Велотрек. Марков держит марку. 28-летний призер двух Олимпиад подтвердил свою готовность и к играм в Пекине

ВЕЛОТРЕК
Первый день чемпионата мира по велотреку принес России бронзовую медаль в мужской индивидуальной гонке преследования. Ее обладателем стал Алексей Марков. Серебряный призер Олимпийских игр в Атланте (1996) и бронзовый – в Сиднее (2000), Марков доказал, что он по-прежнему полон сил, азарта и к своей четвертой Олимпиаде готовится с единственной задачей – подняться на пьедестал.
12 лет назад, в 1996-м, здесь же, в Манчестере, 17-летний москвич Леша Марков занял четвертое место в индивидуальной гонке преследования. Полгода спустя он уже стоял на олимпийском пьедестале с серебряной медалью другой гонки – командной.
Маркова прочили в наследники олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова. Тем более что с Марковым работал Александр Кузнецов, «сделавший» Екимова, Нелюбина и других наших велосипедных вундеркиндов.
В 1997 году Марков в индивидуальной гонке стал вице-чемпионом мира. От горизонтов, раскрывавшихся перед юным гонщиком, захватывало дух… Но вскоре грянул дефолт. Питерский «Локосфинкс», в котором тренировался Марков, в прямом смысле слова перебивался с хлеба на воду. А многие российские велосипедные центры и вовсе приказали долго жить. В поисках хоть каких-то заработков гонщики Кузнецова гонялись по малозначимым шоссейным многодневным гонкам (в большие их не пускали по возрасту) и как могли готовились к Играм в Сиднее.
Свою вторую в жизни Олимпиаду Марков прошел на старом багаже. Совсем немного не хватило ему до пьедестала в командной гонке. Зато удался реванш в гонке по очкам – бронзовая медаль.
Потом был интересный проект российской профессиональной группы «ИТЕРА», были попытки (увы, неудачные) совмещать занятия на треке с заработками на шоссе, уход от Кузнецова, неудачная (по собственной оценке Маркова) Олимпиада в Афинах…
НЕЛИЦЕНЗИОННАЯ НАДЕЖДА
По поводу запутанной системы получения олимпийских лицензий на треке сейчас не высказывается редкий специалист. Алексей Марков поднялся на пьедестал чемпионата мира, однако путевки в Пекин этим не гарантировал – бороться за нее ему предстояло на следующий день – в командной гонке.
Зато у коллеги Маркова по питерской велосипедной школе Александра Серова был отличный шанс обеспечить России дополнительную лицензию в индивидуалке. Для этого Александру нужно было в квалификационных соревнованиях показать хотя бы шестое время. Увы… Активно совмещающий трековый тренинг с выступлениями в шоссейной группе «Тинькофф. Кредитные Системы» (ТКС) Серов приехал в Манчестер не в оптимальной форме – сказалось недавнее участие в почти 300-километровой шоссейной гонке Милан – Сан-Ремо.
Зато Марков, после трехлетних поисков общего языка с польской и португальской командами (точка преткновения везде была одна – совмещение трека и шоссе), перешел в российский проект «Катюша» и к чемпионату мира готовился целенаправленно.
Итог налицо – третье время в квалификации и возможность биться за вторую в своей долгой уже карьере медаль чемпионата мира. Впереди лишь непобедимый британец Брэдли Виггинз (двукратный олимпийский чемпион и обладатель множества наград чемпионата мира) и выложившийся в квалификации на все 200 процентов голландец Йеннинг Хизенга.
…Спустя три часа Алексею выходить на старт в малом финале против новозеландца Хайдена Роулстона. На лице многоопытного гонщика – поистине олимпийское спокойствие. Роулстон ненамного моложе Маркова, но в малом финале скорее лишь пытается сохранить лицо.
На первом километре его отставание от россиянина держится в пределах секунды. Второй километр Роулстон безуспешно пытается накатывать. А дальше превосходство Маркова лишь увеличивается.
– Ну что – в порядке мужской темп? – улыбается Сергей Ковпанец. Это его первая медаль чемпионата мира в статусе главного тренера сборной России по велотреку.
– Алексей, в прежние годы вы нередко сильно стартовали в подобных гонках, но не хватало темпа на вторую половину дистанции. Что-то изменилось в подготовке? – спрашиваю у героя дня.
– Изменились в первую очередь условия. В канун Игр в Афинах и два следующих года мне сложно было сосредоточиться на трековой подготовке. А с моей нынешней командой я имею в этом смысле полное взаимопонимание, и это большой плюс. Ну и опыт, конечно, на руку.
– Вам удалось разведать олимпийский трек Пекина?
– Да, я стартовал на том треке. Главное впечатление – он очень скоростной. Правда, на момент наших стартов он был еще очень грязным. Строительная пыль повсюду – после гонок мы стирали ее с себя и велосипедов специальным раствором. Что нужно для победы на нем? Грамотная подготовка. Важно не переработать накануне стартов. Очень надеюсь, что опыт трех предыдущих Олимпиад мне поможет.
– Свою первую награду вы завоевали 12 лет назад. Что изменилось с тех пор на треке?
– Что касается меня – то не слишком много. 12 лет назад я был здесь четвертым, а сейчас взял бронзу. А разница прохождения четырех километров составила чуть менее десятой доли секунды в пользу нынешнего, да и от победителей я отстал ненамного. Получается, мировой велотрек не успел далеко уехать.
«СЕРГИЕВА ТРОИЦА» ПОРАБОТАЛА НА СЛАВУ
Российский мужской спринт долгое время было принято считать гиблым местом. Наши последние успехи здесь связаны с эпохой восьмидесятых и почти забытыми ныне именами Копылова, Храбцова и Кириченко. Однако, похоже, что и здесь у нас намечается прорыв.
Пусть в Манчестере мы лишь на подступах к пьедесталу, но занявшая шестое место «Сергиева троица» – так зовут трио тезок Борисова, Кучерова и Рубана – обеспечила России представительство в Пекине сразу в трех олимпийских дисциплинах: собственно командном спринте, спринте индивидуальном и кейрине (гонка из 8 кругов, 5,5 из которых велосипедисты едут за мотоциклом, задающим скорость
– А что, – рассуждает Марков, поздравивший ребят с успешным выступлением, чемпионаты мира во многих отношениях сложнее, чем Олимпийские игры. Наши прогрессируют и сами это понимают. Если сохранить этот тонус – на Олимпиаде можно выстрелить. Тем более терять им нечего – сверхнадежд на них никто не возлагает. Почему бы не попытаться прыгнуть выше головы?
P.S.
Вчера во время утренних квалификационных соревнований в командной гонке преследования российский квартет в составе Михаила Игнатьева, Алексея Маркова, Александра Петровского и Александра Серова показал пятое время, что обеспечило сборной России олимпийские лицензии не только в командной, но и в индивидуальной гонке. По состоянию на вчерашний день наша команда имела уже пять из десяти возможных лицензий.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
МАНЧЕСТЕР (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
МУЖЧИНЫ
Индивидуальная гонка преследования на
Скретч (групповая гонка). 1. Лисовски (Белоруссия). 2. Строетинга (Голландия). 3. Клюге (Германия)…19. Ковалев (Россия). Командный спринт. Финал. 1. Франция (Боже, Сиро, Торуно) – 43,271. 2. Великобритания (Эдгар, Хой, Стафф) – 43,777. Малый финал. 3. Голландия (Бос, Малдер, Вельдт) – 43,718. Германия (Эндерс, Леви, Нимке) – 44,275…6. Россия (Борисов, Кучеров, Рубан).
ЖЕНЩИНЫ
Гит на
В ТЕМУ
КАК АНГЛИЙСКИЕ БОЛЕЛЬЩИКИ ПЕЛИ «МАРСЕЛЬЕЗУ»
Заключительный финал первого дня выдался сверхпринципиальным – в мужском командном спринте схлестнулись команды Великобритании и Франции.
К этому часу в тот же вечер англичане уступили сборной Франции на футбольном поле в товарищеском матче, и потому трибуны требовали реванша. Однако… не вышло. Французское трио без особых проблем разобралось с соперниками, и спустя короткое время чемпионы мира уже стояли на пьедестале. Диктор по стадиону объявил об исполнении гимна Франции, трибуны почтительно поднялись и… динамики, предприняв пару попыток «прохрюкать» какую-то невнятную мелодию, умолкли. Французский флаг поднимался в тишине, которую нарушали зрительский свист и недовольный гул.
И вдруг на одной из трибун группа болельщиков затянула «Марсельезу». Тут же песню свободной Франции стали подхватывать окружающие, и к середине куплета пел уже почти весь зал. И это были не французские болельщики – откуда им взяться в таком количестве в Манчестере? Пели англичане – жители страны, которую еще со времен Столетней войны принято считать самым непримиримым оппонентом Франции.
Припев пели уже все без исключения. Те, кто не знал слов, просто «мычали» хорошо известный мотив. Когда почти уже громовое пение «Марсельезы» завершилось, чемпионы мира долго аплодировали зрителям.





