Как бронза превращается в золото. За счет чего немцы, выиграв всего лишь бронзу, заработали золотые горы

ФУТБОЛ. ЧМ-2006
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Старая футбольная истина гласит: «В футбол играют все, а побеждают всегда немцы». Так получилось и на этот раз.
– Ерунда! – воскликнете вы. – Победила-то вовсе не Германия, а Италия!
И будете правы. Но не совсем. Чемпионом действительно стала Италия. А выиграли, как всегда, немцы. Во всяком случае, в финансовом и экономическом плане.
ЧЕГО БОЯЛИСЬ НЕМЦЫ
Чемпионат мира по футболу задолго до своего старта вызывал в Германии ожесточенные споры. И не только на тему мизерных, как тогда казалось, шансов бундестим на успех – не менее бурные дискуссии шли по вопросу, принесет ли ЧМ стране пользу в экономическом плане, или его следствием станут немалые убытки.
И хотя авторитетные специалисты одного из крупнейших в Германии банка Postbank прогнозировали, что ЧМ даст немецкой экономике прибавку не менее чем в полпроцента (а это сумма очень и очень весомая), что только на счетах строительных и туристических концернов, а также производителей спорттоваров осядет дополнительно не меньше девяти миллиардов евро, число сомневающихся было велико. Оно и понятно – доходы выглядели гипотетическими, а в развитие транспортной и туристической инфраструктуры, а также модернизацию и строительство стадионов пришлось вложить не менее 6 миллиардов!
ВНАКЛАДЕ НЕ ОСТАЛСЯ НИКТО
И вот чемпионат закончился. Стал ли он с экономической точки зрения таким же праздничным, как все, что происходило в Германии в июне – июле? Или таким же скучным и печальным, как большая часть сыгранных на ЧМ матчей? Разумеется, окончательных расчетов пока нет: «подбивать бабки» – дело серьезное, не терпящее, особенно у немцев, никакой спешки. Но главный ответ был готов еще до финального свистка финального матча: с экономической точки зрения ЧМ удался на славу!
Внакладе, похоже, не осталась ни одна из отраслей немецкой экономики – гостиничный и туристический бизнес, транспортники и связисты, рестораторы и строители – все бодро рапортуют о резком увеличении доходов. Да и могло ли быть иначе? Ведь на чемпионат со всего мира съехались даже не один, как ожидалось, а почти два миллиона болельщиков со всего мира. Всем им надо было где-то спать, что-то есть и пить, как-то передвигаться по стране. И Германия с большим удовольствием – и вовсе не задаром – оказывала своим гостям все мыслимые, а порой и немыслимые услуги.
МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ «ДОЙЧЕ БАНОМ» УТРОМ РАННИМ
Немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn рассчитывал перевезти за четыре недели чемпионата 5 миллионов «футбольных» пассажиров. А перевез – используя дополнительно 10 тысяч региональных и 370 поездов дальнего следования – 15 миллионов! Неудивительно, что и ожидаемая дополнительная прибыль Deutsche Bahn возросла втрое, составив не менее 3 миллиардов евро – и это еще при том, что мест в поездах хватало не всем, а после матчей суперсовременные немецкие экспрессы забитостью напоминали порой московское метро в час пик.
Неплохо заработали на ЧМ и авиаторы (вместе с аэропортами), и автобусные фирмы, у которых число заказов в июне–июле превысило норму в 9 (!) раз, и таксисты – особенно в тех городах, где проходили матчи ЧМ. И даже труженики сравнительно новой формы транспортного сервиса – появившихся в некоторых больших немецких городах велотакси – в день перевыполняли порой свою месячную норму.
ОТЕЛИ – ДЛЯ ГОСТЕЙ, ДОХОДЫ – ДЛЯ ХОЗЯЕВ
Доходы гостиничного бизнеса – это отдельная песня. Еще в 1999 году объявили, что во время ЧМ гостиницы в обязательном порядке должны будут предоставлять гостям чемпионата номера по ценам 2003 года плюс 6 процентов на инфляцию. Но объявленная перед ЧМ средняя цена номера – 187 евро – цены трехлетней давности превысила в разы. А если учесть, что еще до старта чемпионата World Cup Accomodation Services (WCAS) фирма-посредник, созданная специально «под поручение» ФИФА для обеспечения гостей ЧМ отелями, реализовала почти сорок тысяч номеров (больше всего мест в отелях заказали Бразилия – 52 тысячи ночевок, Англия – 39 тысяч, Мексика – 35 тысяч, США – 27 тысяч, Аргентина и Япония – по 16 тысяч, Италия, Голландия и Австралия – по 12,5 тысячи), можете сами посчитать, сколько выручки это принесло и владельцам отелей, и посредникам.
МИЛЛИОН, МИЛЛИОН, МИЛЛИОН... ЖАРЕНЫХ КОЛБАСОК
Не остались внакладе и многочисленные рестораны и ресторанчики, бары и пивные. Бесспорными рекордсменами здесь были передвижные пивные и сосисочные, оборудованные на берлинской «фанатской миле» у Бранденбургских ворот, где во время трансляций матчей собиралось до миллиона болельщиков – уже через неделю после начала ЧМ некоторые из их владельцев, поплевывая через левое плечо, сообщали, что «сделали» две годовые нормы – за один месяц! Но и остальные «точки общепита», особенно те, которые располагались в районе стадионов, и те, что не поленились оборудовать у себя дополнительные экраны для телетрансляций, вряд ли могут пожаловаться. Запасы еды и напитков, особенно пива, уничтожались везде с небывалой скоростью! В Берлине, например, ежедневно только жареных колбасок продавалось около полумиллиона штук.
КТО ВЫПИЛ НЕМЕЦКОЕ ПИВО?
О пиве нужно говорить отдельно. Да что там говорить – петь! Во всяком случае, радостные итоги ЧМ звучат из уст производителей и торговцев этим самым популярным напитком фанатов, как бодрый марш. «По нашим оценкам, во время чемпионата мы продали на 30, а то и 40 процентов больше кельша (оригинальное пиво верхового брожения, которое варят в Кельне. – Прим. ред.), чем за аналогичный период 2005 года», – ликовал председатель Пивоваренной ассоциации Кельна с символической фамилией Кельш. Результатами ничуть не хуже могут похвастаться и пивовары других районов страны.
Многие были уверены, что столь ненасытная пивная жажда болельщиков была результатом не только жаркой погоды, но и удачного выступления на ЧМ сборной Германии. Поэтому все торговцы пивом переживали за бундестим ничуть не меньше самых отъявленных фанатов и бурно радовались тому, что она оставалась на плаву до последних дней ЧМ.
Думается все же, что причиной «пивного бума» была не только успешная игра немцев. Иностранные фанаты от хозяев тут явно не отставали. А англичане немцев, похоже, и вовсе переплюнули: в Нюрнберге, в Штутгарте, в Кельне – везде, где проводила матчи английская сборная, к вечеру второго дня британского нашествия запасы пива буквально подходили к концу.
А к концу ЧМ стало не хватать уже и бутылочного пива. В этом довелось убедиться и лично – на следующий день после финала на главном берлинском вокзале купить пенного напитка так и не удалось. А в вагоне-ресторане, с наслаждением держа в руках запотевший бокал, неожиданно услышал от симпатичной барменши:
– Вам повезло, разливное пиво сегодня мы получили перед рейсом первый раз за последнюю неделю!
Для меня, жителя Германии с пятилетним стажем, слышать это дико – уж что-что, а пиво в этой стране было и, казалось, будет всегда. А вот барменша, похоже, за время ЧМ с такой нелепой ситуацией свыклась.
ОТ ШЛЯП ДО ПРЕЗЕРВАТИВОВ
В области торговли больше всего доходов получили продавцы всевозможной фанатской атрибутики. «Все, что касается футбола, сейчас продается, как горячие пирожки, – говорил представитель немецкой ассоциации розничных торговцев. – Люди скупают все, от шляп до презервативов, на которых имеются ярлыки чемпионата мира». Только немецких флагов самых разных размеров было продано за время ЧМ более 10 миллионов! А если учесть, что самые дешевые из них стоили 2–3 евро, а самые дорогие зашкаливали за сотню... А миллионы футболок немецкой сборной, а черно-красно-желтые парики и шарфы! Да и не только немецкая атрибутика пользовалась на ЧМ спросом! По некоторым расчетам, в этой отрасли было получено более двух миллиардов дополнительной прибыли. Правда, цифры здесь довольно расплывчатые – мелкие торговцы афишировать свои доходы не слишком любят не только у нас.
Правда, не вся торговля итогами ЧМ довольна. Многие супермаркеты, открытые по случаю чемпионата допоздна, а то и круглосуточно, явно рассчитывали на большее. Многие, но только не те, кто перед ЧМ догадался увеличить на своих складах запас телевизоров – продажа новейших моделей, в особенности с большими экранами, в мае превысила пять месячных норм, да и в июне телики шли на ура.
ДАР АБРАМОВИЧА НЕМЕЦКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Словом, футбольные туристы со всего мира осыпали Германию золотым дождем, вывернув наизнанку свои кошельки. Но были у чемпионата и такие гости, которые обогатили хозяев всерьез. Целые этажи в элитных отелях городов, где играла сборная Саудовской Аравии, были выкуплены арабскими шейхами, в расходах себя нисколько не ограничивавшими. Соперничали с ними миллионеры-болельщики со всего мира.
Да и миллиардеры не отставали. Существенный взнос в немецкую экономику сделал и Роман Абрамович. По информации «Бильда», владелец «Челси» приобрел более 500 билетов общей стоимостью 1,5 миллиона долларов, полностью выкупив по одной VIP-ложе на десяти из двенадцати стадионов, на которых проходили матчи чемпионата мира по футболу (один билет в такую ложу, которая вмещает максимум 10 человек, стоил 3 тысячи долларов). Добавьте к этому стоянку яхты «Пелорус» в порту Любека, вертолет, отели и все прочее – наверное, набежит еще столько же, если не больше.
Немалую сумму потратили в Германии жены и подруги футболистов английской сборной: их бурные вечеринки и шопинг-туры стоили, по подсчетам британской «Санди таймс», 1,4 миллиона евро, а проживание этой веселой «женской бригады» в Баден-Бадене обошлось английской ФА еще в 360 тысяч.
А ЧТО СТРАНЕ?
Но все эти огромные деньги, потраченные гостями ЧМ, осели, естественно, на счетах частных предприятий и лиц. А какая польза стране? Налоги? Конечно, они в Германии совсем не маленькие.
Важнее же, что чемпионат мира создал более 50 тысяч новых рабочих мест, в первую очередь, в гостиничном секторе и в розничной торговле. И хотя «настоящим» безработным досталось далеко не все – треть вакансий заняли студенты и школьники, которые не прочь подработать во время летних каникул (многие немецкие работодатели предпочитают нанимать именно молодежь, поскольку в этом случае социальные отчисления на сотрудника намного ниже) – эти цифры все равно вызвали в Германии немалый оптимизм – тем более что половина новых рабочих мест сохранилась и после окончания ЧМ.
Еще один плюс – весь мир увидел «новое лицо Германии», понял, что эта страна привлекательна в туристском смысле ничуть не меньше соседней Голландии или Бельгии. А ежегодное увеличение туризма, пусть даже в разы меньшее, чем во время чемпионата мира, – это опять-таки миллиарды и миллиарды евро в немецкую казну.
И вовсе не зря представители оргкомитета Евро-2008 уже громогласно заявили о том, что будут проводить первенство континента по «немецкому образцу». Они, конечно, поясняли, что имеют в виду в первую очередь то, благодаря чему немцам удалось превратить чемпионат в настоящий праздник, – «фанатские мили» и все остальное, сделанное в Германии для болельщиков, а также систему обеспечения безопасности. Но, уверен, не только это – не зря же ЧЕ пройдет в том числе в умеющей лучше всех в мире считать доходы Швейцарии!





