Тайны везучего голландца. Открываем победные тактические схемы Гуса Хиддинка, которые тренер просил не публиковать до выхода сборной России в финальный турнир чемпионата Европы

ФУТБОЛ
Пятнадцатое ноября. Блаженно-победное состояние перед матчем с Израилем. Звонок читателя в стиле мадам Грицацуевой, разыскивающей своего Бендера. «Вы ж обещали… В номере от 26 марта… Схемы… В случае победы». Потом наша сборная «попала под лошадь» в Тель-Авиве, едва спаслась с Андоррой и – выкрутилась! А мы, как и обещали, публикуем победные тактические схемы Гуса Хиддинка, которые «Советский спорт» раздобыл полгода назад в Таллине после матча с Эстонией 24 марта. Сборная России, если помните, выиграла 2:0.
СЕКРЕТЫ В УРНЕ
«…Прошло два часа после игры. Сборная давно уехала в отель. Уборщица выносит из раздевалки нехитрый скарб, с шумом бросает в урну – и под ноги проходивших мимо корреспондентов «Советского спорта» отлетают те самые листы ватмана! Со схемами расположения игроков при угловых, с тактическими заданиями каждому… Стратегические секреты, которые, как зеницу ока, берегут все тренеры мира!
Везем спасенные секреты в гостиницу. Хиддинк в шоке:
– Как это к вам попало?
– Рядом с урной у раздевалок валялось.
– Да-а… – строгий взгляд на помощников, сидящих рядом. – Я вас очень прошу, – это уже Гус обращается к нам, – не печатайте эти схемы. Мы очень долго их отрабатывали, и сейчас они стали приносить результат. Мы ведь хотим попасть на чемпионат Европы. А вы?
– И мы хотим, Гус.
Обещаем, читатель, эти интереснейшие – поверьте на слово! – схемы будут опубликованы. С подробными комментариями Хиддинка. Наутро после того, как мы вместе с ним попадем на Евро-2008».
(«Советский спорт» от 26 марта с.г)
«КОЛОМБО, НЕ НАДО!»
Тогда, в марте, нам пришлось нелегко. С одной стороны, два листа ватмана были эксклюзивом – тем, ради чего журналист и должен работать. После победы над Эстонией (напомню, в Таллине сборной пришлось играть в разгар кризиса с «Бронзовым солдатом» и всей сопутствующей моменту политической риторикой, да еще без семерых травмированных игроков основного состава) схемы бы разглядывала вся страна.
Ночью, после разговора с Гусом, в холл отеля к корреспондентам «Советского спорта» спустился Александр Бородюк. Накануне игры в том же отеле мы долго спорили о сильных и не очень качествах наших игроков – признаюсь, Александр Генрихович, я тогда задал не совсем корректный вопрос: «Если в Англии говорят о своих игроках, что они – мусор, то кто же наши?» Так вот, Бородюк попросил схемы не печатать – мы с коллегой Олегом СОКОЛОМ отказали. При всех теплых и почти дружеских отношениях, что Олега связывали с Гусом, эксклюзив важнее.
Текст ночью уже был передан в редакцию, снимки засланы.
Утром вышел хмурый Гус – сборная собиралась в аэропорт.
– Коломбо, – так, именем детектива из известного телесериала, Хиддинк за стремление выведать все секреты зовет Олега. – Я тебя очень прошу, не печатай это. У нас разные интересы, но один, совместный бизнес. Мы хотим на Евро, вы – тоже. И мы туда поедем.
– Давай? – по-русски закончил Хиддинк.
– Надо говорить «Идет?», Гус, – поправил Коломбо.
Идет. Мы ничего не напечатали.
ПЕДАГОГИКА ПО-ГОЛЛАНДСКИ
Это только кажется, что Гус – исключительно добрый дядька, такой волшебник в круглых очках. Администраторам и тренерам за тот таллинский эпизод влетело. Когда корреспондент «Советского спорта» Антон ЖИРОВКИН зашел в раздевалку команды после домашнего матча с Англией, там висели похожие схемы – их, видимо, забыли снять, а уборщицы еще не пришли. Едва Антон потянулся за фотоаппаратом, массажист сборной Андрей Проничев сорвал лист ватмана со стены, начал рвать на куски... Вот это педагогика по-голландски, вот так добряк Хиддинк!
Что же такого в этих таллинских схемах? Почему свои секреты Гус так тщательно в дальнейшем скрывал?
– Вы в Таллине очень профессионально сделали свою работу, – сказал Гус уже после матча в Андорре, когда все тот же Коломбо напомнил тренеру эстонский случай. – Вы были настоящими форвардами и хотели дать своему читателю лучший товар. И вы заслужили этот Евро.
– Гус, мы намерены напечатать эти схемы.
– Печатайте. Но комментировать их я не могу. Пусть кто хочет, сам догадается…
СХЕМА ПЕРВАЯ
ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГЛОВЫХ ОКОЛО ВОРОТ СОПЕРНИКА
Комментарий Юрия СЕВИДОВА, обозревателя «Советского спорта»:
– Крайне важная схема при наших стандартах – как при угловых, так и штрафных вблизи чужих ворот. В матче с Эстонией угловые подавал Торбинский (как справа, так и слева), Кержаков должен был располагаться во вратарской и мешать высоченному Поому, а в районе одиннадцатиметровой отметки оставалась триада. Бил (Билялетдинов. – Прим. ред), который при подаче рвался на ближнюю штангу, Жирков (он выполнял роль этакого столба и мешал защитнику эстонцев играть по Игнашевичу) и сам Игнашевич – Сергей стартовал из-за спины одноклубника и уходил к дальней штанге. На скидку головой или Игнашевича, или Билялетдинова шел Жирков.
Шаг логичный – в Таллине из-за травм не играли высокие Березуцкие, Погребняк и Павлюченко и в результате мы получили очень низкую команду. Ну не Анюкова же с Шишкиным Гусу в штрафную было направлять! Кстати, на подбор при стандартах должен был отходить имеющий неплохой удар Шишкин (его в обороне страхует Быстров), а также Аршавин и Зырянов – Константин дебютировал в этой игре в сборной и провел ее здорово.
Схема, предложенная Гусом, оказалась сколь логичной, столь и неэффективной – я не помню сколь-нибудь опасных моментов у ворот эстонцев при наших штрафных, свои голы Кержаков забил в результате быстрых контратак во втором тайме, когда эстонцы пошли вперед и провалились.
Логичны и дальнейшие прописные истины – кто бьет пенальти, игроки в пылу могут и забыть, неплохо бы и напомнить (в Эстонии к «точке» должны были подойти Аршавин, Кержаков или Игнашевич), все понятно и со стандартами у чужих ворот – прямо напротив них. Все разжевано – вплоть до того, что Кержаков бьет только с паса.
А вот напоминалка с капитанством повеселила – как можно Аршавину или Анюкову забыть о том, что им доверена повязка?
СХЕМА ВТОРАЯ
ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГЛОВЫХ ОКОЛО НАШИХ ВОРОТ
Комментарий Юрия СЕВИДОВА, обозревателя «Советского спорта»:
– Действующие лица все те же – лучше остальных играющие головой (просто потому, что выше ростом) Жирков, Билялетдинов и Игнашевич, отвечающие за конкретных игроков соперника. Анюков здесь в большей степени для количества – впрочем, и игра головой при обороне своих ворот не является провальным качеством Александра. На штангах располагаются Зырянов и Торбинский. Блокировать угловой и стандарт пытаются либо Шишкин, либо Быстров (обоим нашим «малышам» в штрафной делать совершенно нечего). На подборе первыми должны быть либо тот же Быстров, либо Аршавин. Кержаков же в случае смены позиции Аршавиным отходит на его место. При прямых ударах в стенку становились Жирков, Игнашевич, Билялетдинов, Быстров и Торбинский, а на удар выбегал Кержаков. По игрокам действовали Шишкин, Зырянов и Анюков.





