«Хватит быть колхозниками!..». Пресс-конференция тренеров изобиловала яркими высказываниями

ФУТБОЛУ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 27-Й ТУР
Пресс-центр «Лужников» через несколько минут после окончания матча напоминал веселое ток-шоу: множество шуток на сцене, аплодисменты и смех в зале. Постановка в исполнении главных тренеров команд явно пришлась по душе присутствующим. Из партера за этим действом наблюдал и корреспондент «Советского спорта».
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. «РИСК ЛУЧШЕ ТИХОЙ САПЫ»
Станислав Черчесов появляется в зале под овации. Поднимается на сцену, показывает большой палец зрителям и немного хлопает в ладоши. Через мгновение заходит и Леонид Слуцкий. Его тоже награждают аплодисментами. Тренеры обнимаются, и главному тренеру «Москвы» выпадает первому рассказать о матче.
— Это была игра с равными шансами на победу, – говорит Слуцкий. – Единственное, чем я недоволен, так это тем, как мы играли в обороне при стандартах. В целом же удовлетворен самоотдачей команды. А «Спартак» хочу поздравить с заслуженной победой. Очень надеюсь, что мы проиграли будущему чемпиону.
Эти слова зал встречает бурными аплодисментами.
— Мне добавить нечего, – разводит руками Черчесов. – Мы ж одну игру смотрели…
— Скажите, как оставшиеся матчи проводить Торбинскому? Его ведь свои трибуны свистом встречают…
— Хорошая сегодня была игра. Выиграли 3:1, – напоминает рулевой красно-белых. И добавляет: – Этот вопрос будет последним, на который я отвечу. Вы все время путаете вещи. Не надо начинать с «я», если есть «а»…
Алфавит начали изучать с Барриентоса и попросили Слуцкого прокомментировать удаление аргентинца, который грубо сыграл против Иванова.
— Да, Барриентос действовал эмоционально, но не думаю, что с умыслом. Возможно, он просто не видел Иванова, – предполагает Слуцкий.
— Согласен с коллегой, – дополняет его ответ Черчесов. – Был опасный игровой момент. Эмоций же, по-моему, было больше у рефери, нежели у футболистов.
— Почему после удаления Станислав Черчесов заменил нападающего на защитника, а вы замен делать не стали? – интересуются у Слуцкого.
— Мы проигрывали, поэтому менять нападающего не было смысла. Это раз. Два – у нас были проблемы в обороне. Мы вышли на матч для того, чтобы выигрывать, – это три. Да, понимали, что в стратегической борьбе за третье место нас устроила бы и ничья. Но, когда имеешь возможность, лучше рисковать, пытаться выиграть и стать четвертыми, нежели тихой сапой достичь третьего места.
Зал вновь от души аплодирует.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. «МЯЧ УЖЕ ПЛАКАЛ. ОН ЛАСКУ ЛЮБИТ…»
Оно начинается с долгого вопроса, адресованного Черчесову. Один из журналистов говорит о «странной замене» Павлюченко на Прудникова и наконец спрашивает: «Не боялись ли вы, что такой неопытный игрок выходит при таком скользком счете?»
Черчесов выдерживает поистине театральную паузу, непонимающе смотрит на задавшего вопрос. Зал, затаив дыхание, ждет развязки.
— Я понимаю вашу реакцию, – не выдерживает молчания журналист, а Черчесов играет на опережение.
— Нет, реакция-то у меня всегда была хорошей. Это вы просто молодой еще были, не помните, – слова экс-вратаря красно-белых спартаковская публика принимает на ура. – А нападающего Прудникова я выпустил потому, что мы хотели забить третий гол. Сказал ему: «Погладьте наконец этот мяч!» А то его так часто выбивали, что он плакал. Мяч тоже ласки хочет. А игроки его, несчастную игрушку, так пинают…
— В итоге два из трех голов забили защитники. Может, Павлюченко сыграл не так активно после матча за сборную?
— О! – удивляется предположению Черчесов. – Роман сработал как надо! Одно его присутствие сковывает действия обороны соперника.
— В одном из эпизодов у вас состоялся краткий разговор с лайнсменом Тихоном Калугиным, – напоминают главному тренеру «Спартака». – Скажите, что он ответил на ваши слова? А то диалоги с ним плохо заканчиваются…
— Для кого они плохо заканчиваются?
— А вот для вашего коллеги (во время матча 21-го тура «Москва» – «Локомотив» Леонид Слуцкий и его помощник Сергей Шустиков были удалены со скамейки Юрием Баскаковым якобы за оскорбления лайнсмена Калугина. – Прим. ред.).
— У нас с ним не было диалога, – поправляет слова журналиста заскучавший было Слуцкий.
— Там был монолог, да? – уточняет Черчесов и объясняет, о чем же общался с Калугиным. – Насколько я знаю, сейчас боковой арбитр такой же активный участник игры, как и главный. В середине поля сбивают Титова. Главному судье не видно, но надо же помощнику как-то влиять на ситуацию! Вообще же я не думаю, что эти диалоги будут плохо заканчиваться. Ребята мы не хрупкие – разберемся.
— Я ваш вопрос про Торбинского не забыл, – напоминает корреспонденту «Советского спорта» Черчесов. И главные тренеры переходят к заключительной, наиболее эмоциональной части.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. «В АРГЕНТИНЕ МЯСО ХОРОШЕЕ…»
— Как-то вы сказали, что «Москва» способна бороться за чемпионство, – вновь подключают к беседе Слуцкого. – Сегодняшний матч вас в этом переубедил?
— А почему он должен был меня переубедить?
— Вы говорили, что хорошему игроку можно простить многое. Барриентос – хороший игрок. Но можно ли его держать в каких-то рамках, ведь сегодня он вновь заработал удаление. Уже в самом начале матча!
— Если вы хотите услышать от меня критику конкретного игрока, вам это не удастся.
— Но вы хотя бы разговариваете с ним на эту тему?
— Разговариваем, – это слово Слуцкий повторяет дважды, а потом эмоционально добавляет. – Юрий Севидов на всю страну советовал: «Да надо сказать Барриентосу, что он колхозник, и он сразу станет идеальным». Если б все было так просто, я бы сказал, что он колхозник, уже два миллиона раз.
— Если б таких, как Барриентос, не было, вы бы действительно кричали: «Колхозники, чего вы там играете?» – дополняет ответ коллеги Черчесов.
— А что вы вкладываете в понятие «колхозник»? – вопрос Слуцкому.
— Это у Севидова нужно спросить. А вообще Пабло действительно родился не в столице, в небольшом городке. По-нашему – из колхоза.
— Там (видимо, в глубинке Аргентины. – Прим. ред.) скотоводов больше. У них мясо хорошее, – вновь вступает в игру главный тренер «Спартака».
Наконец после разговоров про мясо, как говорит Черчесов, – «десерт».
— Итак, как обещал, о Торбинском, – берет слово тренер. – Мне не понравилась реакция публики, когда он появился на поле. Болельщики знают, как я их люблю и уважаю. Да, Торбинский принял решение уйти. Но сейчас он игрок «Спартака»: вышел на поле и помог нам выиграть. Вместе мы идем к цели. И никаких проблем у меня нет. Хватит действительно быть колхозниками! Мы решение Торбинского уважаем. Если он отыграл матч, то после него может идти к Слуцкому или кому-то еще…
— К Слуцкому он, к сожалению, не уйдет, – грустно шутит тренер «Москвы».
А Черчесов продолжает:
— И болельщики Торбинского поймут, и телефон мой у него есть…
Аплодисменты. Занавес.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Колхозник – член коллективного хозяйства, вступивший в колхоз крестьянин. Противоположное значение слова – единоличник.
Толковый словарь Д. Н. Ушакова





