к виску «Вальтер ППК» и нажать на курок, до конца не ясно. Сначала назывались некие «политические проблемы», но после знакомства с предсмертными письмами чиновника полиция склоняется к выводу, что Кисслинг, несколько лет назад похоронивший любимую жену и растивший младшую дочь один, просто впал в депрессию. Видимо, держался человек на плаву до тех пор, пока его держало отнимающее все время и силы важное дело. А когда все кончилось – почувствовал опустошение и решил уйти. И ушел — четыре дня врачи берлинской клиники «Вирхов» боролись за жизнь Мистера ЧМ, но вынуждены были отступить. Кисслинг умер…

И все же в Германии верят, что эта трагедия так и останется исключением. Немцы уверены, что оптимистично-победный дух, внедренный Клинсманном в неожиданно ярко заигравшую бундестим, победит в настроениях немцев любой пессимизм и останется со страной надолго. И что сборная, вдохнувшая в страну новую жизнь, еще не раз порадует своих фанатов (а это после ЧМ едва ли не все население Германии). Правда, уже без главного творца победной эйфории.

ПОЧЕМУ УШЕЛ КЛИНСМАНН

Вы не поверите, но вопрос: «За что Зидан боднул Матерацци» в Германии, в отличие от всего футбольного мира, почти не обсуждался. Не потому, что немцам это было неинтересно. Просто все затмила другая тема: останется Клинси или нет?

Сейчас уже и не вспомнить, в какой именно момент Юрген Клинсманн из всенемецкого изгоя, по которому не топтался разве что самый ленивый, превратился в героя нации. Да и не важно это. Главное – в один прекрасный день вдруг выяснилось, что более популярного и более любимого народом человека в Германии просто нет. И не только простыми болельщиками – в любви к Клинси наперебой стали объясняться политики самого высокого ранга.

Пример подала сама канцлер, после игры с Польшей сравнив игру сборной ни много ни мало как с работой федерального правительства.

— Целеустремленность и последовательность помогают прийти к намеченным целям и в том, и в другом случае, — заявила Ангела Меркель. – Работа Юргена Клинсманна позволяет болельщикам страны спокойно смотреть в будущее. Того же самого мы в правительстве стремимся добиться для всей Германии.

Еще дальше пошел премьер-министр федеральной земли Нижняя Саксония Кристиан Вульф, уверенный, что успехи, достигнутые бундестим на ЧМ, нужно использовать в качестве модели для всей Федеративной Республики. Поэтому стране нужно как можно больше Клинсманнов!

Ну а болельщики никаких политических аналогий не проводили. Они просто разом возвели Клинси в положение бога и едва ли не начали на него молиться. И заранее громко просить:

— Клинси, не уходи, останься с нами...

В СМИ развернулась мощная кампания с тем же рефреном: «Клинси, не уходи!» По всей стране собирали подписи под воззваниями бундестренеру с просьбой остаться. Я, кстати, одно из таких коллективных писем тоже подписал: во-первых, и Клинсманн, и его работа мне симпатичны, а во-вторых, попробуй тут не подпиши, когда на тебя смотрят пылающие наивной верой во всемогущество народного мнения и вовсе не готовые к отказу глаза. Увы, просьба корреспондента «Советского спорта», даже подкрепленная 12 миллионами (цифра, правда, неофициальная, но в ее порядок верится) подписей немецких фанатов, действия не возымела – Клинси ушел.

В принципе об этом было известно заранее. И все разговоры о том, что Юргену надо подумать, надо посоветоваться с семьей, на мой взгляд, были «в пользу бедных» – чтобы не портить народу праздник, дать схлынуть волне эйфории. Все наверняка было решено заранее. Почему? Клинси устал? Наверняка устал – попробуйте поработать под таким прессом! Клинси соскучился по семье? Конечно, соскучился – попробуй покурсируй два года между Германией и Калифорнией! Клинси не забыл, как его два года третировали те, кто сейчас провозглашает героем? Наверняка не забыл – он ведь хоть и не злопамятный, но память у него хорошая! Клинси хотел уйти красиво? Уверен, это тоже имело место. Но главное, на мой взгляд, совсем в другом – Юрген и не собирался оставаться!

Уверен, что нынешние события были спланированы – как один из возможных сценариев – еще два года назад. И для Клинсманна наверняка главным было не уйти красиво – после того, что он на посту бундестренера вынес, ему, думаю, было почти все равно. Главным было сохранить начатое дело, оставить во главе бундестим своих единомышленников – Йоахима Лёва и Оливера Бирхоффа. И все получилось!

ЙОГГИ ВМЕСТО КЛИНСИ

Не зря, совсем не зря вторую половину чемпионата на пресс-конференциях бундестим с журналистами общался именно Лёв – похоже, Клинси хотел подтвердить, что его ассистент играет в команде совсем не второстепенную роль. О том же самом он говорил и во всеуслышание, заявляя:

— Лёв для меня не просто ассистент, а равноправный партнер. Я, скорее, выступаю в роли координатора, а тренерские функции фактически выполняет Йоахим.

Немецкий футбольный союз (DFB) к бундестренеру-триумфатору прислушался. И хотя среди кандидатов на пост назывались такие авторитеты, как Маттиас Заммер, Кристоф Даум и даже Оттмар Хитцфельд, утвердил новым бундестренером именно Лёва.

— Назначение Лёва – единственная разумная и логичная альтернатива, — обрадованно прокомментировал решение Клинсманн. – Состав сборной окончательно сформировался, ребята великолепно выступили на чемпионате мира и созрели для того, чтобы сделать следующий шаг. В команде еще скрывается огромный потенциал. Я на двести процентов уверен, что Лёв сумеет реализовать его наилучшим образом.

Так что немецкие фаны могут быть спокойны: развал их любимой бундестим не грозит. Всего-то и разницы, что к сияющей впереди альпийской вершине под названием Евро-2008 Германию поведет не флегматичный Клинси, а заводной бескомпромиссный Йогги.

А велика ли эта разница, узнаем только через два года – волшебное превращение бундестим из Золушки в принцессу, кажется, научило немецких фанатов не делать скоропалительных выводов.

Новости. Футбол

Пиза - Ювентус

Сегодня в 19:45

Пиза
Ювентус

Ставка: Пиза, Фора 1.5

Команда Пиза выиграла 13 из 15 последних матчей дома с форой 1.5 по ударам в створ

Сделать ставку 2.89

Реклама 18+