Полузащитник «Крыльев Советов» Иржи Ярошик: Снова хочу почувствовать себя суперменом

ФУТБОЛ
В том, что Ярошик вернулся в Россию, удивительного ничего нет. Обычная история – кто из нас, бросая монетки в море в последний перед отъездом вечер, не загадывал вновь вернуться туда, где было хорошо? Но в том-то и дело, что монетку Иржи бросал в Москве, а вернулся в Самару! Корреспонденту «Советского спорта» нелегко далось это интервью. Но оно стоит вашего внимания: самый русский чех в истории нашего футбола рассказал, что на 31-м году жизни научился готовить, признался в любви к российскому автопрому и заочно поспорил с главным критиком наших футбольных порядков на Западе – экс-железнодорожником Гарри О’Коннором.
«CHARASO, NO YA POKA ZANYAT»
«Ты куда сховался?» – этот бабушкин вопрос я около недели задавал телефонной трубке. Чешский и британский номера Ярошика соревновались в длине гудка и заунывности звучания, но Иржи по каким-то причинам не горел желанием общаться с журналистами. С которыми, насколько могу судить, у чеха никогда проблем не было.
Самая удивительная история на моей памяти произошла 30 июля 2003-го. ЦСКА в тот вечер проиграл «Вардару». Поражение от македонцев было настолько унизительным, что даже Газзаев, всегда отстаивающий команду до последнего патрона, в этот раз наречий не выбирал: «Безобразно играли». Было это еще в те времена, когда побег от прессы через черный ход не являлся фирменной чертой игроков ЦСКА. Так вот, спустя час после матча у меня на запланированной под интервью армейцев полосе не было даже запятой – газзаевцы ушли через ход раздевалки и нырнули прямо в автобус. Хоть постеры на эту полосу ставь!
Что-то сказали Рахимич и Гусев, и вдруг в припаркованном микроавтобусе я обнаружил Иржи и его подругу Веронику. Шофер, увидев диктофон, быстренько тронулся со стоянки. Но Иржи тут же велел водителю остановиться и вышел из той немецкой «Газели». Это был первый его сезон в России, говорил он плоховато, кого-то критиковал, ругался – но я, честно говоря, ничего не разобрал. Какой-то поток шипящих звуков! Чех, как я потом понял, был в ярости – не нравились тактика, тренер, газон…
В газету я дал ровно 8 строк Ярошика. Но ту историю помню до сих пор. Поскольку в российском футболе таких ярошиков – единицы. И в ЦСКА их точно больше нет.
Потому-то и было мне так интересно пообщаться с этим симпатичным парнем, через три года скитаний на Британских островах решившего вернуться.
– Charaso, no ya poka zanyat, – эсэмэска в ответ на просьбу об интервью пришла от Иржи рано утром на четвертый день моих звонков. Он действительно почти русский – половина наших футболистов в эсэмэсках уже давно пишут американское «о’кей».
Но поговорили мы вечером. Он действительно был занят.
– Стою на чемоданах. Не было времечка поговорить, извините. Но сейчас готов, – звонок застал Ярошика в Глазго, где чех действительно сидел на чемоданах.
– Иржи, у вас так много вещей, что, вы их собирали целый день?
– Нет, дело не в вещах. Их я уже собрал. Просто, знаете, есть много разной бытовой мелочовки… А потом я еще был занят – картошечку готовил.
– Иржи, да вы в Москве чайник не могли разогреть!
– У меня в последние месяцы было много времени. А так как кухня здесь не слишком хорошая, я решил научиться готовить сам. Купил картошки, почистил и разогрел. А еще приобрел шницель и тоже разогрел. Типично русская еда. Получается, уже готовлюсь к переезду в Россию.
– Шеф-повару базы «Крыльев» наверняка попадется это интервью. Можете сделать заказ.
– Хочу борщ. Очень вкусный. А на второе – шашлычок. В Шотландии ничего этого нет, много они не готовят, да и разнообразием не балуют. Все рыба да рыба…
«ЗНАКОМ С ИНТЕРВЬЮ О’КОННОРА»
20-го числа он мог в составе «Селтика» играть в Лиге чемпионов против «Барсы». Что должно заставить футболиста в расцвете сил отказаться от всего этого и подписать контракт с российским клубом, в прошлом сезоне занявшим 13-е место, а в этом затеявшего просто-таки глобальную перестройку?
– О, это всего две игры с «Барсой», – отвечает Иржи на мой вопрос. – Но я не был happy (счастливым. – Пер. с англ.) в Шотландии. Не чувствовал себя нужным команде – так, как в ЦСКА. Я не был суперменом, Иржи Ярошик был обычным футболистом команды. Мне это не нравится.
– Все равно не понимаю, Иржи. Вот вам варианты ответов на вопрос, зачем вы уехали: вас достал шотландский футбол, надоело носить килт, вы устали от постоянных дождей? Раз серьезно ответить не получается, пошутите.
– Килта у меня нет, но до отъезда в Чехию планирую его купить. Дождь можно стерпеть, а с футболом сложнее. Мне он серьезно не нравится.
– Вы знакомы с Гарри О’Коннором?
– Скорее с его интервью британской прессе. Интервью, кажется, о мафии?
– О поборах таксистов, заоблачных премиальных… Ну и о мафии, конечно.
– Я спокойно реагирую и всегда, когда спрашивали, отвечаю, что мне нравится в России. А Гарри… Что ж, это его взгляд на футбол, а британские газетчики такое мнение просто растиражировали. Только и всего.
– Вы на такси ездили в Москве?
– Иногда. Жил у станции метро «Динамо» и добирался на такси до базы ЦСКА.
– Дорого брали бомбилы?
– Судя по тому, что я не помню сумм, не слишком. Но вот что я вам скажу: никогда, ни в одной стране мира я не видел, чтобы человек мог выйти на шоссе и поднять руку – и тут же рядом с ним останавливается вереница машин! Так интересно! И очень удобно.
– Гарри говорит, что за гол в финале Кубка он купил «Феррари». Вам также сказочно везло в ЦСКА?
– Мы в ЦСКА много работали, и, думаю, никто не вправе говорить, что армейцы не отработали своих денег.
– Иржи, хватит дипломатии. Вы могли позволить себе «Феррари» после больших побед? В ЦСКА вы ведь выиграли и чемпионство, и Суперкубок.
– «Феррари» – не мог. Но, скажем, после чемпионства машину купить было реально.
– Чешскую «Шкоду»?
– Русскую «Ладу»! – Иржи смеется. – Удивительная машина. Я, кстати, часто на ней ездил.
– И, думаю, еще будете. В нескольких десятках километров от Самары и делают эти «Лады».
– Ну что ж, продолжим наше знакомство.
«ПЛОХО О «СЕЛТИКЕ» НЕ СКАЖУ»
В августе прошлого года он тоже «стоял на чемоданах». Развод с «Селтиком» был болезненным – игра не шла, Иржи не часто попадал в состав, и в интервью «Советскому спорту» чех рубанул: «Играем как дураки! Туда – сюда, туда – сюда», – я тогда даже по телефону почувствовал, как ерзает Иржи, вертя головой, изображая тактику команды Гордона Страчана. Воображаемый мяч перебивается от защиты сразу в атаку, и полузащитникам остается лишь сторожить центральный круг…
— Ничего не изменилось, Иржи? Играете как дураки?
– Не могу так говорить.
– А что изменилось?
– А вы на результат посмотрите. «Селтик» вышел в плей-офф Лиги чемпионов. Да, тут мало играют с мячом, быстрый темп. Но шотландцы добились результата, зрителям нравится. И мне не хочется говорить о «Селтике» плохо даже после того, как меня с клубом уже ничего не связывает. Здесь самый лучший в мире стадион, он всегда полон. Я вот был недавно с «Крыльями», когда приезжал на испанский сбор, на матче «Барселоны». Так там 30 тысяч народу – и все молчат…
– Вас легко отпустили из «Селтика»?
– Там все слишком часто меняется. Одну неделю меня хотели продавать, другую – просили остаться и подписать новый контракт. Мне уже не 20 лет, и я хочу быть уверенным в своем будущем. Политика клуба у «Селтика» странная. Надоело. Да и нервирует прилично. То я играю подряд 10 матчей, и мне рады, то думаю: уже пора звонить в Чехию Веронике – мол, выезжаю.
«НА ЕВРО ТОЧНО НЕ ПОЕДУ»
– Поговорим о российских страшилках. Вы приехали в страну, где тренеры любят…
– … тест Купера! Страшное дело. Знаете, такой тяжелой предсезонки, как зимой 2003 года у Газзаева, у меня не было никогда и нигде. Ужас! Мы бегали
– Вот вы и не приехали.
– У Леонида Слуцкого, по-моему, нет теста Купера. Но у меня травма и я уже довольно давно не играю. Мышца на ноге болит, потому и появлюсь на сборе только с понедельника, 11-го числа.
– Предсезонка Артура Жорже, который в 2004-м сменил Газзаева, переносилась полегче?
– Не стал бы так говорить. У Жорже мне запомнился тренер по физподготовке – мастер своего дела. Сколько помню, в том сезоне в команде почти не было травмированных. Но, конечно, португалец подбирал игроков под свою тактику, доверял им. Кстати, в сборной Чехии тоже работает такой Жорже, Карел Брюкнер. Даже если я забью десять мячей в «Крыльях», на Евро не поеду. Сто процентов!
– Знаете, с кем в первом туре играть «Крыльям»?
– С Грозным. А уже решили, где – в Чечне или в Кисловодске?
– Иржи, я ожидал более бурных эмоций.
– Это жизнь. Раз надо – поедем. Я вспоминаю, как ЦСКА по пути во Владикавказ заехал в Беслан, – там несколько недель назад был теракт. Страшное зрелище, но футбол любят всюду. Если скажут лететь в Грозный – полетим.
– Какие у Самары задачи?
– В прошлом году «Крылья» не очень-то хорошо играли. Хотя, помню, в мой армейский период Самара даже третьей как-то шла… О задачах команде пока не сказали, но, думаю, за пятерку побороться будет реально.
– Как ЦСКА смотрится со стороны?
– Ох, я общаюсь из всей команды только с Элвером Рахимичем, да и то раз в месяц созваниваемся. Не хотелось бы говорить, когда многого не знаешь. Но то, что игроки ЦСКА выглядят усталыми, заметно.
– Хотите обыграть ЦСКА?
– Это тяжело будет сделать. И у меня, и у ЦСКА будет серьезный настрой на этот матч. Поборемся. Но вы правы, армейцев хочется обыграть. Очень!
– Вас в ЦСКА звали прошлым летом?
– Нет. Звали в «Москву», «Локомотив» и «Зенит». Но я отказывался, потому что ЦСКА в России стал родной командой и если возвращаться, то только туда. Но прошло время, мне понравилось предложение Самары. И вот я здесь!
В трубке что-то ухнуло.
– Чемоданы, Иржи?
– Нет, но вообще-то мне пора.
Это был единственный вопрос, на который русский чех не захотел отвечать. Ну что ж, charaso, Иржи. И – до встречи в России!
ВСЕ ТРАНСФЕРЫ ЯРОШИКА
|
Год |
Откуда |
Куда |
Цена* |
|
2003 |
«Спарта» (Прага) |
ЦСКА |
3 млн. евро |
|
2005 |
ЦСКА |
«Челси» |
12 млн. евро |
|
2006 |
«Челси» |
«Бирмингем» |
аренда/бесплатно |
|
2006 |
«Челси» |
«Селтик» |
3,5 млн. евро |
|
2008 |
«Селтик» |
«Крылья Советов» |
1 млн. евро |
Общая сумма трансферов – 19,5 млн. евро
По версии www.transfermarkt.de





