«Меня сделали козлом отпущения…». ФК «Смоленск» забыл о своем нападающем Валерии Солянике, который обнародовал грязную историю с покупкой матча

ФУТБОЛ. РАССЛЕДОВАНИЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
«СМОЛЕНСКОЕ ДЕЛО»
Во вчерашнем номере «Советского спорта» был опубликован первый репортаж из Смоленска, в котором подробно рассказывалось о ходе расследования дела в прокуратуре и отделе по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) Ленинского района города. Как рассказали оперативники, в ближайшее время они планируют выехать в Санкт-Петербург, чтобы найти Ираклия Гегечкори, который звонил игрокам и тренеру «Смоленска» перед матчем со «Спортакадемклубом», состоявшимся 4 октября 2007 года. Сегодня представители «Смоленска» рассказывают, чем живет клуб, отказавшийся продавать матч.
«ПУСТЬ РАЗБЕРЕТСЯ ПФЛ»
Руководство «Смоленска», заявив в октябре прошлого года о том, что игрокам и тренеру клуба некий человек предлагал «сдать» матч со «Спортакадем- клубом», явно не предполагало, что эта история станет известна всей стране.
Еще осенью прошлого года, когда «Советский спорт» начал расследование, стало понятно: руководство «Смоленска» пытается спустить эту историю на тормозах. Сначала смоляне не обеспечили своевременного появления в ПФЛ тренера команды Владимира Силованова, затем долго тянули с подачей заявления в прокуратуру. Да так его и не подали...
– Мы убеждены, что футбольная лига (ПФЛ. – Прим. ред.) может разобраться в данной ситуации самостоятельно, – говорит президент «Смоленска» Николай Рудак, который является главным федеральным инспектором Смоленской области. – Толстых – профессионал. Мы также провели собственное расследование и направили его в ПФЛ.
Напомним, что в письме президента Николая Рудака на имя генерального директора ПФЛ Андрея Соколова, в частности, говорится, что «4 октября Гегечкори находился на игре между командами «Смоленск» – «Спортакадемклуб», причем до начала, в перерыве матча и после его завершения он контактировал с представителями ФК «Спортакадемклуб».
– Почему не обратились в прокуратуру? – вопрос члену правления «Смоленска» Олегу Соболеву.
– Мы обратились. Проверка ведется. Другой информации у меня нет.
– Но проверка ведется только на основе публикаций в «Советском спорте» и расследования рабочей группы ПФЛ и РФС…
– Не знаю, на основе чего она ведется. Могу сказать лишь, что на разговор (в прокуратуру. – Прим. ред.) меня приглашали.
«ХОТИМ ИГРАТЬ ВО ВТОРОЙ ЛИГЕ»
«Смоленск» тем временем готовится к сезону, который команда проведет, судя по всему, в турнире КФК, зона «Черноземье».
Стадион «Спартак» в центре города занесен снегом. Назло судьбе-злодейке нетронутым висит на заборе турнирная таблица зоны «Запад», где «Смоленск» гордо занимает первое место, а «Спортакадемклуб» ютится на последнем.
На самом деле ютиться приходится сейчас игрокам «Смоленска» – тренируются они на одном-единственном на всю область искусственном поле на окраине города. На поляне нет резиновой крошки, поэтому слышно, как стучат бутсы о бетонную подушку под искусственной травой, на поле – лужи, куда то и дело плюхаются футболисты.
– Надеемся, что нам разрешат играть во второй лиге, – говорит тренер команды Сергей Крутелев, который проводит тренировку в отсутствие главного тренера Владимира Силованова, вызванного в ПФЛ. – В прошлом году произошло недоразумение. Мы не должны были вылетать.
О том, что клуб нужно оставить во втором дивизионе, говорит и исполнительный директор «Смоленска» Виктор Карачун: «В этом году смоленскому футболу исполняется 100 лет. Мы хотим, чтобы эту дату город встретил с профессиональным клубом».
В профессиональном клубе пока тренируется молодежь да некоторые из тех, что играли за «Смоленск» в прошлом году.
– Ветеранов Соляника и Нежелева у нас больше не будет, – говорит Крутелев. – Они нам помогли, большое спасибо. Думаю, нужно провести какую-то торжественную церемонию – они столько лет отдали клубу. Закончил с футболом и ушел в бизнес Евплов, перешел в «Торпедо-РГ» Мелкадзе, на просмотре в курском «Авангарде» Хотов…
– Вы сами разговаривали с Соляником и Нежелевым?
– Нет.
– А где главный тренер?
– Силованова вызвали в Москву, в ПФЛ. Возможно, это связано с его учебой (у Силованова, в отличие от Крутелева, нет даже лицензии В, которая позволяет работать главным тренером команды второго дивизиона. – Прим. ред.).
Придется разочаровать тренера Крутелева: Силованов, как стало известно «Советскому спорту», имел длительную беседу с руководителями ПФЛ как раз о «смоленском деле». И тренер от своих слов не отказался.
И что это за клуб, где толком не знают, куда поехал главный тренер, а г-н Карачун уже после того, как заварилась каша, пишет в ПФЛ милую справочку о том, что «Силованов В.М. находится на лечении с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя в средней степени, стадия обострения»…
«ОПОЗОРИЛИ СМОЛЕНСК»
– Клуб за четыре года существования запомнился тем, что в нем не заиграло ни одного молодого игрока. Потом была история про то, что тренер Белонович якобы избил болельщика «Смоленска». Теперь вот этот скандал, который болельщики прозвали «миллионным», – говорит автор статьи «Поражение «Смоленска» оценили в миллион» в газете «Рабочий путь» Дмитрий Сучков. – У нас тут уже анекдот по этому поводу появился: «Игрокам «Смоленска» предложили «сдать» игру за миллион рублей, чтобы они проиграли». – «Ну и?» – «Наши ведь честные – миллион брать не стали. Бесплатно проиграли…»
– Люди, руководящие «Смоленском», решили просто оправдаться за вылет клуба из второго дивизиона, рассказав о том, что команде предлагали деньги за «сдачу» матча, – считает Лев Платонов, который тренировал в 70—80-х годах смоленскую «Искру», был начальником ЦСКА, помогал Константину Бескову в «Спартаке» и «Асмарале». – Думаю, на команду действительно кто-то выходил перед игрой со «Спортакадемклубом». Но ведь такие «выходы» случаются едва ли не перед каждым матчем во второй лиге!
В общем, считаю, руководство «Смоленска» опозорило весь смоленский футбол.
– Вылет «Смоленска» прогнозировался, – продолжает Платонов, ныне зампред комитета Думы Смоленской области по социальной политике. – На протяжении четырех лет клубные деньги уходили в песок. Я уже подал записку губернатору области (Сергею Антуфьеву. – Прим. ред.), где прошу заслушать руководителей «Смоленска». Куда тратились деньги? Для чего заводился разговор о том, что перед игрой со «Спортакадемклубом» игрокам предлагали «сдать» матч? И целесообразно ли нам дальше финансировать эту команду?
«НЕ ЖАЛЕЮ О СКАЗАННОМ»
Две самые известные спортивные фамилии Смоленска – Кузенкова (это олимпийская чемпионка Афин в метании молота) и Соляник. С Валерием, который тоже заявил о предложении Ираклия «сдать» матч, мы встретились… в магазине «Продукты» на улице Николаева, хозяином которого Соляник и является. Сидим в тесной каморке: Валерий уступает единственный стул, сам устраивается на коробках с макаронами. То и дело в кладовую заглядывают продавщицы. Чаще всего за водкой – самый ходовой товар.
– Для того чтобы играть до сорока лет, про нее лучше не знать? – киваю на полки с зельем.
– Да не в водке дело, а в здоровье, которое отец с матерью дали. А водку пьют от безделья. Она для тех, кому нечем заняться. Мне же, например, дня не хватает, чтоб со всем управиться! Три года вот, как магазин работает: сам выкупил квартиру на первом этаже дома, сам ремонт делал, сам товар покупаю и таскаю. Четыре продавщицы работают, я в должности экспедитора, а жена бухучет ведет. У нас трое детей, да матери помогать надо. Так что забот полон рот.
– Так зачем вам в прошлом году еще одна головная боль понадобилась? Вы ж с футболом в 2003 году закончили…
– Я в футболе всю жизнь. Это привычка. Как курение. Я, кстати, всегда курил. По молодости-то еще себя ограничивал, а сейчас… Так вот, «Смоленск» возглавил Игорь Белонович, с которым мы хорошо знакомы. Попросил, чтобы помог. Я согласился и сказал, что готов выходить минут на двадцать – силы позволяют. А играть пришлось все матчи полностью из-за того, что я увидел…
– Увидели что?
– Уровень игроков. Он был ужасающе низким. Проблемы у команды были со всем, не только с игрой. С питанием, с транспортом. Хотя обещали, что все будет в порядке, я сразу понял, что нас ждет. Но контракт свой годичный доиграл до конца.
– Почему руководители клуба не сказали, что вы им больше не нужны после окончания сезона?
– Я и не ожидал чего-то другого. Так поступили со мной и Димой Нежелевым. Помнится, говорили про мой прощальный матч. Но все обещания забыты. Мы как пустое место. И в истории этой, когда нам звонили и предлагали «сдать» матч со «Спортакадемклубом», меня же сделали козлом отпущения. Руководство сказало что-то и ушло в сторону. Остался я один.
– Жалеете, что вынесли сор из избы?
– Нет. Я же сказал, как все было. И всегда говорил прямо. Еще во времена «Кристалла» сколько раз предлагали «сдавать» матчи. Однажды в Питере дошло до угроз: поняв, что я ни в какую не соглашаюсь, начали говорить, что знают, где я живу, что у меня есть дети… Но та история угрозами и закончилась…
– Была, по моей информации, и другая история – когда командой руководил Курбан Бердыев.
– В 2000 году Бердыев, тренировавший тогда «Кристалл», неожиданно перестал ставить нас с Сергеем Гунько в состав, хотя в начале чемпионата мы играли постоянно. Выяснилось, что один человек сказал Бердыеву, будто мы продаем матчи. Затем мы узнали, что этот человек находится в Питере, а именно там «Кристалл» играл последний матч чемпионата с местным «Локомотивом». Нашли мы того парня и привезли к Бердыеву. Пришлось ему, стоя перед тренером, признаться, что врал.
– Бердыев извинился?
– Нет. Ну вы же знаете, что у этого тренера своеобразный характер.
– Тем человеком, который врал Бердыеву, был Ираклий Гегечкори. Чуть позже он работал с Бердыевым в «Рубине».
– О той истории больше не буду говорить…
А мы продолжим расследование «смоленского дела», которое, на наш взгляд, поможет российскому футболу очиститься от мерзости «договорняков». Ведь, как выразился Платонов, перед каждым матчем игрокам в низших лигах предлагают «сдать» игру... «Советский спорт» обращается к своим читателям: если вам известны факты о прошлогодних скандалах в зоне «Запад», пишите на адрес soccer@sovietsport.ru.





