Как я нес флаг для сборной. Часть 3

ЕВРО-2008
ПО ЕВРОПЕ с Дмитрием Тумановым
ЛИБЕРЕЦ – ПРАГА – МЮНХЕН – ЛЕОГАНГ.* Позади более 2500 километров пути. Наш корреспондент прошагал (на перекладных!) пол-Европы и доставил, наконец, на базу сборной в австрийском Леоганге российский флаг, на котором в России, Белоруссии, Польше, Чехии, Германии, Австрии болельщики писали нашим футболистам добрые пожелания. Гус Хиддинк знамя принял.
РОСТОМ НЕ ВЫШЕЛ…
Потусторонние силы продолжают вставлять палки в колеса: в пятницу авария на трассе отменяет все (!) рейсы автобусов «Люберец – Прага» (билет пропадает)… Снова - с электрички на электричку. Приезжаю в Прагу как раз, когда чехи в контрольном матче громят шотландцев (3:1), но улицы полны другими нациями, которым на футбол чихать. Весь этот народ скупил все номера в гостиницах. Помыкавшись, вручаю судьбу таксисту – вези, чтоб были места, да подешевле. Через пять минут приехали в какую-то дыру, таксист недрогнувшим голосом провозгласил сумму – 550 крон (тысяча рублей), нарисовал ее еще в воздухе. После этого грабежа я, как и полагается гнилой интеллигенции, сердечно благодарю, одариваю рукопожатием, чуть ли не обнимаю, он уезжает, а я остаюсь… в общаге.
Утром еду к Национальному музею - под Лошадью (говорят именно так, как будто нет в седле короля Вацлава) забита стрелка со знаменитым футбольным агентом Виктором Коларжом. «Великий и могучий» оказывается аскетичного вида скромным парнем – не смотри, что приехал в огромном белом БМВ! Лишний вес ему не грозит благодаря ритму жизни: сейчас он мчит в офис, затем на встречу с клиентом, затем - за 200 км играть за свою провинциальную команду, затем…. Говорить Виктор может только на ходу, на бегу и за баранкой, одновременно отвечая на звонки.
- Сейчас выходной, не так напряженно, а в будний день, пока говорю с одним, высвечивается еще 6-7 звонков. Но телефон – это мое орудие труда, я его не выключаю никогда, звонки начинаются примерно в семь утра и - до полуночи… Вот сейчас еду на матч – отдохну полтора часа. А на тренировки времени уже нет. Агентство растет. Открыли офис в Лондоне, Германии, Норвегии, Дании, Швеции. Хотим открыть и в России…
- За какую команду играете?
- Любительская, пятая лига. Я – крайний полузащитник. А по юношам играл вратарем в Кладно. Закончил, потому что ростом не вышел…
- Как сыграет Чехия на ЕВРО? Петржела говорит: не выйдут из группы…
- Не знаю. Мы в товарищеских матчах все экспериментируем со схемами. Все выбираем 4-1-3-1-1 или 4-4-2…
- России что-то светит?
- В атаке у вас все нормально. И если не будет провалов в обороне, может быть, и дойдете до финала, как в 88-м? Хотя в той сборной почти все были с Украины.
«С ИГРОКОВ ДЕНЬГИ НЕ БЕРЕМ!»
Приезжаем в офис, идем по пустым гулким комнатам со стеклянными стенами. «Вон там во всю стену будет портрет Петр Чеха. Это наш самый удачный клиент. Сейчас он будет заключать новый контракт с «Челси»?) – получим автоматически агентские…»
- Сколько у вас всего клиентов-футболистов?
- Только чехов - 180. Человек 60 играют в разных странах Европы. Но российских футболистов пока нет… Мы делаем вот такие списки наших игроков (показывает лист), по каждому возрасту. Вот, к примеру, игроки 1994 года рождения, Чехия: 11 позиций, на каждую должна быть пара лучших игроков страны. Наша цель – иметь дело только с лучшими.
- Как расплачиваются с вами?
- Мы не берем деньги от игроков – только от клубов. Но если трансфер маленький, например, в Чехии у какого-то молодого игрока, то и вообще ничего не спрашиваем. Команды ведь здесь на такие богатые. Главное для нас, чтобы игрок рос, а вот когда будет переходить в какой-то иностранный клуб – тогда и заработаем. Обычно, это 5-10 процентов от трансфера.
- Не было случаев, когда вас обманывали?
- Бывает сложно. Если в Германии, к примеру, можно доверять слову, переговоры занимают пару часов - два раза встретились и ударили по рукам, то, скажем, в Турции другой менталитет. Там торг может идти дня три. Однажды вроде договорились, уехали, были в 30 км от клуба, но нам позвонили и - по-новому…
- Россия как рынок футболистов…
- Очень перспективный рынок. Сейчас из наших клиентов в России играют… Давайте посчитаем: Чонтофальски, Ширл, Дюрица, Чижек, Марек во Владивостоке, Горавски поляк в Ярославле, Ковач, Йеранек в «Спартаке» и еще три четыре игрока… Недавно два дня был в России, встречался с московскими клубами, «Лучом»… Хорошая работа намечается с первой лигой. Есть команды с большими бюджетами, вот только надо эффективно деньгами распоряжаться…
- Вам заказывают не только игроков определенных технических качеств, но и национальности?
- Основное, конечно – это возраст, на какой позиции играет, рост, вес… Конечно, чехов у вас уважают – с ними нет проблем, менталитет схожий с российским. Но вот, к примеру, диспетчеров лучше искать во Франции… У нас есть договоренности со всеми клубами Европы. На каждую страну составляем списки - кто, каких игроков хочет приобрести - и работаем.
Он напяливает майку «Советский спорт» (для фото), расписывается на флаге, бежит на склад (я за ним) - на стеллажах до потолка бутсы в коробках. «Вы что еще и бутсами приторговываете?» «Да нет. Раздаем бесплатно молодым. Профессионалы на бутсы сами заработают…»
ПОЭТ И ЗНАМЯ
В Праге коллекция подписантов пополняется… поэтом – Марк Блюменталь, бывший морской офицер (30 лет стажа). «Он вообще-то пишет больше про любовь…», - предупреждает редактор газеты «Чехия сегодня» Ольга, выискивая номер телефона. Звоню: «Марк Исакович, кто только не расписался на флаге! Но поэтов нет. Сочините стих про сборную!» Вечером диктует по телефону:
По правилам спортивной чести
Успех отпраздновал «Зенит».
А Абрамович, донор «Челси»,
Молчанье скорбное хранит.
Фанат футбольный с новой силой,
Воспрянув духом, матчей ждет.
Уверен он, что и Россию
Гус Хиддинк в славе приведет!
По причине удаленности автора (другой конец города), стих пишу на флаге сам.
РОМА, ПРОСНИСЬ!
Где только не группируются болельщики «Спартака»! Говорят, есть ячейка даже в Зимбабве. Боялся, что в Праге роспись флага превратиться в демонстрацию, но к той же монументальной лошади на встречу приходит один Дима (из Минска – Д1), да еще другой Дима (из Королева, «сосед Андрюши Тихонова» - Д2) – в пивную «У ямы». Вместе со мной, получается, сидят в «яме» три Димы…
- Интернет, конечно, помогает, но он и разъединяет, - говорит Д1. – Раньше когда не было лайф-ТВ, собирались раз в неделю вместе в баре – смотрели матчи по ТВ. А теперь зачем куда-то идти? Пиво взял и смотри любую игру по интернету!
Тем обсудили множество. Выберу самые животрепещущие. Ну вот, например: ФУТБОЛ И ПИВО. Одно в Чехии не мыслимо без другого. Под пивко не только смотрят игру, но «после пары кружек вполне можно и мяч погонять, не то что в Москве – там от пива крыша съезжает» (Д1). «Когда я только приехал сюда, поразился – участвовал в лыжном пробеге - километров тридцать, на трассе стоят точки – пункты питания, у нас обычно – чай дают, а тут - пиво» (Д2). «Здесь, думаю, 10 кружек Пльзени на самочувствии никак не отражаются. Хотя пиво крепкое, плотность – 12 процентов. Дело в качестве» (Д1). «Чехи обычно первую залпом выпивают, а дальше – не спеша, под разговор, часами. Тут не только культура пития, но и общения» (Д2). «Я в Чехии водку практически пить перестал. Если только не дай бог в гости к кому-то попадешь…» (Д1) «Смотри какие свеженькие шотландцы! (в «Яму» спускаются мужики в юбках – Т.Д.) - все ночь пили и хоть бы что! Вот что значит хорошее пиво!»
ФУТБОЛ И МВД. «Во время матчей поведение полиции здесь и в России – небо и земля! Да тут и МВД-то нет на стадионах - какие-то стюарты следят за порядком, пенсионеров нанимают. Хотя когда сюда «Спартак» приезжал осенью, такое творилось! Писали, что виноват Шавло - направил письмо: едут хулиганы. Но и без этого пресса такого страха нагнала! Поэтому власти даже не полицию привлекли, а каких-то бугаев – из частных охранных агенств! Кошмар! Гранаты шумовые бросали в толпу, давка была» (Д1). «Здесь в полицейских видят помощников и защитников, в России изначально - врагов. Ненависть взаимная – исторически» (Д2).
ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛ. «В Праге в каждом микрорайоне синтетическое поле, стоит по сравнению с московскими – копейки. А мы с работы арендуем натуральное – по 20 крон (меньше евро!) скидываемся, и бегаем раз в неделю. Отличный газон, есть раздевалки, душевые – при кабаке, его хозяин и владеет полем. Сыграл - попил пивка… Команды – в каждой деревне, соревнований множество. На душу населения футболистов в Чехии на порядок больше, чем в России» (Д2)…
ЕВРО-2008. «Думаю, наши не выйдут из группы, тешить себя надеждой не стоит» (Д1). «Группа не самая сильная, но это нам никогда не помогало» (Д2). «Играть так как «Зенит» - первым номером сборная не сможет. Нет просто такого игрока как Тимощук – он играет за троих» (Д1).
На флаге ребята пишут письмо Павлюченко: «Рома, проснись и забей пяток голов!»
За соседний столик заваливается стайка девиц из Испании. «Девушки! – на ломаном английском говорит Д2. – Вы знаете, что ваша сборная играет первый матч на ЕВРО с Россией!» «А что такое ЕВРО? Какая сборная?» Долго объясняем – он словами, я - жестами… Результат: девицы требуют флаг и маркер.
ЗАЙЦЫ…
Говорят, русские скупили половину Праги, а украинцев в Чехии чуть ли не миллион, играет во второй лиге даже украинская команда «Форум». Но с профи познакомиться не удается, зато раздобыл телефон любителя - Вова, шабашит бригадиром строителей. «Есть на примете одна команда «почтальонов» – все бендеровцы, - говорит Вова. – Поедем, познакомимся, может быть, побегаем с ними». Пока я жду Володю на конечной метро, рассматриваю шансы России в ЕВРО, высчитанные букмекерской контрой «Фортуна». Шансы – фиговые: выход из группы – 30 процентов, победим разве что греков, то, что Рома «забьет пяток» и станет лучшим бомбардиром ЕВРО – один к пятидесяти…
Приезжает Володя, садимся на автобус. «Заплатим?» - говорю я (все два дня безропотно выбрасывал кроны на транспорт, хотя даже в метро нет турникетов – давят на сознательность. К слову, выяснилось, что я ездил все равно «зайцем» - покупал детские билеты – то-то на меня косились у кассовых аппаратов!)… «Заплатим?» - говорю я. «Зачем? – говорит Вова. - Две остановки – ехать пять минут» На исходе последней Вова запинается на полуслове, таращит глаза куда-то мимо меня и кричит шепотом: «Беги!»
– Куда? Зачем?
- Контролер!
Далее был самый позорный момент в моей жизни – я рванул к дверям. Сзади раздался топот, и какой-то огромный мужик, похожий на баскетболистку Ульяну Семенову, только с усами, крича «Ваш билетик!», выпростал лапищу явно с желанием схватить за шкирдан. Но между ним и мной вдруг встал Вова, растопырив руки: «Это иностранец, русский! Он ничего не понимает! На чемпионат Европы везет флаг Хиддинку!»
- Билет! – рычал усатый, трепеща от близости добычи. – Если нет - семьсот крон!
- Покажи ему паспорт! – крикнул Вова.
Я достал паспорт, его тут же вырвали из рук, и… попался окончательно. «Влип, очкарик!»
- Ну ты, козел! – перешел в контратаку Вова. – Я же тебе говорю – русский, едет к Хиддинку автостопом!
Но я уже доставал купюры. Двери открылись, автобус освободился от этого позора. Володя виновато тупил взгляд. Вокруг был новый район – похожий на Бибирево. За забором около типовой школы вдалеке виднелось футбольное поле. На воротах висел замок. «Надо лезть через забор», - сказал Вова. «А в задницу солью не получим?» - спросил я, уже зная цену его советам. «Понятия не имею! - сказал он. Я полез первым…
ПОКЕР НА ОГОРОДЕ
Поле было – огород, футболисты оказались, действительно все с западной Украины. Я попал в одну команду (к гуцулу Пете, Ростику из Ивано-Франковска и Коле из деревни Калуш), Вова – в другую. «Сборная мира – против деревни Горожанка!» - объявляет играющий тренер Михалыч (действительно все трое партнеров Вовы – из одной, той самой, деревни). – Играем на пиво!» «Мы проиграть не можем! – говорит мне Петя, сверкая золотыми клыками. – У нас денег - нема!»
Я решил бегать босиком и в семейных (шорты мне еще пригодятся для встречи с Хиддинком). В перерыве Вова говорит: «Сейчас сдохну, пойдем отсюда! Два года не играл!» Но не могу бросить команду. Тем более я - главный бомбардир: делаю «покер» - победа 5:4! Зато потом проигрываем Кубок по пенальти.
После игры все вместе направляемся… Куда? Правильно! В пивняк!
За столом долго скидываемся на пиво, мою сотню ребята откидывают – с гостей не берут.
- Какие прогнозы на ЧЕ? Россия выйдет из группы?
- Выйдет! Могу спорить! Но дальше не пойдет. – говорит Ростик.
- За кого будете болеть?
- За футбол! Не против России, но и не за, - говорит Михалыч.
- Матчи будете смотреть?
- Нет времени на это. Ребята приехали сюда зарабатывать.
Дарю Михалычу майку «Советский спорт». «Если тебя в этой советской майке увидят в деревне – застрелят!» - смеется кто-то. Начинается базар вокруг флага.
- Что писать то? – вопрошает Михалыч. - А, напишу так: «Смотри, Хиддинк…» То есть, смотри – не выиграете, пеняй на себя!
Так и написал: многозначительно, с тремя точками. Когда Михалыч ставил последнюю третью точку в своем послании Хиддинку, небо громыхнуло и окатило нас и флаг шрапнелью капель – в попытке стереть послание… Следы этой коварной атаки так и остались на знамени – несколько надписей размыты…
АВТОГРАФ ТРУЖЕНИКА СЕЛА
До Мюнхена доезжаю на четвертой электричке. На вокзале – как стреноженые кони, огромное стадо велосипедов с замком на колесах (говорят, жмет на педали по городу даже бургомистр), отовсюду намеки на вот-вот стартующий ЧЕ, даже сигары за витриной расставлены по схеме 4-4-2, к каждой пришпилена башка сборника… Ночью вынужден отметить оглушительные трели соловьев (в центре города!).
Говорят, городок Роттах-Эгерн, где тренировалась в то время сборная, очень живописный: озеро, горы… Еду туда. По пути пою славу немецким сортирам в электричках. Олигархи России, купите вагоны в Европе, не заставляйте мучиться народ!
Городок дает новых подписантов: лодочник на переправе («Кто станет чемпионом Европы?» «Не знаю… Наверное, Россия!») и долгожданный труженик села Петер Ханг – разбавил, наконец, огромное количество пролетариев и служащих. То и дело, подтягивая на ходу брюки, Петер ведет к своему стаду. Выгон окружен током высокого напряжения, но малой силы – ампер не хватает, чтобы убить меня, но удар получаю внушительный, и, как уж (или разведчик), лезу под проволокой. Мои долговязые попутчики ее перешагивают.
Петер рассказывает про тяжелую долю: сельское хозяйство ни черта не приносит, давно бы разорился, если бы не гостиница, молочники сволочи бастуют, молоко некому сдавать, высокие цены на газ - плохо, но ему хорошо: лучше идет продажа дров (побочный бизнес Петера)…
Коровы, в отличие от хозяина, кажутся абсолютно счастливыми. Они лоснятся, как боксеры (псы). Одна проявляет нездоровый интерес к флагу (его красной трети) и оказывается… быком. Но испугаться не успеваю – настолько он деликатен, да и, честно говоря, слишком поздно заметил… что это бык.
Говорить с Петером о футболе скучновато. «Сборная России для всех в городе - хорошо, но мне – ни горячо, ни холодно». Смотреть ЕВРО будет, но только немецкую сборную – «не до футбола: пашу с шести утра до ночи…» Кстати, отец Петера воевал на Кавказе.
ВОСХОЖДЕНИЕ
Немцы в 42-м зачем-то залезли на Эльбрус с флагом. Думаю, повторить этот подвиг в местных условиях. Господствующая вершина – Вальберг (1722 м), с видом на Австрию. Но героизма не получается – оказывается, наверх идет канатная дорога – 30 евро туда-обратно на двоих. Пересекаю пару климатических поясов и въезжаю прямо в облако. На вершине в дымке – часовня. Перед ней бегают то ли от радости, то ли согреваясь от холода, индусы и индуски в шерстяных перчатках. При появлении голоногого хлопца шутки стихают. Но дружелюбие остается. Кажется, мои жесты производят на индусов впечатление, и они расписываются на флаге…
Там же на горе в кафе попается официант, который знает немного русский и хочет писать на флаге. Но что?
- Напишите: Удачи, Россия! Гут лак! Гуд лак, Гус Хиддинк! – говорю я.
Поняв превратно, что «гут лак» по-русски - это «гус хиддинк», официант, с трудом вспоминая наш алфавит, пишет совершенную абракадарбу.
УДАЧИ, ГУС!
В Австрию решил въехать cнова на электричке. На вокзале натыкаюсь на наших журналистов: едут на контрольный матч Россия – Литва. Родные люди - присоединяюсь. В вагоне десяток школьников с российскими флагами, пытаются затянуть гимн, потом вдруг «трус не играет в хоккей». Большинство: украинцы, на ЧЕ не поедут, да и с этого матча уйдут за 10 минут до конца матча – иначе не успеют на последнюю электричку.
На стадионе собираю последний урожай автографов. Возвращаюсь в сектор прессы и вижу на своем месте… Федора Черенкова, рядом жена Ира. Оказывается, НТВ, прознав, что Федя ни разу не был на чемпионатах Европы – ни как игрок, ни как болельщик, решило подарить путевку на недельку – после матча с испанцами укатит на Родину. «Федор, напишите что-нибудь на флаге! Несу его уже третью неделю!» После матча он пишет стандартное «успеха!» - под дулами объективов. «Кто это?» - спрашивают друг друга австрийские журналисты. «Лучший игрок России!» «А против испанцев он будет играть?»
От своих уже не отстаю: ночью в компании коллег въезжаем в Леоганг.
Журналисты предупредили: говорят, городок пахнет… навозом. Однако, ничего подобного не унюхал. Но на следующий день ветер изменился, и запахло коровами. Не самый плохой запашок, веет чем-то родным – сборной даже полезно дышать этим воздухом для поднятия патриотизма.
Картина вокруг – идиллическая. Рядом с гостиницей сборной России пасутся две кобылы и осел, по городку ходит малышня, обернутая российскими флагами, взрослым, очевидно, выдали костюмы в краеведческом музее (даже тетка - водитель такси жмет на педали в длинной юбке народного покроя). Сборная наблюдает красоты края исключительно из окон своих апартаментов. В горы слазили бы что ли!
Сначала думал вручить флаг после встречи сборной с жителями города. Играл перед входом в гостиницу оркестр в униформе (гетры, башмаки с пряжками, шляпы), старик бил в «бочку», пионер – в барабан, две девицы и десятка два мужиков дули в трубы. Выпив под овации шнапса и толкнув речь, порозовевший Гус скрылся вместе с игроками в недрах отеля. «Когда поедет на вечернюю тренировку – тогда и вручишь!» - передвинул мероприятие пресс-атташе сборной Илья Казаков.
Перед выходом на финишную кривую (дорога вихляет, повторяя виражи горной речки) – полкилометра от моей гостиницы до пятизвездочной Хиддинка нечистая сила в бессильной (пардон за тавтологию) злобе устраивает последнюю подлянку: из зуба вылетает пломба… Наплевать - шагаю вручать флаг. С гор сползают в долину тяжелые облака, у неба, как говорится, глаза на мокром месте - накрываюсь зонтом… Как начиналось путешествие дождем, так и кончается…
Сил на эмоции нет ни у меня, ни у Хиддинка (головной боли у него в эти дни, пожалуй, побольше!).
- Этот парень шел из России с флагом! – говорит пресс-атташе Гусу.
- Из Владивостока?!
- Ближе, - говорю я. – Из Москвы.
Гус слегка округляет глаза.
Растягиваем флаг в четыре руки, Гус оценивает количество автографов: «Да… Здорово…».
- Тут вам порядка сотни «удач» прописано… Удачи, Гус!





