«Они недостойны наших слез!»

ФУТБОЛ. ЕВРО-2008
ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР. ГРУППА Е
Что говорили через несколько минут после матча английские журналисты, болельщики, игроки.
Последние пять минут матча весь стадион смотрел стоя. Хорваты, собственно говоря, и не садились, они все 90 минут прыгали как заведенные. А англичане то сидели молча после голов гостей, то ругались на чем свет стоит, то безумствовали после мячей Лэмпарда и Крауча.
А за пять минут до конца дружно встали и замерли.
Не нам объяснять, что это значит – бессильно смотреть, как твоя команда пытается забить такой нужный, такой важный мяч и не может. Но чтобы безнадежно молчали 90 тысяч человек… Они будто стояли на берегу и смотрели, как тонет корабль.
Когда шведский арбитр дал свисток, трибуны взвыли от ярости. Англичане устроили своей сборной настоящую обструкцию. Они свистели, орали, трясли кулаками. Стивен Джеррард, Фрэнк Лэмпард – звезды из звезд уходили с поля, опустив головы и не глядя на болельщиков. Единственный, кто удостоился аплодисментов, – Дэвид Бекхэм. Он подошел к трибунам и поаплодировал им, зрители ответили тем же.
А хорваты устроили настоящее шоу. Они ушли под трибуны, затем вернулись и долго благодарили своих фанатов за поддержку. Потом снова ушли и еще раз вернулись…
На послематчевой пресс-конференции гробовой тишины не было и в помине. То, что было трагедией десять минут назад на трибуне, уже превратилось в фарс. Английские журналисты открыто смеялись над своей сборной и Стивом Маклареном.
– Чего вы веселитесь? – спросил я у сидевшего рядом англичанина.
– А мы свое уже отплакали. Они недостойны наших слез.
У вошедшего в зал Макларена вид был довольно боевой. Очевидно тренер приготовился дать отпор нападкам. На прямой вопрос об отставке неудачник заявил, что и в мыслях подобного не держит. Но уже через полчаса пришли новости из английской федерации футбола – Макларена выгнали взашей.
Пропуска в микст-зону у меня не было. Неохотно выдавшая аккредитацию на матч федерация пропуск зажала. Но в этот вечер русские и хорваты были братьями. Сразу четыре руки с вожделенным пропуском протянулись ко мне, когда я объяснил проблему хорватским журналистам.
В микст-зоне главный удар британской прессы приняли на себя Бекхэм и Крауч. Последний шесть раз останавливался, чтобы ответить на одни и те же вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Бекса облепила такая куча журналистов, что тот даже немного отшатнулся назад. Хотя его бить было в общем-то не за что. Это не он провалил отборочный турнир.
Хорваты же выглядели именинниками. Настоящие герои России Стипе Плетикоса и Ивица Олич шли среди последних.
Увидев корреспондента из Москвы, Стипе обрадовался, как будто я был его братом!
– Это мы для вас всех старались! – пожал мне руку голкипер сборной Хорватии.
– Рад, что помогли вам, – Олич первым протянул руку для поздравления. – Может, теперь в России будут болеть за нас не только из корыстных побуждений?
– Это вы зря. Олич в России не чужой человек.
– Я знаю, поэтому и старался сегодня изо всех сил.
Телефон Олича разрывался на части. Англичане смотрели на Ивицу с тоской, хорваты – с восторгом.
В метро после матча англичане ехали бок о бок с хорватами, но никакой вражды не было и в помине. Первые радовались успеху своих, вторые осознавали заслуженное поражение своих. Вообще англичане очень трезво объясняют, почему оказались ниже России в турнирной таблице.
– У нас нет тренера, нет вратаря и нет команды, – загибал в вагоне метро пальцы толстый пакистанец в майке английской сборной. – Вот если бы мы пригласили Хиддинка, тогда другое дело. Но наши его прозевали. Получается, федерации футбола у нас тоже нет!
– За кого теперь будете болеть на чемпионате Европы? – спросил я его, но он только махнул рукой.
– Летом я выключу телевизор и постараюсь забыть про футбол. Мы не заслужили этот чемпионат.





