«Кубок УЕФА наш «Зенит» возьмет…»

ФАНАТЫ. Верные болельщики «Зенита», как могли, поддерживали любимую команду в Манчестере, встречали в «Пулкове», гремели овацией у СКК «Петербургский». Все эти дни рядом с ними были корреспонденты «ССФ».
news

КУБОК УЕФА

ФАНАТЫ. Верные болельщики «Зенита», как могли, поддерживали любимую команду в Манчестере, встречали в «Пулкове», гремели овацией у СКК «Петербургский». Все эти дни рядом с ними были корреспонденты «ССФ».

МАНЧЕСТЕР

ТОЛЬКО ЗЕЛЕНОЕ НЕ НАДЕВАЙ!»

...Когда над «Стэдиум оф Манчестер Сити» прозвучал финальный свисток, еле слышный из-за радостного гула питерских болельщиков, Настя не смогла сдержать слез. Она плакала и, кажется, совершенно не стеснялась этого – как не стеснялись реветь в голос взрослые мужики в обнимку с друзьями. Еще бы: вживую увидеть, как в самом сердце Англии родной, питерский «Зенит», несмотря на отчаянное сопротивление игроков «Рейнджерс» и их огромной фанатской армии, стал обладателем Кубка УЕФА, – дорогого стоит. Особенно, когда позади изнурительные поиски всевозможных билетов – в Англию, в Манчестер, на футбол – и тяжеленный день, проведенный среди бушующей 140-тысячной толпы полупьяных шотландских болельщиков. Тут у любого, даже самого бывалого фаната, не раз поддерживавшего свою команду на выездах, слеза навернется – что уж говорить про хрупкую, но очень смелую 22-летнюю москвичку.

– Я с самого детства болею за «Зенит», поэтому, когда команда Адвоката обыграла «Баварию», я твердо решила – обязательно поеду на финал! – вспоминает Настя. – Буквально сразу принялась собирать справки и документы для получения английской визы. Не скрою, к этому вопросу подошла серьезно, ведь это первый мой выезд с «Зенитом», да еще и абсолютно самостоятельный, так как мой молодой человек, переживающий за московский «Локомотив», любви к питерской команде, понятное дело, не испытывает. Впрочем, когда я несколько лет назад расставалась с родным городом на Неве и переезжала в Москву, отдавала себе отчет, что наверняка останусь одинокой в своих чувствах к «Зениту».

Насте пришлось предпринять поистине титанические усилия для того, чтобы добыть билет на финал Кубка УЕФА. Говорит, упрашивала знакомых в Петербурге, чтобы выкупили и переслали в Москву заветный квиток. Потом надо было как-то решать вопросы с авиабилетом и документами на въезд в Англию. Пока в московском посольстве неспешно делалась виза, все выгодные тарифы российских авиакомпаний были раскуплены. Дешевых билетов в Великобританию практически не осталось – отчаявшись улететь из «Пулкова», многие жители Санкт-Петербурга предпочли выбираться на финал в Манчестер через столицу. Насте повезло – она успела купить один из последних билетов британской авиакомпании, правда, чуть ли не за 23 тысячи рублей, и не в Манчестер, а в Лондон.

– Это были уже вполне решаемые проблемы, – говорит Настя, – после утомительных очередей в визовом центре и суматохи с авиарейсами я была просто рада, что могу улететь в Англию. Большие деньги потратила? Пустяки! Ради победы любимого клуба мне вообще ничего не жалко. К тому же я не собиралась сильно тратиться на всякие безделушки и дорогие внутренние перелеты и заранее забронировала себе место в автобусе, курсирующем между Лондоном и Манчестером.

Дело оставалось за малым – надо было найти место в Манчестере, где можно было бы переночевать, ведь все гостиницы оказались раскуплены болельщиками «Рейнджерс». Тут я вспомнила про Кешу (он же Кевин Хоук. – Прим. ред.), известного фаната «Манчестер Сити» и «Торпедо», о котором в прошлом году была большая статья в «ССФ». Написала ему письмо. Ответ пришел моментально: приезжай, но ни в коем случае не бери с собой вещи зеленого цвета – в Манчестере тысячи «рейнджеров», которым сейчас зеленый (основной цвет соперника «Рейнджерс» – «Селтика» из Глазго) лучше не показывать.

«РУССКАЯ, ВАШ «ЗЕНИТ» –ПОЛНЫЙ ОТСТОЙ!»

Утром в день матча Настя села в автобус в Лондоне, чтобы, по расчетам, прибыть в 2 часа дня в Манчестер. Но, как говорится, на то они и планы, чтобы не срабатывать – из-за огромного наплыва шотландских болельщиков были перекрыты главные магистрали страны и автобусы из столицы вхолостую буксовали на подъезде к Манчестеру. С опозданием на час Настя ворвалась в завоеванный «рейнджерами» город и практически сразу попала в серьезные неприятности – на площади, где собирались болельщики «Зенита» и куда первым делом устремилась она, произошла драка.

– Мне было по-настоящему страшно: во-первых, я никогда не попадала в такие ситуации и не знала, что делать, а во-вторых, не было никого, кто мог бы остановить побоище, так как полиция просто стояла в стороне и бездействовала, видимо, просто наблюдая за развитием событий.

От еще большего потрясения Настю спас Кеша, буквально вытащивший девушку из эпицентра драки. Хоук повел болельщицу «Зенита» в расположенный поблизости паб – «утешать» пивом…

Но стоило им зайти в малоизвестное туристам заведение, популярное только среди местных, как весь паб, словно по команде, выкрасился в синие цвета. Вскоре начались полупьяные шотландские песни и пляски, сопровождавшиеся словесными уколами в сторону Насти. Даже Кевин, известный завсегдатай этого паба и достаточно авторитетный фанат, ничего не мог поделать. Вскоре Настю обступили со всех сторон…

– Русская, ваш «Зенит» – полный отстой! Ты, наверное, вообще больше никаких команд не видела. Так вот я тебе скажу, что наш «Рейнджерс» в миллионы раз сильнее любой российской команды. Ясно? И запомни: футбол и женщины – вещи несовместимые, – орал ей в ухо подвыпивший болельщик. – Ну что, что ты в нем понимаешь?!

– Достаточно, чтобы верить в победу «Зенита», – спокойно, но строго ответила ему Настя, удивившись собственной смелости…

ДОРОГА К СЧАСТЬЮ

В половине шестого Кеша и Настя вышли из паба и направились к стадиону. Город к этому времени куда больше походил на гигантскую мусорную свалку, с неизменно кислым запахом разлитого пива и, пардон, мочи (под конец дня шотландцы вообще никого не стеснялись, справляя нужду прямо напротив городской ратуши). То и дело приходилось переступать через пьяные тела, которые по инерции все еще спрашивали лишний билетик.

– Я тогда ужаснулась, – вспоминает Настя, – неужели нечто подобное ожидает Москву 21 мая?! Лучше тогда отменить все и предоставить право проводить финалы с участием англичан… самим англичанам. Так и дешевле, и спокойнее. Пусть резвятся и гадят на своей территории…

Издалека красавец «Стэдиум оф Манчестер Сити» кажется совершенно неземным сооружением – плавные линии, гармонично сочетающиеся с острыми мачтами освещения, стальные тросы, удерживающие необычную навесную крышу, – действительно, лучшей арены для проведения финального матча Кубка УЕФА трудно было найти.

Перед тем как попасть на трибуну, надо пройти двойной контроль: сначала проверяют карманы и содержимое сумок, затем тщательно смотрят билет и сверяют его с паспортом. Если все в порядке – ты без промедления проходишь внутрь и практически сразу оказываешься у входа на сектор. Насте «повезло» – 114-й сектор «Зенита», на который у нее был билет, предназначался для самых ярых фанатов питерской команды. Они весь матч проведут на ногах…

…Финальный свисток сразу после гола Зырянова сектор встречал наизготовке – полушепотом была дана команда: «На раз-два-три прорываемся на поле!». На стоящую в первых рядах девушку никто и внимания не обратил. Здоровенные детины в питерских шарфах, во всю свою недюжинную прыть несущиеся к игрокам «Зенита», чуть не сносят Настю с ног. Чудом увернувшись от первой партии особо рьяных болельщиков, Настя жмется к оградительному забору. Потом было поднимается к выходу, но на полпути садится на сиденье и начинает плакать – чувство, что любимый клуб на твоих глазах выиграл супертрофей, а все твои страдания увенчаны успехом – выше всяких сил…

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«КУБОК НАШ! КУБОК НАШ!! КУБОК НАШ!!!»

Если в Манчестере матч смотрели около десяти тысяч «зенитчиков», то в питерские бары народу набилось в десять раз больше (все столики были забронированы еще за полмесяца до финала!). А одна инициативная группа болельщиков даже арендовала СКК «Петербургский» (миллион рублей – сутки!) для коллективного просмотра: чтобы хоть как-то «отбить» затраты, ребята продавали билеты (по 250 рублей) всем желающим. В итоге под крышу спорткомплекса набилось около тысячи человек…

Вся эта толпа стала выливаться на улицы Питера где-то после часа ночи, когда шведский арбитр Фрейдфельдт финальным свистком утвердил триумф «Зенита».

Жители питерских окраин, пытавшиеся попасть в эпицентр праздничных гуляний, сделать этого попросту не могли: пробки жутчайшие. И это в два часа ночи! Потом разводят мосты. Народ отказывается от попыток пробраться в центр и празднует у себя. Радостью делятся даже с гастарбайтерами: группу азербайджанцев, ремонтировавших трамвайные пути, наряжают в шарфики «Зенита», дают в руки сине-бело-голубой флаг и зовут праздновать с собой. Те с радостью хватаются за отличный повод закосить от ненавистной работы…

Подлинное безумие, разумеется, творится на Невском проспекте: за какие-то минуты вся проезжая часть утопает в нескончаемых людских потоках. Машины – на некоторых из них жирно выведено «Кубок НАШ!» – бибикают, ловят крышами тела особо экзальтированных фанов и пытаются двигаться дальше. Впрочем, безуспешно: плотность тел на главной автомобильной артерии города такова, что сушеному яблоку негде упасть!

Народ сходит с ума: кто-то лезет на светофор, кто-то седлает бронзового коня на Аничковом мосту через реку Фонтанку, кто-то пытается залезть на адмиралтейский шпиль. На Казанском соборе почему-то светится только одна часть надписи «Христос воскресе»: та, которая справа. Намек на воскрешение российского футбола?

В 3.00 движение приходится перекрыть: все равно пробраться можно только пешком: полноводная людская река движется к Дворцовой площади… «Зимний идут брать», – шутит фотограф «ССФ». А что? Три революции город пережил, переживет и четвертую…

Не успокаивается народ и в семь утра. Сосед, далекий от футбола, а потому ехавший в это время на работу, скидывает эсэмэску, что в парке до сих пор бродит сине-бело-голубая толпа человек из десяти и орет: «Кубок НАШ! Кубок НАШ!! Кубок НАШ!!!»

«ЗЕНИТУШКА», НУ ГДЕ ЖЕ ТЫ?»

В 17.00 четверга градус питерского сумасшествия обещал достичь пика: именно в это время самолет с триумфаторами должен был приземлиться в аэропорту «Пулково». Куда и устремились самые преданные болельщики клуба.

В итоге у «причала» собралось около трехсот фанатов в экипировке «Зенита». Почему так мало? Основная часть решила не торчать в извечных питерских заторах, предпочтя лицезреть своих героев на ступеньках у СКК «Петербургский»…

Народ, что добрался-таки до аэропорта, волнуется, пьет, орет: «Зенитушка», родимый, ну где же ты?» «Зенитушка» все не летит. Лишь когда выясняется, что из-за «пробок» в британском авиапространстве вылет отложен аж на три часа, сине-бело-голубое братство потихоньку начинает расходиться…

– Все к СКК! – вопит в мегафон какой-то болельщик. – Там все наши!

– Все, надоело ждать? А еще фанаты называется! – подначивает зачинщика мой коллега.

– Да не, просто нас уже милиция гонит, – оправдывается парень. — Говорят, автобус с «Зенитом» просто проедет мимо и даже не остановится. Блин, вот после российского чемпионства в России все было по-другому!

Через несколько минут люди расходятся окончательно. Только те, кто на машинах, останавливаются в месте, где должен проехать клубный автобус, – собираются сесть ему на хвост по дороге к СКК.

Из пешеходов-болельщиков остается лишь пожилая женщина с немецкой овчаркой на поводке. У собаки поверх ошейника красуется сине-бело-голубая «роза».

– Это Найдена, она тоже болела за «Зенит», – отрекомендовывает псину ее хозяйка. – Не верите? Вот смотрите: «Зенит» – чемпион?

– Гав-гав! – мгновенно реагирует собака.

КСЮША МАЛАФЕЕВА И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Журналисты тем временем маются у входа в зал прилета для правительственных делегаций. Ожидание безнадежно опаздывающего рейса скрашивает губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Валентина Ивановна болела за «Зенит» на трибунах манчестерского стадиона, потом праздновала вместе с командой в раздевалке, но в семь утра дела позвали градоначальницу обратно в Питер. И вот, почти не спав, она вновь на боевом посту…

По плазменному дисплею, установленному в зале прилета, показывают площадь перед СКК, где зенитовцев ждут болельщики. При виде бушующей пятнадцатитысячной толпы по телу бегут мурашки…

Полвосьмого вечера. Наконец, ОНИ появляются! Мама дорогая, какая суматоха началась в зале прилета! Репортерский люд забегал, заметался, принялся истошно орать: «Лови план… лови кадр… снимай… пусти, не один тут стоишь!..» Уронили телекамеру, никого, к счастью, не задавив.

Зенитовцы выглядят не то уставшими, не то ошалевшими от всего происходящего. Впрочем, у некоторых остаются силы шутить. Так, один из героев финала Фатих Текке торжественно вручает букет цветов (такой выдавали каждому игроку «Зенита»)… переводчику Дика Адвоката Дмитрию Севастьянову.

– Держи, Дима, это тебе! – на английском изрекает турок.

Дима принимает букет с несколько смущенной улыбкой, а его шеф тем временем общается с Матвиенко. Валентина Ивановна нежно гладит Дика по руке и что-то ласково воркует голландцу на ушко. Тренер расплывается в довольной улыбке.

Капитан «Зенита» Анатолий Тимощук, выставив заветный трофей на всеобщее обозрение, рассказывает репортерам, что теперь, в общем-то, и до Кубка чемпионов недалеко. А вратаря Вячеслава Малафеева всерьез волнует проблема смены клубного гимна. И то верно: строчка «Кубок УЕФА наш «Зенит» возьмет» после 14 мая утратила актуальность.

Между тем багаж зенитовцев выгружают на одну огромную тележку и те – европейские уже звезды! – самостоятельно разбирают свои вещи. На минуту отвлекает триумфаторов от этого занятия истошный вопль: «Слава! Слава!!» Глядят вверх: какая-то работница аэропорта высунулась из окна третьего этажа административного здания с зенитовским шарфом на шее.

– Во дает, баба! – смеются игроки и вновь принимаются за дело.

Рядом с автобусом новоиспеченных обладателей Кубка УЕФА стоит транспорт с женами игроков. Выуживаю из его недр супругу вратаря Вячеслава Малафеева Марину. Вспоминая картинку, показанную телеканалами всего мира, с каким удовольствием их дочка Ксюша получила медаль за победу папы в Кубке УЕФА из рук самого Мишеля Платини, интересуюсь, каким же образом удалось вернуть награду законному владельцу.

– Ох, сняли, только когда уснула. Пока на ногах была, даже не пытались: все равно бесполезно, – призналась Марина и тут же заторопилась обратно в салон – пора ехать к СКК.

«МОСКВА ПОЗДРАВЛЯЕТ ПИТЕР? РАЗВЕ ТАК БЫВАЕТ?!»

А на площади перед спорткомплексом все готово к встрече. Вернее, почти все: «Зенита» все еще нет. Многотысячную толпу развлекают со сцены звезды эстрады: Михаил Боярский в неизменном шарфе, который ему теперь носить (внимание – новое обещание Михаила Сергеевича!) аж до матча за Суперкубок Европы 29 августа, со товарищи.

– Лев Лещенко, Людмила Зыкина (кто-то там еще, уже не помню) поздравляют «Зенит» с завоеванием Кубка УЕФА! – несется со сцены. – Москва поздравляет Питер с успехом!

– А-а-а! – реагирует пятнадцатитысячная толпа. – Москва поздравляет Питер? Ни фига себе! Разве так бывает?!

Когда на площадь въезжает автобус с обладателями Кубка УЕФА, на часах – начало девятого. Крики, визги, вопли, топот… Становится страшно за барабанные перепонки. Поднимающиеся на сцену игроки, кажется, сами шалеют от происходящего – бог ты мой, сколько народа! У кого-то из футболистов (по-моему, у Широкова) на глазах блестят слезы...

Возвращаясь домой под вой сигнализаций машин, реагирующих на небывалой мощности и красоты салют, устроенный, сами понимаете, по какому поводу, в голове вертелась одна мысль: «Е-мое, а что же будет, когда Лигу чемпионов выиграют?»...

МЕЖДУ ТЕМ

16 мая в Екатерининском зале Кремля Президент России Дмитрий Медведев поздравил игроков и руководство «Зенита» с победой в Кубке УЕФА. Футболисты показали Президенту завоеванный трофей, подарили мяч со своими автографами и футболку лучшего игрока манчестерского финала Андрея Аршавина с номером 10.

Ну а в эту субботу – 24 мая – кубок УЕФА будет выставлен на одной из массовых площадок Питера, где поглазеть на трофей и сфотографироваться с ним сможет каждый желающий.

Новости. Футбол