Живая вода голландских каналов

ФУТБОЛ
ЕВРО-2008
ПАС ВРАЗРЕЗ
Команде Марко ван Бастена с трибуны улыбается и аплодирует Йохан Кройф, а значит – сверено с легендарным оригиналом. Кройф, идеолог и вождь голландского тотального 70-х годов, дальнейшему футболу улыбался редко.
Да простит строгий читатель, но о голландском футболе или напишу красочно, или не напишу вовсе. Потому что тогда, во времена Кройфа, это мне в 19-летнее сердце стрела была, и как-то по-другому от этой стрелы кровь по жилам побежала, и как-то даже натура поменялась.
То голландское – не тактика, не техника и даже не силовой напор. А целая философия жизни, на поле выплеснутая. В той голландской команде никто не пахал за других, в ней каждый был – сам, и все были заодно, в ней каждый был поэтом бури на свой лад, и все творили – симфонию бури. И был в том футболе вожак – Кройф, направлявший паруса в могучей розе ветров.
Мой старший товарищ, зам. редактора еженедельника «Футбол-хоккей» Геннадий Радчук был на ЧМ-74 в Германии – на явлении голландцев миру – и написал: они по полю летают. Но потом, в разговоре, не угадаете, каким словцом «оранжевых» наградил. Хулиганская команда! Вложив, конечно, смыслы того времени: дерзость, наглость, раскованность вызывающая. А разные-то с виду какие были: если дать волю фантазии – революционер, пират, мастеровой, крестьянин… То была команда – пощечина всему миру, перекипевшему и устраивающемуся по норкам-раковинам. И уж тем более – смирному образу советского застоя.
А страна-то Голландия – узенькая, неприметная. И 36 лет до 1974-го ее не слышно не видно было на ЧМ. И сборная, между прочим, съезжалась реже, чем какая-либо другая, – и вполне могла завозюкаться с каким-нибудь Люксембургом.
Но вышли на люди, расположились на поле со всеми для себя удобствами – и не протолкнешься между ними, не нарушишь им осанку вот уж 30 с лишним лет. Такая вот загадка, такая вот фишка – и главный смысл, быть может, в том, что формула жизни здесь важнее, чем формула успеха.
Потом, после времен Кройфа, были, конечно, ответвления-варианты. И если Кройф был гением управления – то ван Бастен, тоже наиважнейший голландский игрок другого поколения, обернулся гением исполнения, пластики-координации.
Но вот закавыка. Смотрю на нынешнюю сборную, которой улыбается Кройф, – и оцениваю близко к меркам 70-х ее самость и огромную жизненную силу (хотя та команда, пожалуй, больше игру изобретала, а эта – заготовила). А вот не могу выделить игрока (игроков) ключевого. Зато! Де Йонг, Снейдер, ван дер Варт, ван Перси, Роббен, Хунтелар – какой густейший «посев» поколения! Всем им 23–25 лет, все как раз только-только вошли в мужскую футбольную силу. И каждый по самоценности – сродни планете. А ван дер Сар, родившийся, когда и команда Кройфа еще не сложилась, и ван Нистелрой, малышом ее закат заставший, с упоением втянулись в эту солнечно-оранжевую систему. Вы последите за обоими «старичками»: каков удалец именно здесь и сейчас вратарь – или каким финтешником Зидана вывел забивала молодых в прорыв против Франции!
И вся эта система большой жизни крутится-вертится-переливается – стягивая любого пока что соперника в узел и распоряжаясь на раздобытом пространстве всласть.
И не хочется перетирать тактики и шансы. А будем просто смотреть. Перед Испанией я написал: страшно интересно, с оговоркой: страшного больше, чем интересного. А сегодня наоборот – и интересное, захватывающе интересное уверенно перевешивает над страшным!





