Годные к нестроевой

ФУТБОЛ. ЕВРО-2008
ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР. ГРУППА Е
Чем дальше наши играли в Лондоне, тем настойчивее пульс возвращался из стрессового режима в состояние покоя. Сердце всячески рекомендовало: смирись. Прими как данность. Не стреляй в пианиста – он играет как умеет.
А КАК ЖЕ ШОТЛАНДИЯ?
Наверное, я бы и смирился. Но черт меня дернул переключиться на другой телеканал и увлечься зрелищем матча Франция – Шотландия в Париже. Почти по всем пунктам я обнаружил поразительное сходство позиций у наших и шотландцев. Высшей пробы статусность сегодняшнего соперника. Положение в отборочной группе, что называется, между двух огней – соответственно Англией – Хорватией и Францией – Италией. Примерно равная российская и шотландская «негромкость» в нынешней футбольной Европе. Отсутствие в тех и других рядах значительных игроков.
Шотландия выиграла в Париже 1:0. Шотландия всей своей футбольной плотью весь матч реагировала на малейший вздох, малейшее шевеление могучей французской атаки. Шотландская оборонительная стена ходуном ходила все 90 минут – ни просвета, ни трещинки. Шотландия не брала пауз в тяжкой этой работе – но, представьте, не уставала.
Россия судорожно продержалась в Лондоне шесть минут. На 7-й спеклась – и любезно позволила Оуэну со всеми удобствами сыграть в самой что ни на есть убойной позиции. Принять мяч, обработать и прицельно пробить. Все. По большому счету можно было на 7-й минуте сворачивать лавочку. Россия не выдержала первой же блицпроверки на прочность. Все дальнейшее, включая художества с обильным эстафетным ведением мяча на подступах к английской штрафной между 0:1 и 0:2, – лирика. Ну да: 0:2 – это уже перебор, такого удара нежные наши сердца не пережили.
МЫ СНОВА ПОЛУЧИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ
Выступление нашей команды на «Уэмбли» вполне подпадает под известную поведенческую формулу: когда тебя грозят изнасиловать, постарайся расслабиться и получить удовольствие. Пусть грубовато – зато точно. Задним числом следует признать: Хиддинка в выборе генеральной линии для сборной России, в ментальной настройке команды скорее всего занесло не в ту сторону. Бедный наш Гус, видно, обрусел-таки. Слишком много он твердил в последнее время про генетическую футбольную тягу русских к атаке. А непосредственно перед Англией слишком сильно призывал своих игроков именно получить удовольствие. То самое сделать, чем они, в общем, всю свою карьеру и занимаются – без вздутых жил, без сверхусилий.
Впрочем, был ли у Хиддинка выбор формата игры? (Замечу, правда, что вообще-то «от бетона» команды голландца не помню, чтобы играли.) Мы привычно оцениваем Игнашевича – Березуцких как прочное игровое звено. Но обращал ли читатель внимание на тот поразительный факт, что оборона ЦСКА чаще любой другой в премьер-лиге позволяет наносить удары по своим воротам? Оборона, непременно укрепленная в клубе двумя опорными защитного толка!
Защита ЦСКА не приучена к объемной интенсивной работе – без передышек-выключений. Эта оборона хороша в единоборствах (но только не на уровне Хески, оказалось…) и в профилактике. Но она не готова к неутомимым и реактивным трудам на пружинистых ногах (как работали те же шотландцы в Париже). Я упомянул собственно защитную линию только потому, что она представлялась нам самым надежным оплотом. Про тактическую обязательность и функциональную изготовку остальной части нашего состава и толковать нечего.
Меж тем тактика эпизода – краеугольный камень английской игры. Вот такой сугубо конкретный народ. Меня, например, потряс Хески. Он ведь давно не играл за сборную. И давно с закадычным партнером Оуэном (до предыдущего матча с Израилем) рядышком не выходил. Но при ближайшем рассмотрении тот примитив, о котором с удовольствием судачили в нашем лагере перед игрой, оказался профессиональным шиком. «Тупой» Хески не просто выпрыгивал на верховые мячи, не просто боролся за них. Он в воздухе с этим самым закадычным Оуэном комбинации разыгрывал, понимаете?! Это и есть тактика эпизода, доведенная до абсолюта так, чтобы от зубов отскакивала.
А в сборной России по этой части – выжать максимальный конкретный толк из игрового момента – оснащен, по моим наблюдениям, разве что Жирков. Четко знает, как войти в борьбу, как рационально проскочить соперника. Все остальное, если теперь к атаке обратиться, – это абстрактное художественное творчество.
СПЛОШНЫЕ ИМПРОВИЗЫ
У Аршавина с Кержаковым долгое соседство на поле, наверное, свежее в памяти, чем у Хески с Оуэном. В среду Кержаков вышел ненадолго – когда Аршавин уж давно потух, и мы их наигрыши не имели возможности посмотреть. Но ответьте-ка навскидку: какого рода «двоечки» у них, Аршавина – Кержакова, наиграны прочно, на годы, да с такой эффективностью, чтобы даже и против Англии работали? Нет такого ноу-хау даже у них, наших, в общем, ведущих игроков, пуды соли на поле вместе съевших. Сплошные импульсы, наития, импровизы.
Но на солидном футбольном уровне жанр «творческого поиска» не работает. На солидном уровне это – ерунда на постном масле. Быть может, Хиддинк, определяя состав, пошел на поводу у наших вкусов и привычек. Во всяком случае созидательная линия Аршавин – Билялетдинов – Сычев – это ведь чистой воды спонтанность. Если уж говорить конкретно, уместнее, думаю, был выход с самого начала Павлюченко, да хоть бы и Погребняка – нападающего, который уперто открывался бы под завершение. Или Кержакова в роли стрелы, по меньшей мере нацеленной, – и под его прорыв-удар вести весь розыгрыш.
В эти дни я посмотрел еще один занятный отборочный матч: Португалия – Польша. Та самая Польша, на которой мы недавно тренировали свое тотальное вдохновение. Поляки в Португалии оборонялись весь матч и не бог весть как. Но зато они нашли возможность дважды шарахнуть по португальским воротам со всего заряда, со всей огневой мощи – и заполучили себе на здоровье 2:2.
А у наших в Лондоне упражнялся в среднедальних залпах один Билялетдинов. Не имеющий в этом занятии большого навыка, набитой ноги. И с каждой новой попыткой удар у него выходил все безнадежнее, все хлипче…
Ну да, иссякла наша команда под гнетом настоящего профессионального футбола. И именно в такой настоящей игре очевидно стало: не прошли люди необходимого трудового воспитания, не знакомы с дисциплиной труда. Жаль, что футболисты наши избавлены в последнее время от воинской службы. А ведь полезнейшая, должно быть, штука – посмотрите-ка на тактическую обязательность седого уже Андрея Тихонова, сполна отведавшего этой доли.
Одним словом, прежде чем футболистов с типичными гламурными наклонностями вручать для обработки Хиддинку, стоило обучить их строем ходить. Выправку при любых обстоятельствах держать. Цепь выстраивать так, чтобы враг не прошмыгнул.





