Нападающий сборной Эстонии Андрес Опер: Ради попадания на Евро готов на все!

ФУТБОЛ
Эстонский форвард голландской «Роды» совсем не чужая российскому футболу персона. Андрес Опер два года отыграл в московском «Торпедо», а кроме того, поучаствовал во всех последних матчах со сборной России. Весной 2002 года нападающий сборной Эстонии даже забил два гола в ворота Руслана Нигматуллина и Александра Филимонова.
«ВАМ ГОЛ!»
Телефонная беседа с Андресом Опером длилась почти час, но не потому, что «горячий эстонский парень» оказался слишком медлительным. Просто разговор получился задушевным, да и нападающий сборной Эстонии оказался на редкость приятным и общительным собеседником.
– Я так давно не давал интервью на русском, – Опер говорит с сильным акцентом, с трудом подбирая нужные слова. – Ну да ничего страшного, давайте попробуем. Заодно вспомню язык.
– У меня перед глазами свежий номер «Советского спорта», и в нем футболисты сборной России рассказывают анекдоты про Эстонию. С вашего позволения зачитаю один: «Рассказал двум эстонцам, какие они тормоза. Побили. На следующий день».
– (Молчание.)
– У вас есть такой анекдот про Россию?
– Я не помню ни одного, связанного с русскими.
– А вот защитник сборной Эстонии Дмитрий Круглов рассказал «Советскому спорту» один: «Скажите, где у вас книга «Россия – чемпион мира по футболу»? – Фантастика на втором этаже».
– Ха-ха! Хороший анекдот. Молодец, Дима! Смешно! Можно сказать, вам гол.
СКУЧАЮ ПО РОССИЙСКИМ СБОРАМ
– Скажите, для вас стала сюрпризом идея Йелле Гуса провести сбор перед матчем в Голландии?
– Нет. Он давно объявил команде об этом. Так что ничего экстраординарного не произошло.
– Голландия за два года выступления в «Роде» стала родной?
– Можно так сказать. У меня здесь получается. Команда идет хорошо. Правда, последние три игры не заладились – не можем выиграть. И если ничью с «Фейеноордом» можно считать успехом, то поражение от «Валвейка» со счетом 2:3 стало первым в календарном году. Тем обиднее.
– Пару месяцев назад вы забили очень красивый гол «Витессу»...
– Ну да, вышло здорово. Прокинул мяч пяткой мимо защитника, обвел вратаря и закатил мяч в пустые ворота…
– …значит, уже чувствуете местный футбол. Можете провести параллель между голландским и российским чемпионатами?
– Это будет непросто. Здесь все совсем другое. Прежде всего отношение к футболу. В Москве мы за два дня до очередной встречи переезжали всей командой в гостиницу, садились на сбор. А тут, когда дома играешь, за полтора часа до матча придешь на стадион, тренер объяснит сильные и слабые стороны соперника – и все. Тут намного проще все происходит, свободнее. Профессиональнее, что ли.
– Хотите сказать, что в России не доверяют футболистам?
– Можно так сказать. В Голландии к игрокам совсем другое отношение. Тренер относится к тебе как к индивидуальности, общается как с личностью. А в России есть такая проблема – тренер боится, что если у игрока появится больше свободного времени, он начнет нарушать режим. Поэтому и сажали в отель за два дня до игры. Но мне такая практика, честно, даже где-то нравилась.
«ЗЕНИТ» ИЛИ ЕВРОПА? НАДО ПОДУМАТЬ
– Если поделить вашу карьеру на четыре этапа по принципу клубов, за которые вы выступали, – «Флора», «Ольборг», «Торпедо» и «Рода», – то на каком месте «Торпедо»?
– Я не стал бы ставить какой-то один клуб на первое место. О «Торпедо» остались приятные воспоминания. До сих пор слежу за его выступлениями. Я люблю Москву и то время, что я провел в этом городе. Обидно, что черно-белые вылетели из премьер-лиги. А еще жаль, что я забил так мало голов за «Торпедо» и что не все получилось, как хотел. Чувствую сейчас, что мог играть лучше.
– Может быть, у вас не сложились отношения с Сергеем Петренко?
– Нет. Петренко – хороший тренер. Мне нравилось с ним работать. Но не только он принимал решения.
– Имеете в виду президента Алешина?
– Что вы? Алешин – хороший человек. Он и Петренко – два очень позитивных человека, из-за которых я и подписал контракт с «Торпедо». Не берусь судить, почему команда вылетела в первую лигу. Можно всегда сказать, что виноват тот-то и тот-то, но это неправильно.
– Кстати, в сборную России вызван Дмитрий Бородин, до сих пор выступающий за «Торпедо». Вы поддерживаете с ним отношения?
– Конечно, если будет возможность, перекинусь с ним парой фраз. Но теперь в сборную вызвали и Зырянова. Правда, он уже не в «Торпедо»…
– Вы слышали, что «Зенит», за который теперь выступает Зырянов, очень богатый клуб?
– Да, в хорошую команду он ушел.
– Представьте, что у вас есть возможность выбирать между «Родой» и «Зенитом». Что бы вы предпочли – Европу или деньги?
– Интересный был бы выбор. Можно, я даже не буду представлять себе такую возможность?
СВОИ ГОЛЫ ВАШЕЙ СБОРНОЙ ХОРОШО ПОМНЮ
– По опросу футболистов сборной России, самым опасным игроком сборной Эстонии в предстоящем матче почти единогласно признан Андрес Опер. Не скажете почему?
– Ой, даже не знаю, – Опер явно смущен. – Может, им ваш тренер что-то про меня рассказал?
– Думаете, Хиддинк так хорошо изучил эстонский футбол?
– О, Хиддинк очень много знает! Вам необычайно повезло с тренером. Я считаю, что это один из лучших специалистов во всем мире.
– А может быть, просто российские футболисты еще помнят матч 2002 года, когда были неожиданно повержены эстонцами со счетом 1:2? Припоминаете ту игру?
– Припоминаю! – голос эстонца дрожит от возбуждения. – Этот год мы вообще хорошо начали. Мы еще играли с Саудовской Аравией, которая, как и Россия, готовилась к чемпионату мира. Выиграли, по-моему, 2:0. Не знаю, почему ваша сборная так с нами сыграла. Может, отнеслась к этому матчу чересчур легкомысленно? Но у нас получалось все, что мы задумали. Конечно, русские были чуточку сильнее – больше держали мяч, комбинировали. Но я уже не помню, что там было…
– Андрес, вы забили два мяча!
– Ну, эти-то моменты мне не забыть никогда. В одном из голов, кстати, есть вина Чугайнова. Мы хорошо прессинговали и заставили центрального защитника сборной России ошибиться, потеряв мяч вблизи своих ворот. Ну а дальнейшее было делом техники – два паса и гол.
ПОНИМАЮ ВЫБОР ТИТОВА
– Как вы по 5-балльной системе оцениваете свое игровое состояние перед матчем со сборной России?
– На три-четыре балла. Чтобы оценивать себя на твердую пятерку, нужно забивать по два гола в каждом матче. Даже больше. А так функционально я готов хорошо.
– Какое самое яркое впечатление осталось у вас после осеннего матча со сборной России?
– При счете 0:0 у нас возникла хорошая возможность забить. Если бы все в том моменте сложилось удачно, матч мог закончиться по-другому. Мы чувствовали, что не сможем весь матч удерживать натиск русских. И поэтому, когда не забили, промелькнула нехорошая мысль, что все кончится для нас плохо.
– А какой эпизод стал решающим?
– Когда на замену вышел Погребняк. До этого на поле у россиян все нападающие были маленькие, а он такой большой. Ваша сборная поменяла тактику, и Погребняк сразу забил.
– Кстати, Павла не будет в ответном матче в Эстонии. Равно как и Титова, который отдал два голевых паса.
– Да. Я только что слышал, что он уехал из сборной. Вроде бы у него рожает жена?
– Она на пятом месяце. А если бы с вами случилась такая ситуация, пожертвовали бы сборной?
– Если бы это был первый ребенок и жену уже госпитализировали, то, наверное, я бы отпросился к ней в больницу.
– А если бы для вашей сборной эта игра была решающей? Ведь для россиян любой исход, кроме победы, в матче с эстонцами смерти подобен.
– Да, для вас этот матч сродни финалу. Если бы у сборной Эстонии был шанс поехать на чемпионат Европы и передо мной встал такой выбор – я бы сделал все, чтобы моя страна попала на Евро. Но Титова тоже можно понять. Я не могу сказать, что он поступает неправильно. Если Егор чувствует, что он сейчас должен быть рядом с женой, это его право. Потому как в футбол мы играем до 35 лет, а семья – это навсегда.
ХОРОШО, ЧТО НЕ ПРИШЛОСЬ ЛЕТАТЬ ВО ВЛАДИВОСТОК
– Продолжите фразу: российский футбол – это…
– …хорошие, техничные игроки, сильные в комбинационном футболе, в который они могли бы играть еще лучше. Но, думаю, Хиддинк их научит. Надо просто верить в то, что Россия – сильная команда.
– Хотите сказать, что порой российские игроки сами не верят в то, что они сильны?
– Думаю, да. Мне искренне непонятно, почему они давно ничего не выигрывают.
– Кто самый опасный игрок в сборной России?
– Я теперь даже не знаю, кто там будет играть, потому что все травмированы. Но я бы сказал, что этот игрок – Андрей Аршавин.
– Ваши самые яркие впечатления о России?
– Первое и главное – это Москва, которая навсегда останется в моем сердце. Из тех городов, в которых мне довелось побывать, Москва – город номер один. Жаль только, что эта пышная жизнь ведется лишь в столице и еще в Санкт-Петербурге. За МКАД уже не так гламурно (это слово Опер произнес по-английски. – Прим. ред.). Повсюду нищета, нехватка денег. Это впечатляет и расстраивает одновременно.
– Вы еще во Владивостоке не были…
– (Смеется.) В этой связи я даже рад, что уехал из России раньше, чем мне хотелось бы. У вас такая большая страна!
– Андрес, мы с вами заболтались, и, по-моему, вы уже нарушили режим. В Голландии, по моим подсчетам, сейчас 22.30. Когда у вас отбой?
– Отбой – это когда надо идти в номер? Ой, уже пора идти. Я побежал.
– Последний вопрос. Вас устроит ничья в предстоящей встрече?
– У России сильная команда, обыграть ее будет сложно. Думаю, ничья для нас будет считаться хорошим результатом. Но, конечно, идем на три. Так можно сказать по-русски?
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андрес ОПЕР
Родился 7 ноября 1977 года в Таллине (Эстония).
Рост 185 см. Вес 75 кг.
Амплуа: нападающий
Карьера игрока: «Флора» Таллин (1996–1999), «Ольборг» Дания (1999–2002), «Торпедо» Москва, Россия (2003–2005), «Рода» Керкраде, Голландия (с августа 2005).
За сборную Эстонии провел 103 матча и забил 32 гола.
Достижения: лучший футболист Эстонии (1999, 2002, 2005), чемпион Эстонии (1997/98, 1998/99), обладатель Кубка Эстонии (1998), обладатель Суперкубка Эстонии (1998).
Жена Марге, дочь Эмма.





