Спортивный директор «Москвы» Владимир Федотов: На матч со «Спартаком»

ФУТБОЛ
Июньская отставка Владимира Федотова с поста главного тренера «Спартака» уже вошла в топ-лист событий сезона. Она имела небывалый резонанс и вызвала удивительную реакцию у многочисленных поклонников красно-белых. Это был тот редкий случай, когда увольнение тренера большинство болельщиков не поддержали. В их представлении Федотов – герой, а не изгой. Корреспондент «Советского спорта» встретился с Владимиром Григорьевичем накануне матча между его бывшей и нынешней командой.
ОБЕТ МОЛЧАНИЯ СНЯТ
Получив назначение в ФК «Москва», Федотов затаился. Тихо делал свое дело: совершал поездки в регионы в поисках молодых дарований и анализировал проблемы дублирующего состава. Журналистов при встречах приветствовал с радостью, но под диктофон не общался: «Еще не время».
Первое интервью после отставки – перед вами. Оно не изобилует откровениями – Владимир Григорьевич не желает подробно касаться спартаковского периода своей карьеры, хотя наверняка есть что вспомнить.
Вкратце вспомним за Федотова. В «Спартак» он пришел по приглашению Олега Романцева весной 2002 года. В ту эпоху тренерский штаб красно-белых состоял исключительно из «злых следователей», поэтому появление добродушного Григорьича игроки приняли на ура.
Романцева сменил Чернышов, которому в «Спартаке» было отмерено всего ничего. Во втором круге чемпионата-2003, когда была проиграна даже честь, президент Андрей Червиченко изгнал Чернышова, а Федотова назначил и.о. главного тренера. При Скале и Старкове он работал спортивным директором. После скандального интервью Дмитрия Аленичева, побудившего Старкова подать в отставку, Федотов вновь был призван на роль спасателя. Получилось у него эффектно: в первом же матче был разгромлен в гостях «Зенит», впоследствии выстрелила молодежь, которая, как принято считать, «мариновалась» при Старкове…
И все-таки для руководства «Спартака» Федотов всегда оставался временщиком – как неоднократно признавался владелец клуба Леонид Федун, возглавить команду должен был Станислав Черчесов, попросивший, впрочем, отсрочку.
Уволили Федотова 19 июня, спустя 48 часов после проигрыша «Москве», в офисе ИФД «Капитал» на Краснопресненской набережной. Первое, что сделал, выйдя на улицу, освобожденный тренер, – позвонил близким друзьям (не из футбольного круга) и пригласил их в гости на дачу. Вечер в Подрезкове прошел душевно, в застолье. Григорьич отложил телефон подальше и пропустил рюмашку-другую. С бывшими коллегами общаться не пожелал. В эти драматичные дни на звонки Федуна, Шавло и остальных отвечала супруга, Любовь Константиновна, которая с женской позиции высказывала все, что думает об интригах в «Спартаке».
ВИКТОРИНА ОТ ФЕДОТОВА
Минувший понедельник. В офисе футбольного клуба «Москва», что в Малом Татарском переулке, разгар рабочего дня. Федотова встречаю в коридоре, он возится с электрическим чайником. У Владимира Григорьевича вид озябший, замерз где-то.
– Привет, Андрюха! – приветствует меня по-свойски. – А я две минуты как с тренировки дубля приехал. Ну и погодка, дубак настоящий! Чайку со мной будешь?
Каким был Григорьич, таким и остался. Как называет его один балагур в «Спартаке», «ну очень человечный человек».
А погодка в понедельник была и впрямь мерзопакостная. Так что предложение Федотова согреться чайком в его кабинете принимается охотно.
Оглядываюсь по сторонам. Стул, стол, шкаф. Кабинет, конечно, площадью поменьше, чем на спартаковской базе. Но кайф общения заключается в обаянии собеседника, а не в размерах помещения и массивности мебели. Федотов не даст соскучиться: обязательно вспомнит удивительный случай из футбольной жизни, стихи почитает, проведет… викторину.
– Ну-ка, кто изображен на этом снимке? – указывает Федотов по левую от себя руку.
– Валерий Воронин, прославленный торпедовец, – говорю в ответ. Лицо Воронина я хорошо запомнил по подшивке «Советского спорта».
– Молодец. А это кто? – по правую руку Владимир Григорьевич указывает на портрет мэра Москвы Юрия Лужкова в легендарной кепке…
ПРИТЧА О КИТАЙЦЕ
В Малом Татарском перекладывают асфальт – работающий под окнами отбойник заглушает наш разговор. А в соседнем кабинете, у директора клуба Владимира Овчинникова, как назло решили обновить дверной косяк. Рабочий с силой ударяет молотком, и поток децибелов увеличивается вдвое.
Заметив раздражение вашего корреспондента, Федотов убаюкивающим голосом произносит: «Уж лучше шум, чем гробовая тишина. Не стоит, молодой человек, так нервничать. Будь всегда спокоен. Расскажу-ка в качестве наставления одну притчу…».
Федотов забивает ароматный табак в трубку, закуривает (куда ж без этой церемонии?) и размеренно повествует.
– Зажиточный китайский крестьянин купил лошадь. Часть деревни завидовала ему, а часть – искренне радовалась. А китаец был спокоен.
Лошадь вскоре убежала – одни злорадствовали, другие соболезновали. А китаец был спокоен.
Через несколько месяцев лошадь вернулась, да не одна, а с жеребенком. И вновь деревня разделилась на завистников и радующихся. А китаец был спокоен.
Сын китайца упал с лошади и сломал ногу – кто-то над ним смеялся, кто-то сочувствовал. А китаец был спокоен.
Однажды в деревню пришли воины императора и призвали в армию всех молодых мужчин, кроме одного – того, который лежал со сломанной ногой. А китаец был спокоен…
Для меня этот китаец из притчи – образец поведения. Что бы ни происходило, надо сохранять спокойствие.
ПРЕДЛОЖЕНИЮ ОТ «МОСКВЫ» УЖЕ ТРИ ГОДА
– Что же вы испытывали в июне, когда «Спартак» сник, а вас попросили с поста главного тренера?
– Старался быть как тот китаец. В момент отставки мне уже ничто не могло помочь.
– Когда вам поступило первое предложение от «Москвы»?
– Около трех лет назад. Оно исходило в первую очередь от генерального менеджера Юрия Белоуса. Общался я и с Михаилом Прохоровым (негласным владельцем клуба. – Прим. ред.). Но в то время я был увлечен работой в «Спартаке», меня все устраивало.
– Выходит, получив отставку, вы автоматически стали спортивным директором «Москвы»?
– Слишком банально. Как бы я ни силился, переживания одолевали. Все-таки «Спартак» для меня – целый жизненный этап. Но я постарался настроиться на ситуацию позитивно. Как профессионал вопрос решил быстро и перешел на работу в «Москву». И сейчас у меня все хорошо, я доволен.
– За какие участки работы в клубе отвечаете?
– Мои направления – школа, дубль, основа. И селекция. Подробнее? Это займет слишком много времени. Скажу лишь, что функции спортивного директора мне хорошо знакомы еще по спартаковским временам.
– Вы жаждете реванша? Он может состояться уже в субботу!
– К теме «Спартака» возвращаться вообще не хочу. Один философ сказал: «Прошлое – закрытая страница. Надо жить настоящим, которое приближает нас к будущему». А болельщикам я адресую самые теплые слова.
– Перед матчем со «Спартаком» вас одолевает волнение, трепет?
– Футбол для меня – это серьезная работа. А к ней я всегда отношусь с трепетом.
– Неужели вас ничто не беспокоит перед матчем?
– Я расстроился, узнав, что наш вратарь Жевнов получил рассечение головы в матче за сборную. Впрочем, к «Спартаку» он должен подойти здоровым.
СЛУЦКИЙ НЕЗАВИСИМ В СВОИХ РЕШЕНИЯХ
– В чем причина неудач дубля «Москвы», который славился достойными кадрами?
– Нынешнее положение дел таково: хороших игроков недостаточно. Но мы исправляем ситуацию. В Институте физкультуры запросили исследование: дать оценку квалификации наших детских тренеров. Организовали методические собеседования. Несомненный плюс – ввод в эксплуатацию искусственного поля. Условия для ребят постоянно улучшаются. В нашей школе организован самый тщательный отсев при наборе мальчиков в классы. На конец года намечаем еще один набор. Приглашаем таланты!
– Сколько успели совершить командировок в новой должности?
– Немного. География – российская. Есть наметки на межсезонье – нас интересуют не только молодые игроки, но и состоявшиеся.
– Поручают ли вам изучение ближайших соперников?
– Это прерогатива тренерского штаба. Но после игр мы всегда обмениваемся впечатлениями. У нас со Слуцким профессиональные, доброжелательные отношения. Он независим в своих решениях, в его работу я не вмешиваюсь.
– Во сколько раз чаще случаются стрессы у главного тренера «Спартака», чем у спортивного директора «Москвы»?
– Обойдемся без сравнений. Скажу лишь, что без стрессов футбольного свойства я жить не привык. Про свободное время не спрашивайте, больше его не стало.
– «Москва» делает ставку на аргентинцев. Вас вдохновляет эта стратегия?
– Аргентинские новобранцы, как мне кажется, легко влились в команду. Но, чтобы показать себя во всей красе, времени недостаточно. В России все другое – климат, питание, язык, окружение… В любом случае Лопесу и Моралесу обживаться несравненно легче, чем Кавенаги в «Спартаке». На Фернандо столько всего свалилось, он был под страшным прессом.
КЕПКИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ШАПКИ
– «Москва» действительно хочет в Лигу чемпионов? Не рановато ли?
– Почему бы не попытать счастья? Лига чемпионов – это сказка, в которой все мечтают очутиться. Игроки смогут реализовать себя совершенно на другом уровне.
– К зиме холодает. В каком головном уборе ждать вас в «Лужниках»?
– Своевременное напоминание! Если будет прохладно, надену кепку. Если честно, не люблю я эти кепки, давненько их не приобретал. Но спортивные шапки еще хуже, на мне они совершенно не смотрятся. Всем болельщикам советую: одевайтесь теплее, берегите голову! Застудить мозги на футболе проще простого!
КСТАТИ
«ПОДДЕРЖИВАЮ ХИДДИНКА!»
…Вчера мы созвонились с Федотовым, чтобы обсудить знаменательную победу нашей сборной над англичанами.
– В игре нашей команды, конечно, были погрешности. Но стоит ли их подмечать, когда такая радость переполняет?! – эмоционально начал Владимир Григорьевич. – У меня есть внутренняя уверенность, что дело не ограничится одной победой над Израилем. В стране может начаться большой подъем футбола, и это здорово!
– Значит, Хиддинку можно смело доверить сборную до 2010 года?
– Желаю Гусу большой удачи! Пусть у сборной не все получается, но работают тренеры профессионально, и команда бьется. И еще я благодарен Хиддинку как человеку. В трудную минуту он был одним из тех, кто меня поддержал.





