«Спартак» – чемпион?

ФУТБОЛ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 22-Й ТУР
Это не прогноз. Это даже не взвешивание золотых шансов «Спартака». Просто наступил момент, когда стоит отдельно рассмотреть красно-белую линию в чемпионском сюжете.
Гол Владимира Быстрова «Зениту» в добавленное время, я бы сказал, по-новому распределил шансы на золото. «Спартак» первым из головной группы закончил выяснять отношения с соседями по ведущей пятерке, дальше у него соперники попроще. И «Спартак», заметьте, единственный, кто не проиграл ни матча соседям по верхнему этажу. Всякое было – бойко спасался с ЦСКА, глупо упускал свое с «Москвой» – но вот ведь не проиграл!
С «Зенитом» команда извлекла три очка из игры, про какие говорят – битая ничья. Как правило, такая удача в значимом, ключевом матче означает одно из двух. Или футбольный бог сделал команде подарок на день, и в следующий раз в подобном матче, коль таковой у «Спартака» случится, подарок отдаст другому. Или он выбрал «Спартак» себе в любимцы.
Знаете притчу про двух лягушек, угодивших в банку с молоком? Одна утонула, а вторая лапками-лапками, и получилось масло — лягушка выбралась. Вот на эту невольную труженицу молочного производства похож нынче «Спартак». Владимир Федотов не просто превзошел ожидания по части воспитания у команды задора и жизненной силы. «Спартак», вспомним для примера, вышел против «Локо» в трансе после «Баварии», но сумел уже по ходу оклематься – «лапками-лапками». Он напортачил против «Москвы», но до последней секунды (чуть не написал — до последнего вздоха), словно не чувствуя боли и обиды от пощечин, порывался все равно забить, еще и выиграть.
Между тем Федотов, пожалуй, еще и превосходит своих коллег по головной группе в изобретательности. На поле матч с «Зенитом» выиграл по большей части, конечно, Быстров, чьи прорывы были в субботу не только остры, но и направленны. Но ведь работа Федотова в этом матче – прямо-таки изумительное искусство кройки и шитья. Катастрофически тонула оборона, и вдобавок вне игры Ковалевски. Что делает Федотов? Сводит в центральной зоне Иранека с Жедером – и сразу видно: это самый убедительный вариант в центре. А Шишкина широким жестом переводит слева направо. И сразу – пара шустриков на правом фланге. Ведь Шишкин не только исправно трудится в тылах, он все опаснее и разнообразнее играет на атаку.
Смотрим дальше. Выход Квинси в основе именно против «Зенита» – вроде бы момент недоумения. Против этих-то, строгих и компактных, как пить дать, заблудится. Верно, заплутал. Но какая была у Федотова альтернатива Квинси? Бояринцев. И Федотов Бояринцева, как мастера краткосрочного вдохновения, приберег для концовки. И они-то и сделали гол артельно – пронзительно-яростно ворвавшийся в штрафную Бояринцев и Быстров, плюс в комбинации точно поучаствовал Родригес. И кто теперь скажет, что Федотов напрасно так долго мучается с этим туманно атакующим Родригесом, — разве тот же Быстров так проникновенно и так местами остроумно шуровал у Петржелы или у Старкова?
А «Зенит», герой сентября, «Зенит», где работу Адвоката мы быстро возвели чуть ли не в образец высочайшего профессионализма, ухитрился ни разу за матч всерьез не потревожить спартаковского дублера-кипера Хомича. Элементарно его не проверил. Это жирный минус Адвокату. И это, быть может, ответ на вопрос, который я задавал днями раньше: а есть ли у «Зенита» изюминка, иными словами, у Адвоката — искусство особого тактического акцента?
А тремя часами позже спартаковский конкурент «Локо» в игре похожего свойства проиграл «Москве». И раз за разом на расслабленных ногах проигрывал защитникам стыки Траоре. Но команда продолжала активно на него играть. И где-то в клубных коридорах затерялись сменщики Траоре – богатыри-удальцы О’Коннор и Асильдаров… Одним словом, следя за чемпионской гонкой, стоит помнить притчу о двух лягушках.





