Защитник «Марселя» Роналд Зубар: Расизм – это очень страшно!

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ЭХО СКАНДАЛА
Защитник «Марселя» Роналд Зубар провел в запасе все 90 минут матча с «Зенитом» в Санкт-Петербурге (2:0 в пользу питерской команды), что, впрочем, не помешало ему стать одним из главных действующих лиц. На основании послематчевого интервью темнокожего защитника, в котором он заявил об имевших место расистских выходках на трибунах, чиновники УЕФА начали расследование и уже определили для питерцев наказание (официально о нем будет объявлено в понедельник). Корреспондент «Советского спорта» связался с Зубаром, чтобы тот доходчиво объяснил суть претензий.
СУДЬЯ СКАЗАЛ: «НИЧЕГО СТРАШНОГО»
Все началось в вечернем эфире французской радиостанции RTL. Зубар произнес в микрофон следующее: «Во втором тайме я разминался вместе с запасными. Вдруг с трибуны стали раздаваться обезьяньи крики. Это было отвратительно. Кроме того, нам под ноги бросили банан. Мы обратились к судье с просьбой принять меры против расистов, однако реакции с его стороны не последовало».
Добавлю к словам Зубара, что и в послематчевых протоколах не появилось соответствующей записи. В УЕФА же обратили внимание на заметку во французском спортивном издании «Equipe», которое опубликовало интервью Зубара с ссылкой на RTL.
Наша беседа началась с вопроса Зубара:
– Правда ли, что «Зенит» все отвергает?
– В «Зените» не подтверждают, что расистские выходки на стадионе «Петровский» имели место.
– Я разочарован вдвойне. Когда целый сектор у углового флажка скандирует «у-у-у», как стадо обезьян, то это должен слышать весь стадион. Кто-то к этой акции готовился заранее, раз принес с собой на стадион банан – и не для того, чтобы подкрепиться, а чтобы бросить на поле.
– Вы заметили лицо обидчика?
– Там было слишком много обидчиков. Меня вот что поразило. На той трибуне находились люди разного возраста. И все одинаково радовались брошенному на поле банану. Мы немедленно обратились к боковому судье. Тот подозвал резервного (речь об англичанине Марке Клаттенбурге. – Прим. ред.). Резервный арбитр выслушал нас и говорит: «Банан? Выберите другое место для разминки. Ничего страшного не произошло». Я разбушевался, когда это услышал. «Нет, расизм – это страшно, очень страшно!» – возможно, моя реакция была чересчур эмоциональна, но было от чего завестись.
СОВЕТ БОССАМ «ЗЕНИТА»
– Правда, что вы потребовали прервать матч?
– Я потребовал остановить безобразие. Этих людей нужно было выпроводить с трибуны, пусть даже ценой остановки матча.
– «Зенит» к тому моменту вел в счете. Невольно закрадывается грешная мысль: не уловка ли была с вашей стороны?
– Нет, ни в коем случае. Скажу больше – «Зенит» выиграл и прошел в 1/4 финала по делу.
– У вас нет вопросов по поводу гола, забитого Погребняком?
– Я протестую против расизма, а не против результата матча. Игроки «Зенита» ни в чем не виноваты. Поражен, как преобразился «Зенит» по сравнению с первым матчем. В Марселе питерцы сыграли слабо.
– Кстати, по какой причине вы не попадали в последнее время в стартовый состав?
– Неважно себя чувствовал – старая травма о себе напомнила.
– Почему «Марсель» не подал протест сразу после матча?
– Я не силен в юридических нюансах. Знаю одно: в клубе мою позицию разделяют. Эрик Геретс (главный тренер. – Прим. ред.) сам меня успокаивал.
– Какие санкции, на ваш взгляд, может принять УЕФА?
– Я не руковожу УЕФА, чтобы ответить на этот вопрос. Но боссам «Зенита» я бы дал совет. Проблему расизма скрывать недопустимо. Говорите болельщикам открыто: мы против! Умолчать – значит стать соучастником. Во Франции тоже существует расизм, но с ним идет безжалостная борьба.
– Роналд, инцидент на «Петровском» повлиял на ваше представление о России?
– У нас во Франции считается, что русские люди по своему характеру гостеприимные, душевные. И я в этом был убежден. Когда мы гуляли по центру Москвы и Санкт-Петербурга, нам все улыбались, говорили «бонжур» и «оревуар». Наш гид во время экскурсии рассказывал: «Санкт-Петербург – это культурная столица России». Я не уверен, что гид сказал правду, когда вспоминаю этих одичавших расистов на стадионе…
А КАК У НИХ?
ВО ФРАНЦИИ ИДЕТ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ СУД
Во французском футболе расистов карают незамедлительно. Некий болельщик «Меца» Кристоф Х. (фамилию назовут только после вынесения приговора) был задержан вскоре после завершения матча 25-го тура с «Валансьеном» за выкрики расистского содержания.
Сейчас его судят – подследственному грозит три месяца исправительных работ и запрет на посещение культурно-массовых мероприятий в течение нескольких лет. Кристоф Х. и несколько его соседей по трибуне прямо во время матча обрушили ругательства на марокканца из «Валансьена» Абдеслама Уадду: «грязный негр», «обезьяна» и т.п.
Футболист попытался прорваться к обидчикам на трибуну, но путь ему преградили стюарды. Судья Ледантю отказался прервать матч и предъявил Уадду желтую карточку за неспортивное поведение. Общественность же теперь корит арбитра за малодушие. Уадду не остался без поддержки. На матчи 26-го тура игроки всех команд Лиги вышли в майках с надписью «Расизм не пройдет».





