С этим ведь нужно теперь жить. С этим Кубком УЕФА. «Зенит» взял его по праву новой, свежей, нарастающей футбольной силы

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. КУБОК УЕФА
ФИНАЛ. «ЗЕНИТ» – «РЕЙНДЖЕРС» – 2:0
С этим ведь нужно теперь жить. С этим Кубком УЕФА. «Зенит» взял его по праву новой, свежей, нарастающей футбольной силы. Взял вроде как даже не мучаясь и не напрягаясь, а удало и щеголевато. Должно быть, так взяли, если верить легенде, Париж русские казаки в начале XIX века. Взяли там, в Париже, посидели, вписали в историю словечко «бистро», да и ушли. Нужны нам ваши Парижи…
Можно и не про казаков, а, совсем наоборот, про Романа Павлюченко. Он ведь давешней осенью подобно Мюнхгаузену взял и объявил вдруг войну Англии. И никто ему не поверил, а он всем в пику эту самую Англию завалил. И короновал Рому благодарный народ спортивным (а не только футбольным!) царем всея Руси. Как там себе Рома царствует? А на замену в «Спартаке» тихонько выходит. И если втиснулся сейчас в список Хиддинка, то разве что по царской своей брони, не иначе.
А можно и не про Павлюченко, а совсем наоборот, про ЦСКА. Кто-то из великих футбольных людей, знавших в своей коварной профессии толк, предостерег всех и навсегда: «В тот самый момент, как ты назначаешь себя любимого лучшим-несравненным, ты перестаешь быть таковым». Будто целил словом прямо в ЦСКА с его растекшимся на годы самомнением обладателя еврокубка. Повспоминайте сплошь высокомерные интонации Газзаева по отношению к коллегам. Проследите неуклонный вектор сползания уровня экс-чемпионской игры. Зафиксируйте три подряд, с каждым разом все более покорных, цеэсковских вылета из предварительных групп в еврокубках. А ведь команда-то была подобрана и заточена для штурма самых-пресамых европейских вершин – и тот самый Кубок УЕФА по всей логике приходился только на фазу разбега перед взлетом.
Сегодня уж больно напрашивается параллель Газзаев – Адвокат. Как в детской игре в спрятанную вещицу, так и хочется сказать «горячо!» У Дика – Рюрика нашего драгоценного, путь Руси футбольной указавшего, – амбиции тоже долгое время впереди достижений бежали. И это первый его трофей международного значения за целую четверть века тренерской карьеры, хоть и аттестовал он себя по приезде в Россию как тренер с мировым именем. И мне страшновато думать о том, как Дик переживет испытание открывшимся ему теперь в полном объеме собственным величием. Хотелось бы робко надеяться – с той же стойкостью, как переносил он зенитовскую игровую нескладуху годичной давности…
Вообще этот зенитовский прорыв – он очень российский по духу своему. Он весь как-то на противоходе исполнен. Вспомните прошлогодние весну-лето. Игроков накупили выше крыши, а команда категорически не играла. До тех пор, пока ее не окунули с головой в болото насмешек-издевок. Но все равно ведь осенью европейские высоты даже не снились. А зимой, все мы знаем, состав не укрепился, а ослабел скорее. И бил по сему поводу Адвокат в набат тревоги: все, аут – теперь с меня взятки гладки. А команда, адвокатово дитятко, вон в какое озарение ударилась! Словно дитя-индиго, даже для собственных родителей загадочное-непостижимое.
И по справедливости «Зениту» нужно было бы по дороге из Манчестера домой завезти кубок в Ливерпуль, чтобы денек в музее «Эвертона» постоял. Потому что только доброй волей «Эвертона» «Зенит» в этом феерическом для себя плей-офф и оказался…
Словом, как ни посмотри, «Зенит» выиграл-то не «благодаря», а «вопреки». И оттого впечатление тем более завораживающее. По всему выходит, это первая такая вот российская команда – абсолютно свободная от комплексов, штампов и даже от логики ожиданий. Она свежим и вольным ветром ворвалась в Европу. Потому я, собственно, и написал не панегирик, а предостережение блестящему «Зениту», что слишком ценю его, «Зенита», иноходь, как метко сказанул бывалый всадник Михаил Боярский.
Дальше! Дальше!! Дальше!!!





