Полузащитник «Динамо» Данни: Жена говорит, что я играю плохо… Семейные сцены из жизни амбициозного лидера бело-голубых

ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Полузащитник Данни Мигел Алвеш Гомеш, ставший героем последнего матча «Динамо» с «Ростовом» (3:0), пожалуй, самый успешный из одиннадцати португальцев, приезжавших играть в Россию. Желание работать, чтобы добиться успеха, выгодно выделяло его среди соотечественников и помогло в первом же сезоне завоевать признание болельщиков. В конце 2005 года фанаты «Динамо» вручили Данни кубок и диплом лучшему игроку команды, а руководители клуба продлили трехлетний контракт с португальцем еще на три года.
Корреспондент «Советского спорта» побывала у Данни дома и познакомилась с его семьей, уже более двух лет живущей в России.
– Это Данни, – говорит Илья Кузенкин, услышав португальскую речь, доносящуюся из кустов.
В то время как мы с динамовским пресс-атташе направляемся смотреть громадную четырехэтажную, но пока не достроенную базу клуба в Новогорске, нас, срезая путь на тренировку, опережает динамовская троица: Данни, Фернандес и Сисеро.
– Интервью? – реагирует на мою просьбу Данни. – Нет проблем. Только я не хочу говорить на базе. Давайте лучше после занятия поедем ко мне домой. Вы не против?
«ТЕРРОРИСТЫ»
До дома Данни добираемся быстро – минут за семь, делая несколько поворотов на дорогах между особняками. Возле одного из домов резвые мальчишки с черными завитками густых волос гоняют два маленьких мячика на лужайке возле небольшого пруда. Завидев Данни, оба радостно прыгают, кричат, тут же забывают об игре и вбегают в дом.
– Сыновья, – кивает Данни с улыбкой. – Франсишку и Бернарду. По три годика им.
Данни сразу проводит нас в большую гостиную и выключает звук телевизора. Его жена Петра приносит нарезанный дольками пирог и садится рядом с Данни. Один из близнецов взбирается к отцу на колени, другой прыгает на спину и звучно колотит по ней ладошками.
– Я называю их «террористы». У них с утра до вечера только один футбол. Но еще, – Данни смеется, – как видите, они любят боксировать. А что касается футбола, то Бернарду хочет быть вратарем, а Франсишку, наоборот, – полевым игроком. По-моему, для своего возраста они уже очень хорошо играют и, надеюсь, добьются большего, чем их отец.
– А вы можете представить Франсишку и Бернарду в динамовской школе?
– Они уже являются частью «Динамо», так как я играю за эту команду. Они знают многих игроков, а когда бывают на стадионе, даже песню поют: «Вперед, «Динамо», мы с тобой!». И если они однажды спросят: «Папа, в каком клубе ты хочешь, чтобы мы играли?», – я, конечно, скажу: «В «Динамо».
СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ
Петра ведет себя очень сдержанно и вежливо. Никогда не прерывает мужа, вступая в беседу только в паузах и чаще всего – если речь заходит о детях. В остальных случаях может мило улыбнуться или слегка покивать головой в знак согласия с Данни. А когда дети начинают громко кричать, мама встает и уводит их играть во двор.
– Мы влюбились, – говорит Данни, – когда мне было семнадцать лет, а ей – четырнадцать. В это время я как раз начинал играть в «Маритиму». И когда в следующем году мне нужно было уезжать в «Спортинг», я уже точно знал, что не хочу отправляться туда один. С тех пор мы вместе. Когда родились дети, Петра еще училась.
На вопрос о семейных традициях Данни качает головой. А потом добавляет:
– Семейная традиция у нас одна: мы всегда и везде вместе.
СОК И ПЕЧЕНЬЕ ДЛЯ ДЕДА МОРОЗА
Не успеваем съесть кусочек пирога, прибегает один из близнецов и принимается дергать Данни за ногу. Отец встает и выдвигает из-под дивана нижнюю полку, набитую игрушками. Малыш быстро хватает одну из них и убегает во двор.
– В первый год нам приходилось сложновато, – вспоминает футболист. – Ни жена, ни дети не могли привыкнуть к холоду. Зато сейчас они обожают играть зимой со снегом! Правда, бывает это только в конце чемпионата. Остальные зимние месяцы Петра проводит с детьми на Мадейре и приезжает только в конце марта.
– Вы уже отмечаете русские праздники?
– Окончание сезона! – Данни хохочет. – Мы отмечали его в ресторане «Горки», гуляли там всей командой. А Рождество мы обычно встречаем в Португалии, на Мадейре. Собираемся всей нашей большой семьей: мы с Петрой, дети, папа и мама жены, мои родные. Вечером под елочкой мы с детьми оставляем сок и печенье для Деда Мороза. К утру, когда они просыпаются, Петра все это выпивает и съедает, и мы говорим: «Видите, Дед Мороз приходил, попил, поел и подарки оставил!». Дети очень довольны!
ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ВНЕ ИГРЫ
– Не хочу сказать, что в детстве я жил бедно: у нас была и еда, и одежда, и крыша над головой. Но самое главное – было счастье, потому что мама с отцом любили друг друга.
Произнося эти слова, Данни словно переносится мыслями в то время, когда в клуб «Маритиму» он приехал из Венесуэлы 14-летним юношей, мечтавшим играть в футбол. На Мадейре жил его дедушка и множество других родственников.
– Из-за проблем с паспортом целых шесть месяцев я не играл, – с явным сожалением вспоминает футболист. – Мне было так тяжело, что иногда даже не мог сдержать слез. Потом я начал тренироваться во второй команде, играть в низшем дивизионе. А на третий год стал постоянно попадать в основной состав.
В восемнадцать лет Данни пришел в «Спортинг», «большой клуб с множеством сильных игроков, важных и очень именитых». Его отдали в аренду в «Маритиму». Потом вернули. Потом снова отправили на Мадейру.
– Когда у меня стали появляться деньги, я помог родителям перебраться из Венесуэлы на Мадейру – поближе к родственникам, – продолжает рассказ Данни. – А когда у меня появились дети, я пересмотрел свое отношение к футболу: стал не просто играть, но и задумываться о будущем – моем собственном и моих сыновей. С третьей попытки я пробился в «Спортинге» в основной состав. А когда провел за него девять игр, пришло приглашение из «Динамо».
ВСЕ СРАЗУ НЕ БЫВАЕТ
Когда Данни еще играл в «Маритиму», ему несколько месяцев довелось готовиться к сезону под руководством Анатолия Бышовца, выдерживая его жесткие требования и высокие нагрузки. Но зато когда португалец приехал в Россию, нынешний тренер «Локомотива» назвал его одним из лучших футболистов нашего чемпионата.
В первый же год пребывания Данни в России «Динамо» четырежды меняло тренеров. С Романцевым футболисты весной отрабатывали одни игровые схемы, с Кобелевым перешли на другие, у бразильца Вортманна было свое видение игры, у Семина – свое.
– Романцев и Семин мне показались очень похожими, – признается Данни. – Когда-то они оба были знаменитыми наставниками, но ведь в футболе ничто не стоит на месте... Я бы сказал, что эти тренеры не очень хорошо нас понимали. А вот Кобелев молод, сам недавно играл. Поэтому сегодняшний футбол ему близок, он очень хорошо его знает. Кстати, Иво Вортманн тоже был неплохим тренером. Когда он возглавил «Динамо», в команде наконец-то стали складываться нормальные отношения…
– Когда я только приехал в Россию, – после небольшой паузы продолжает португалец, – «Динамо» формировали по принципу «галактикос», команды миллионеров. От нас хотели всего и сразу! Даже победы в Лиге чемпионов! Сейчас все намного спокойнее, но играем мы лучше, чем раньше.
Данни вспоминает, как команда проиграла в Кубке России «Локомотиву», и в этот момент переводчик впервые допускает небольшую неточность. Португалец неожиданно сам поправляет его по-русски: «Один-нол первый матч выиграли, четыре-нол второй матч проиграли».
ДВА СЕРДЦА
Самые близкие друзья Данни в России – Котти и Сисеро. Котти – это аргентинец Фернандес. Вместе с ним в России живут жена и годовалая дочка, вместе с Сисеро – невеста. Все трое с семьями ходят в магазины и рестораны. А теперь в Москву переезжает португалец Куштодиу с женой и трехлетней дочкой – Франсишку и Бернарду смогут играть со своей ровесницей.
У Данни хорошие отношения с Хохловым, который говорит по-испански, и с Пименовым. А когда он начинает перечислять тех, кого приглашал на день рождения детей, фамилий становится еще больше: Колодин, Карпович, Точилин, Танасиевич…
– Все пришли с семьями, и мы чудесно провели время. Во дворе, с другой стороны, у нас есть огромная футбольная площадка, раз в пять больше той, на которой бегали сегодня дети. И мы там играли в футбол.
В гостиную возвращаются дети и Петра, которая, видимо, уже устала в одиночку справляться с маленькими хулиганами. Когда я пытаюсь задать очередной вопрос, пробиваясь сквозь звонкие мальчишеские голоса, Данни учиняет двухминутный воспитательный монолог, в который раз объясняя Франсишку и Бернарду причину нашего прихода и указывая на диктофон, на который те посматривают с интересом. Секунду стоит тишина. Но, как только я пытаюсь продолжить, Франсишку смеется, а Бернарду дует в стакан, из которого допил воду.
– Когда мы спрашивали у доктора, почему это произошло, – объясняет нам Данни появление в их семье близнецов, – он сказал, что тут сыграли роль гены жены. Хотя когда мы делали первое УЗИ, врач заверил, что будет один мальчик. Но мама Петры нам сразу сказала: «Нет, я чувствую, там бьются два сердца!»
– Научите нас различать их!
– О, это очень просто, – тут же откликается на просьбу Петра. – Например, волосы…
– У Бернарду волосы растут гораздо быстрее, чем у Франсишку. Потом Бернарду немножко полнее, – старается опередить жену Данни.
– И щечки у него пухленькие. Еще – один темнее другого, – подсказывает мужу Петра. – Они вообще разные: один сильнее, другой слабее.
– Да, они очень разные, – подтверждает папа.
ЖЕНА – ЭКСПЕРТ И КРИТИК
В июле 2005-го «Динамо» встречалось с «Зенитом», и Петра впервые привела на футбол Франсишку и Бернарду, которым был год и три месяца. «Динамо» проиграло, но Данни забил свой второй в России гол и отпраздновал его, показывая, как укачивает на руках своих малышей. А сейчас Петра с сыновьями ходит на все домашние игры.
Во время нашей беседы речь заходит о плеймейкерах из португальского чемпионата. И пока Данни раздумывает, кого из них выделить, Петра подсказывает мужу несколько фамилий.
– Петра хорошо разбирается в футболе, – поясняет, заметив наше удивление, Данни. – Я все время ее спрашиваю: «Как я играю, хорошо или плохо?» Поскольку она знает мои способности, то почти всегда говорит, что я играю плохо.
Петра протестует. Данни смеется.
МЕЧТА О СБОРНОЙ
Если бы Данни пришел в «Спортинг» на два месяца раньше, стал бы обладателем национального Суперкубка. А пока у португальца лишь одна награда – бронзовая медаль молодежного чемпионата Европы, завоеванная со сборной в 2004 году.
– Моя мечта – играть в первой сборной Португалии, – признается динамовец. – Правда, когда в «Динамо» выступали Коштинья, Манише, Фрешо и Рибейро, тренер нашей национальной команды Сколари чаще смотрел наши игры, и я наверняка попадал в его поле зрения. Сейчас же ситуация другая. Но мне не остается ничего – только работать.
Правда, одно очень важное для 23-летнего футболиста достижение у Данни уже есть – имею в виду любовь болельщиков из двух стран.
– Я скучаю по «Маритиму». В Фуншале, – Данни называет город, в котором базируется любимый клуб, – у меня есть дом, и я живу в нем, когда приезжаю в Португалию. Не раз убеждался, что болельщики «Маритиму» до сих пор меня любят и ценят. Надеюсь, динамовские фанаты тоже будут всегда вспоминать меня добрым словом. Я горжусь тем, что сумел завоевать их доверие.
– Сколько лет вы еще готовы играть в России?
– Никто не знает, что будет завтра. Но мне все здесь нравится, и я бы хотел играть в «Динамо» долго. Для меня этот клуб – великий, как бы ни менялись времена.
— Cейчас динамовцы забрались на третье место в турнирной таблице. Быть может, стоит помечтать о Лиге чемпионов?
— Перед стартом чемпионата нам сформулировали простую задачу — побеждать в каждом матче. Дела пошли в гору и хочется верить, что по итогам сезона «Динамо» попадет хотя бы в зону еврокубков.
— Ваш второй гол в ворота «Ростова» стал настоящим шедевром. Этот мяч – самый красивый в карьере?
– Наверное, да. Но обещаю на этом не останавливаться и забить еще красивее.
— Куда ж еще красивее, если уже этот мяч сравнивают с забитым однажды самим Пеле?!
— Гола Пеле я не видел. Да и вообще имею смутное представление о событиях того времени…
ИДИЛЛИЯ
Франсишку (а, может быть, Бернарду?) кричит так, что уже не слышно ни Данни, ни переводчика. Дети не понимают, почему их отец, вернувшись с тренировки, не хочет идти играть вместе с ними.
Мы выключаем диктофон и прячем фотоаппарат. Мальчишки сбегают по ступенькам во двор, а Данни и Петра стоят на крыльце, обнимая друг друга. Когда мы выглядываем из окна отъезжающей машины, португалец целует жену, а дети машут руками. Последнее, что вижу в боковом зеркале, – это пухленькие щечки Бернарду. Или это был Франсишку?
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ДАННИ Мигел Алвеш Гомеш
Родился 7 августа 1983 года в Каракасе (Венесуэла).
Рост 178 см. Вес 70 кг.
Клуб: «Динамо» (Москва).
Амплуа: полузащитник.
Карьера: «Маритиму» Фуншал, Португалия (2000–2002, 2003–2004), «Спортинг» Лиссабон, Португалия (2002–2003, 2004–2005), «Динамо» Москва (с начала 2005 года).
В чемпионате Португалии провел 43 матча, забил 6 голов. В чемпионате России – 65 матчей, 10 голов. В Кубке России – 13 матчей, 4 гола.
Выступал за молодежную и олимпийскую сборные Португалии.





