«Зачем ты стучишь в мои барабаны?..» Чем клубы российской премьер-лиги привлекают болельщика на трибуны

ФУТБОЛ
«Локомотив» – лидер российской премьер-лиги в области игрового шоу. В перерывах матчей в Черкизове проводят конкурсы для болельщиков и выступления музыкальных групп, на трибунах команду поддерживает духовой оркестр, если игра завершается победой железнодорожников, над стадионом гремят залпы салюта… На тему нефутбольных развлечений для болельщиков корреспондент «Советского спорта» поговорил с коммерческим директором «Локо» Дмитрием Ефимовым.
САЛЮТ ПОД МУЗЫКУ – ТО, ЧТО НАДО
– Знаю, болельщики «Локо» до сих пор обсуждают концерт группы «Чайф», который предварял первый матч в Черкизове в сезоне-2007.
– С первым домашним матчем и с концертом «Чайфа» вообще любопытная ситуация получилась. Я пришел в «Локомотив» 1 марта, а уже 17-го предстояла игра с «Рубином». Открытие сезона должно было стать ярким и запоминающимся. Когда я понял, что к шоу такого масштаба мы не готовы, пригласил одного из ведущих российских продюсеров Александра Ревзина. И в кратчайшие по меркам шоу-бизнеса сроки мы подготовили замечательную, я считаю, программу. То, что вы видите сейчас, тот же оркестр – это все попытки поднять настроение болельщику, вынужденному пробираться на стадион через коридоры конной милиции.
– Почему выбор пал на «Чайф»?
– Решили, что для концерта на стадионе продолжительностью 45 минут рок подходит больше, нежели попса. Обратились к нескольким коллективам. Кто-то не смог, кто-то назвал настолько завышенную цену за свое выступление, что даже не было смысла торговаться. «Чайф» и смог, и сумму запросил приемлемую. Помнили и о хите «Чайфа», культовой для болельщика песне «Аргентина – Ямайка – 5:0».
– Знаю, не бесплатно поддерживает команду и оркестр. А вот группы «Чай вдвоем», «Игра слов» и «Амега», выступавшие в перерывах домашних матчей «Локо», гонораров не получали. Почему?
– Наш информационный спонсор, с которым обговорен обмен, – «Радио Попса». Мы предоставляем радиостанции рекламные услуги на стадионе, а она дает анонсы игр «Локомотива» и «командирует» на каждый наш домашний матч известных исполнителей, с которых в перерыве – одна-две песни.
– Оркестр, поп-группы в перерыве – это все новое. В отличие от залпов салюта. Их болельщики могли видеть и раньше. Опыт признан успешным?
– Салют – это здорово. Но музыкальное сопровождение добавить не мешало бы. Сочетание салюта и торжественной музыки, как мне кажется, – то, что надо.
БЫШОВЕЦ – НЕ ЛУЧЕСКУ
– С президентом «Локо» Юрием Семиным контактируете по вопросам игрового шоу?
– Конечно. Президент клуба – мой непосредственный начальник. Семин – настоящий футбольный человек, который при этом готов понять и принять мои нефутбольные идеи. Как, кстати, и Анатолий Бышовец. В «Шахтере», где два предыдущих года я работал директором департамента маркетинга, такого контакта с главным тренером не было. Мирча Луческу считал, что в клубе должен быть только футбол, а все остальное – не важно. Общение с румыном меня многому научило и закалило.
– Активное участие игроков «Локомотива» в шоу планируется?
– Разве что минимальное. Не дело отвлекать игроков в день игры… Мы найдем другие интересные подходы.
Кстати, планируем стать единственным в Восточной, а может быть, и во всей Европе клубом, в котором будет такая позиция: менеджер по шоу на стадионе. Назначение на эту должность – вопрос ближайшего времени. Речь о человеке с большим опытом работы в шоу-бизнесе.
– Не получится так, что шоу на стадионе заслонит собой сам футбол?
– Ни в коем случае. Есть четкое понимание: стадион нельзя превратить в балаган. Танцы, пляски, приглашение артистов из цирка, парашютистов – устроить можно все, что угодно. Но главное-то – футбол. Жаркие споры уже идут. Взять хотя бы наш духовой оркестр – Западная трибуна и VIP-ложи «за», а вот многие фаны с «Юга» недовольны, спрашивают: зачем нужен оркестр, если есть свои барабанщики?
Есть и другие вопросы, которые нужно решать: речь о работе стюардов, клубном журнале, о еде, которая предлагается болельщикам. Речь не о VIP-ложах – там все хорошо. Речь о еде и напитках для людей, которые располагаются в секторах за воротами. Все-таки мы хотим, чтобы всем на стадионе было комфортно и уютно...
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Вячеслав ПЕТКУН, певец, музыкант, лидер группы «Танцы минус»:
– Все, что создает на стадионе атмосферу праздника, я приветствую. Для России, где совершенно другая культура поведения болельщиков по сравнению с Европой, салют, оркестр, выступление музыкальных групп – важный элемент антуража. Дело в том, что представить двух старичков, играющих на трибунах в шахматы, в какой-нибудь Италии я не могу. А на матчах «Динамо», к примеру, легко. Там футбол – сам по себе зрелище. И люди в любом случае уходят со стадиона с улыбками и в хорошем настроении. У нас же настроение болельщиков зависит от результата. А когда от аплодисментов до ударов по физиономии – два шага, это плохо.
Для меня же на стадионе главное – футбол. И выступать на матче или перед ним я бы не стал. Перед любимым «Зенитом» не смог бы – думал бы не о музыке, а об игре, а перед другими клубами – не хочу.
СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ ДОМАШНИХ МАТЧЕЙ КОМАНД ПРЕМЬЕР-ЛИГИ
| Команда | Сезон-2006 | Сезон-2007 | Изменение |
| Динамо | 8067 | 13 375 | +5308 |
| Амкар | 13 507 | 16 563 | +3056 |
| ЦСКА | 10 647 | 13 333 | +2686 |
| Крылья Советов | 16 567 | 18 873 | +2306 |
| Локомотив | 12 999 | 13 172 | +173 |
| Химки | – | 9100 | – |
| Кубань | – | 26 467 | – |
| Москва | 5273 | 5267 | –6 |
| Луч-Энергия | 9860 | 9800 | –60 |
| Спартак-Нальчик | 13 573 | 13 267 | –306 |
| Рубин | 13 480 | 13 000 | –480 |
| Ростов | 8667 | 7500 | –1167 |
| Спартак | 17 215 | 16 000 | –1215 |
| Томь | 12 800 | 11 500 | –1300 |
| Зенит | 21 888 | 20 345 | –1543 |
| Сатурн | 10 330 | 8120 | –2210 |
| Средняя | 11 787 | 13 558 | +1771 |
Примечание. Глобальные для каждого клуба выводы по первым трем домашним матчам (большинство клубов именно столько игр провело на своем поле) делать рано. К примеру, «Динамо» резким скачком посещаемости обязано соперникам в стартовых турах – бело-голубые успели принять и «Спартак», и «Локомотив», и ЦСКА. Однако в целом картина обнадеживает: общая средняя посещаемость по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1771 человека.





