«Отец играл в футбол даже у телевизора…». Накануне юбилея Эдуарда Стрельцова корреспонденты «Советского спорта» побывали в гостях у сына прославленного советского форварда

ФУТБОЛ
СЕГОДНЯ ЭДУАРДУ СТРЕЛЬЦОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 70 ЛЕТ
Сегодня исполнилось бы 70 лет Эдуарду Стрельцову. Легендарному футболисту московского «Торпедо» и сборной Советского Союза, чемпиону страны и Олимпийских игр. Из его эпохи те самые футбольные фразы – сыграл по-стрельцовски (хитро, с выдумкой), стрельцовский пас (скрытая передача пяткой). Накануне юбилея корреспонденты «Советского спорта» отправились в гости к сыну и внуку великого Стрельцова – Игорю и Эдуарду.
«ДАЕШЬ СТРЕЛЬЦОВА!»
Суетной Курский вокзал. Поблизости – высотка с тихим двориком. В этом доме и жил Эдуард Стрельцов.
– Ну что, Рыжий, досталось опять тебе? – Игорь Стрельцов журит пса, изрядно помятого в ночной драке. Запускает дворнягу в подъезд, следом проходим и мы.
– Вот уж год, как этот Серый от нашего подъезда не отходит, – говорит Игорь. На лифте поднимаемся на 11-й этаж. – Это – последняя квартира отца. Сначала было родное для него Перово. Помню черно-белую фотографию: много-много перовских мальчишек перед стартом спортивных соревнований и транспарант «Даешь Стрельцова!» Дело было как раз после того, как отец закончил с большим футболом.
– Потом – квартира на Велозаводской, затем на Автозаводской, на Судостроительной, – продолжает Игорь. – Затем мы переехали сюда, в Сыромятники.
В газете «Футбол–Хоккей» за 1969 год есть такие строки: «Бабушка приводит с гулянья маленького Игоря. И Эдуард, немного смущаясь, говорит: «В «Советском спорте» однажды была опубликована беседа с венгерским футболистом Месэем. Его спросили о самом большом желании. И он ответил: «Чтобы сыновья добились в спорте таких же успехов, как и я». Мне бы тоже этого хотелось…»
Игорь Стрельцов тоже играл в «Торпедо». Но успехов не добился.
– По ногам били часто, сплошные травмы, – вспоминает Игорь матчи за дубль черно-белых. – Поэтому и закончил с футболом. А в органах оказался благодаря Михал Данилычу (Гершковичу. – Прим. ред.).
Стрельцов – майор милиции. На вешалке в комнате – черный бронежилет с нашивкой. К холодильнику магнитом прикреплен выцветший листок. Вот что можно узнать, прочитав его: 25 апреля 2002 года в 23.10 к сотрудникам патрульной службы Стрельцову И. Э. и Фомичеву А. А., которые несли службу на территории района Нагатинский затон, обратилась женщина, у которой похитили сумку…
За умелые и профессиональные, грамотные действия по розыску и задержанию уроженца г. Пензы гражданина Баламутова наградить деньгами в размере месячного оклада сотрудников ППС Стрельцова И. Э. и Фомичева А. А.
– Пять лет назад в шутку повесил, – смеется хозяин. – До сих пор держится.
Мы шутим: значит, в милиции сын Стрельцова кое-каких успехов добился.
«И ОНИ ПОЛЕЗЛИ НА ВОРОТА ЗИМНЕГО»
Под ногами крутится кошка Дуся, в клетке суетится попугай Кеша. Стрельцов достает фото из шкафа.
– Очень многих карточек уже нет. Разобрали для книг, что-то раздали… Вот сейчас и не найти уж, наверное, таких раритетных фото: например, была такая, где отец на базе в Мячкове в плавках «Волгу» 21-ю моет.
Перекладываем фото Владимира Высоцкого, Леонида Филатова, Александра Розенбаума…
– Все бывали у нас дома, сидели обычно на кухне, – вспоминает Игорь. – Как-то раз прихожу домой – у нас гости. Филатова я сразу узнал. В следующий раз – Высоцкий.
А отец на большинстве фотографий не стоит впереди. Всегда где-то в сторонке. Не очень-то он любил фотографироваться.
– Правда, что отец еще не любил крупно выигрывать?
– Не знаю, не знаю. Одно могу сказать: он уважал не сильные, а точные удары. Любил, чтоб вратарь тянулся за мячом в красивом прыжке и все равно его не доставал…
– В книгах об Эдуарде Стрельцове масса разных историй: как он с Валентином Ивановым опоздали на поезд, который вез сборную СССР на матч с Польшей, и догнали состав на машине в Можайске. Или о том, как после товарищеского матча с «Интером» в Италии он появился в расположении команды только на следующий день, перед вылетом домой…
– К слову, футболку «Интера», полосатую, черно-синюю, что он привез из Милана, я уже после смерти отца подарил сатирику Аркадию Арканову, болельщику «Торпедо» с незапамятных времен. Он, кстати, часто говорит: «Эдик для меня – единственная звезда в футболе».
А что до историй, то я вспоминаю рассказ о том, как отца, Шустикова и Иванова в Ленинграде чуть в милицию не забрали. Знаете, что они удумали? На ворота Зимнего дворца стали карабкаться. Как большевики в 1917 году!
ЧАЙ С ВИШНЕВЫМ ВАРЕНЬЕМ
А пока мы смотрим на фото, как Эдуард Стрельцов угрожает воротам футбольным. Несколько вырезок из газет с отчетами о матчах, статистика – все в отдельной тетрадке с пожелтевшими от времени листами.
– Отец сам вырезал отрывки из газет, а мама или бабушка уже собирали в этот самодельный альбом, – поясняет Игорь. – Жаль, нет фотографий, на которых он играет за стройку. Так звали строительный цех, в котором числился отец после возвращения из тюрьмы. На самом деле в том цехе они собирали правительственные «ЗИЛы». А вот Валерий Воронин, например, был приписан к холодильному цеху…
Игорь Стрельцов в квартире один. Жена Марина – на работе, сын Эдуард (как думаете, в честь кого назвали?) – тоже. Хозяин показывает комнаты. Вот здесь раньше стоял телевизор, – показывает на угол большой комнаты Игорь. – Но мы с женой перестановку решили сделать.
Помню, как смотрели с отцом финал Кубка кубков, когда тбилисское «Динамо» у «Карла Цейсса» выиграло. Ему вообще нравилось, как Тбилиси играет.
– А «Спартак»?
– И «Спартак» своим перепасом, комбинациями, конечно, тоже.
– Эмоционально отец смотрел футбол по телевизору?
– Да нет. Хотя мог, конечно, что-нибудь такое сказать, когда кто-то промахивался из выгодной позиции или в обороне упускал соперника. Но это как и все. Но вот что замечал: он ногами инстинктивно двигал по полу. Вроде как пас отдавал или пытался мяч остановить. Футбол был в нем, он играл в него даже у экрана. А внешне был спокоен.
– Сидел в кресле?
– Да, вот здесь, – Игорь показывает место. – С неизменной кружкой в руках. Любил чай, но не с сахаром, а с вареньем. Черносмородиновым, вишневым или малиновым.
– А ту самую кружку сохранили?
– Обязательно. В отличие от многих фото ее я храню. Пусть она уже без ручки, повидавшая виды, но все равно – память. В 1956 году он привез ее из Австрии и уже не расставался. Теперь и я не расстаюсь…
Мы сидим на уютной кухне. Той самой, куда приходили в гости Высоцкий, Филатов, Розенбаум.
Пьем чай – естественно, с вареньем. И не хотим расставаться с памятью об Эдуарде Стрельцове.
НАША СПРАВКА
КТО ТАКОЙ СТРЕЛЬЦОВ?
Эдуард Стрельцов родился 21 июля 1937 года в Перово Московской области, умер 22 июля 1990 в Москве.
Нападающий.
Лучший футболист страны в 1967 и 1968 годах. В сборной СССР (1955–58, 1966–68) – 38 матчей, 25 голов. Чемпион Олимпийских игр 1956 года. Входит в «Клуб Григория Федотова» (143 гола).
Его футбольная карьера состояла из двух периодов. Очень рано, в 17 лет, появившись в большом футболе, сразу же занял место в основном составе «Торпедо». Стремительный рывок, отличный дриблинг, сильные удары с обеих ног быстро создали Стрельцову бомбардирскую славу.
В паре с Валентином Ивановым они могли переиграть практически любую защиту. Однако по приговору суда в 1958 году (обвинение в изнасиловании) Стрельцов был на семь лет отлучен от футбола, отбывая срок.
Вернулся в чемпионат СССР, и тоже в «Торпедо», лишь в 1965 году. Сила повзрослевшего Стрельцова была в умении видеть поле, отдать острый, удобный для приема пас партнеру. Уверенная обводка и хорошая игра головой остались при нем. Но восхищали любителей футбола еще и его феноменальная игровая интуиция, коварные, направленные в самую уязвимую точку удары по воротам, «фирменный» пас пяткой.
Стрельцов сумел вновь вернуться в сборную, стать одним из сильнейших футболистов страны второй половины 60-х годов.





