Экс-полузащитник сборной России Александр Мостовой: А Кержакову сказал: «Сашка, цепляйся за шанс!»

Александр Мостовой на протяжении полутора часов отвечал на вопросы читателей «Советского спорта». Бывший полузащитник сборной России рассказал о том, как часто он играет в футбол, как встречался в Испании с Александром Кержаковым и дал напутственное сло
news

ФУТБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

АНКЕТА «ЛЮБИМОЕ»

ГОРОД

Москва

СТРАНА

Россия, Испания

БЛЮДО

Мамино оливье

НАПИТОК

Чай

ФИЛЬМ

«Бриллиантовая рука»

АКТЕР

Андрей Миронов

МУЗЫКА

По настроению

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Эминем

МАРКА АВТО

«Мерседес»

 Александр Мостовой на протяжении полутора часов отвечал на вопросы читателей «Советского спорта». Бывший полузащитник сборной России рассказал о том, как часто он играет в футбол, как встречался в Испании с Александром Кержаковым и дал напутственное слово Марату Измайлову. И, конечно, вспомнил о конфликте с Георгием Ярцевым во время чемпионата Европы-2004.

1-Й ТАЙМ.  ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

ЛИЦЕНЗИЮ ПОЛУЧУ В 2008 ГОДУ

— Александр из Красноярска на проводе. Нет ли у вас желания собрать своих друзей типа Валеры Карпина и тряхнуть стариной – выбраться на один сезон в российскую премьер-лигу? Покажете молодым, как надо играть.

— А кто нас, старых, к себе возьмет?! – смеется Мостовой. – Клубам лучше покупать молодых пацанов, чем 37—38-летних футболистов. Да и многие ребята финишировали как футболисты. Все, точку мы уже поставили… Хотя многие из нас картины бы не испортили.

— И вы, Александр?

— Еще год назад, сделай мне кто-нибудь предложение, я бы его рассмотрел. Сейчас – уже нет. Карьера игрока закончилась.

— Не завидуете Андрею Тихонову? Он ведь ненамного моложе вас, а смотрится превосходно.

— Тихонов – молодец. Он в «Спартаке» хоть и появился намного позже меня, игрок нашей закалки. Дай бог, чтобы он выходил на поле еще не один год.

— Максим из Новосибирска говорит. У вас есть предложения возглавить какой-либо клуб премьер-лиги или первого дивизиона?

— Отвечу коротко – нет и не было.

— Вы планируете связать свою жизнь с футболом?

— От него никуда не денешься. А вот чем конкретно буду заниматься, пока не знаю.

— Хотели бы стать тренером?

— Жизнь короткая, хочется попробовать себя во всем. Но чтобы стать тренером, нужно получить лицензию категории Pro. Я не смог приехать из Испании в прошлом году, когда большинство наших тренеров и бывших игроков ее получали, поэтому, видимо, пойду учиться только в следующем году.

«СЕЛЬТА» СО МНОЙ ТАК И НЕ РАСПЛАТИЛАСЬ

– Алло, это Дмитрий из Москвы. Заезжал я недавно в Виго, хотел посмотреть на монумент Мостовому. Меня привели к какой-то площадке и сказали: здесь, мол, будет памятник, но денег еще не собрали. Сейчас-то сдвинулось с мертвой точки?

– Не сдвинулось. Дело давнее: болельщики загорелись идеей поставить памятник в городе, когда я еще был футболистом. Тогда подумал: если не поставят сейчас, то не сделают этого никогда – просто запал схлынет. Деньги даже удалось собрать, я предложил помощь. Говорю: «Вы памятник поставьте, а когда он будет не нужен, снимем его. А я увезу его в Россию».

А потом сменилась мэрия, и новые городские власти возведение монумента запретили…

– С мэрией уже не договориться?

– А сейчас это никому не нужно. Зато у меня осталась уменьшенная копия этого памятника. Я изображен бьющим по мячу, в движении.

– Тёма меня зовут. Расстроены ли вы вылетом «Сельты» из испанской Примеры?

– Эта ситуация прогнозировалась. Предыдущий президент «Сельты» Осарио Гомес многое сделал для клуба. При нем команда выступала в еврокубках, удачно играла в чемпионате. Но сами понимаете, в клубе появилось много денег, и президент на этом «наварился». Потом ему пришлось уйти, а новый руководитель не стал ничего менять.

В этом сезоне руководство совершило ошибку, запоздав с отставкой Фернандо Васкеса. Он не был авторитетом для игроков. Увольнять его стоило в середине сезона, когда «Сельта» начала «валиться».

– «Сельта» выплатила вам задолженность по зарплате?

– Нет. Дело в том, что в этом клубе постоянно меняется руководство. Вот, пожалуйста, на днях президент «Сельты» и Христо Стоичков выгнали из клуба восемь человек. Под эту метлу попали и те люди, которые отвечали в клубе за финансы. У моего адвоката была договоренность с этими людьми, что мне заплатят задолженность по зарплате. Теперь придется договариваться с новым человеком. Уже третьим по счету…

– Это Александр из Москвы. В чем российский футбол опережает европейский, где наша самобытность?

– В деньгах, – Мостовой смеется. – Никто из средних европейских клубов не может позволить себе купить новичка за 15 миллионов евро.

 – Алексей из Москвы беспокоит. Кто из российских игроков мог бы играть в сильном европейском клубе?

– Тут определяющим является вопрос класса. Класс – это умение игрока не опускаться ниже определенной планки на протяжении долгого времени. К сожалению, в России почти нет футболистов, которые бы играли на приличном уровне стабильно. Егор Титов, безусловно, мог бы играть в Европе, но шанс уехать он уже упустил.

ОБЫГРЫВАЮ ПИСАРЕВА В ТЕННИС

– Андрей, болельщик «Спартака». В июле должен был пройти прощальный матч для всего спартаковского поколения 90-х годов. А вы собирались в нем участвовать?

– Собирался, но, насколько мне известно, матч перенесен на следующий год. Дело в том, что недавно был проведен матч к юбилею Рината Дасаева. Все-таки проводить такие гала-встречи чаще, чем раз в год, нецелесообразно.

– Александр, сантехник из Москвы. Где можно показать сыну, как вы работаете с мячом?

– Я уже почти год не играл.

— Почему?

— Когда я жил в Москве, по средам и воскресеньям всегда выбирались с друзьями. А в испанской Марбелье у меня не так много друзей, кто играет в футбол. Играть же с малознакомыми людьми – не самое большое удовольствие. Они ведь скажут: раз ты Мостовой, так давай порви всех. А я уже не в том возрасте, чтобы кому-то что-то доказывать.

— А в теннис играете?

— Да, постоянно. В последнее время он для меня даже стал спортом номер один. И в Марбелье, и в Москве проходит немало турниров, на которых можно поиграть. Часто сражаемся с Писаревым. Правда, уровень у него не очень хороший. Говорю ему: играй со мной побольше, может, подтянешься! – смеется Александр.

– А с кем-то из звездных российских теннисистов знакомы?

– Да, с Маратом Сафиным, Мишей Южным, Сашей Волковым.

— А как эти знакомства влияют на ваши теннисные успехи?

— На турнирах в Испании один раз занял второе место, другой раз – третье. Выигрывал только в паре. В Марбелье отличный теннисный клуб в пяти минутах от моего дома.

– Дмитрий говорит. Сборная России поедет на Евро-2008?

– Надеюсь, но, объективно говоря, будет трудно. Думаю, шансов на выход – не более 30 процентов. Если англичанам оба раза проигрываем, то вылетаем. Думаю, нам надо цепляться за очки с британцами.

ПЕРЕДАЧУ КАРПИНА НЕ СМОТРЮ

— Здравствуйте, меня зовут Валерий. Вас мой тезка Карпин на свадьбу пригласит?

— На какую? На мою, что ли?

— Ой, не Карпин, а Шалимов!

— А, Шалимов! Конечно. Мы к нему приедем. С Шалимовым мы постоянно контактируем. Уже 20 лет дружим.

— С Добровольским общаетесь?

— Давно не виделся с ним. Зато с ребятами, живущими в Испании, часто перезваниваемся.

— Смотрите футбольную программу, где Карпин выступает одним из ведущих?

— Честно говоря, эта программа мне не очень интересна. Люди, которые туда приглашаются, хотят поучить друг друга. Орут, спорят… У всех ведь свое мнение. А Карп там не так уж много говорит.

— А вас приглашают на испанское телевидение?

— Да, несколько раз участвовал в программах, посвященных разбору матчей тура, как в Виго, так и на Центральном телевидении. Но дело в том, что туда надо было приезжать регулярно. А я не мог — далеко ездить.

У НАС С ЯРЦЕВЫМ ОДИНАКОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ФУТБОЛ

— Александр Сергеевич беспокоит. Вы говорили, что намереваетесь стать тренером. Как отреагирует тренер Мостовой на выходки, подобные тем, что была на чемпионате Европы-2004?

— А никакой выходки и не было. Считаю нормальным, если игрок после проигранной встречи, выходя к журналистам, попадает под артобстрел вопросов да и еще на разных языках. Это прекрасно видели все – и ребята, и тренер. Может быть, мои слова кто-то неправильно понял, а кто-то неправильно написал.

— Вы общались с Ярцевым после этого конфликта?

— Ни разу. Но я человек отходчивый. Если он завтра позвонит мне и предложит встретиться за чашкой чая, то, конечно же, соглашусь. Хотя он этот конфликт, думаю, пережил лучше, чем я. Ярцев после этого еще какое-то время возглавлял сборную, а я полгода просидел без дела.

— У вас с Ярцевым разные взгляды на футбол?

— Нет, мы же оба – спартаковские воспитанники. Другое дело, что его видение футбола в чем-то отличается от запросов времени. Хотя результат это давало – мы ведь в непростой ситуации вышли-таки на чемпионат Европы.

— Могла ли тогда Россия выйти из группы в финальном турнире?

— Думаю, да. Ни португальцы, ни испанцы не были непобедимыми командами. В Испании так нас просто боялись.

2-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ

КЕРЖАКОВУ ЕЩЕ ЕСТЬ ЧТО ДОКАЗЫВАТЬ

— Что скажете о Кержакове?

— Я думаю, что пока рано возводить его в герои нации. Преждевременно говорить и о том, что Сашка полностью вписался в игру «Севильи». Можно сказать, что в этом сезоне его выпускали в основном, чтобы парень освоился. Дело в том, что «Севилья» представляет собой настолько четко выстроенную команду, что поставь туда любого профи хорошего уровня — и он заиграет. Кержакова ведь выпускали больше на замену, минут на тридцать. Задача ставилась не испортить поставленный рисунок игры команды, и у него это получалось. Хоть и не всегда.

— Общались с форвардом «Севильи»?

— Да. Он прекрасно осознает то, что каждый его выход на поле – это в определенной степени аванс. Вот когда у команды начнутся сложные времена, тогда и надо будет доказывать, чего ты стоишь. Он, должно быть, счастлив, что получил контракт с такой командой. «Севилья» сейчас – один из лучших клубов Европы, где не надо обращать внимания ни на что, кроме футбола. Сказал ему: «Сашка, цепляйся всеми силами за шанс, который тебе дают».

— На «Прямой линии» недавно побывал Алексей Смертин. Он сказал, что, когда встретился с Кержаковым, почувствовал себя молодым. А вы?

— Я почувствовал, что у парня есть азарт. Даже по интонации в голосе можно понять, что Саша очень хочет играть и добиваться успеха. Разговаривал с ним, а у самого свежий ветерок по коже гуляет.

ИЗМАЙЛОВУ ПОМОЖЕТ БАРБОЗА

— Еще о легионерах. На днях Марат Измайлов подписал контракт со «Спортингом». Каковы его перспективы?

— Я давно знаком с Маратом. Играли с ним еще на чемпионате мира-2002 в Японии и Южной Корее. Еще тогда он хотел попробовать себя в Европе. Единственный минус для парня – португальский чемпионат, который не слишком видят в Европе.

— Ваш совет Измайлову.

— Марату надо свыкнуться с одной мыслью: никто ему помогать осваиваться в команде не будет. Потому что он – не португалец. Там даже обрадуются, если у него не получится. Ему придется сложнее, чем Кержакову, поскольку в Испании люди все-таки порадушнее. А вот то, что агент Марата Паоло Барбоза – сам португалец, безусловный плюс. Он все там знает и будет помогать Марату. Уверен в этом, потому что Барбоза работал со мной в «Бенфике».

И еще один совет. Нельзя молчать. Даже если ты еще не выучил язык, надо общаться жестами, улыбками. Тогда команда быстрее примет тебя. Конечно, в этом смысле в сильном клубе всегда легче, чем в слабом. Потому что когда ты выигрываешь, то становится больше поводов для разговора. А когда проигрываешь, на тебя будут косо смотреть – зачем это его сюда привезли?!

— Как успехи у Александра Мостового-младшего?

— Если честно, пока он сыроват. В Марбелье, где мы живем, футбол — не главный вид спорта. Это курорт, там больше играют в теннис. В июле поедем в Мадрид, где открываются детские футбольные лагеря. Что-то вроде смотра талантов. Позвоню Черышеву. Он, говорят, тренером «Реала» стал?

— Да, будет в следующем сезоне тренировать одиннадцатилетних.

— Надо же! А моему как раз одиннадцать будет. Все, тогда точно ему позвоню. Может, по блату моего к себе в «Реал» возьмет!

Новости. Футбол