«Вспомнились 2:5 при Чернышове...». Егор Титов нашел исторические параллели безобразной игры команды

ФУТБОЛУ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 13-Й ТУР
«СПАРТАК» — ЦСКА – 1:5
В смешанной зоне «Лужников» все смешалось. Радость армейских футболистов от очередной победы над «Спартаком» граничила с рассеянной неопределенностью перед тем, что будет, когда уйдет главный тренер. А спартаковскую беспомощность после ошеломительного разгрома разбавила злость на себя и на весь белый свет. За героями и антигероями главного дерби страны в коридорах «Лужников» наблюдали корреспонденты «Советского спорта».
ДВЕ ТИШИНЫ
Люд, лениво набивавшийся в смешанную зону, завидовал коллегам, отправившимся на пресс-конференцию. Сюжет очередной серии саги «Спартак» — ЦСКА обещал интригу в тренерском послематчевом междусобойчике – как объяснит Черчесов небывалый провал и как будет оправдывать, отважится ли Газзаев на очередную колкость в адрес земляка теперь, когда его судьба предрешена? Это все там, наверху, в просторном пресс-центре, а тесные коридоры, ведущие к клубным автобусам, ничего хорошего не сулят – футболисты ЦСКА общаться после матча не приучены, а спартаковцы после ТАКОГО вряд ли отважатся держать ответ.
А с другой стороны, зачем слова? В повисшей тишине можно было просто наблюдать за снующими по коридору людьми, все и так становилось понятно. Вот из-за двери VIP-ложи появился Евгений Гинер. Президент ЦСКА одет очень просто – джинсового цвета распахнутая рубашка, просторные штаны в том же тоне. Сейчас не время для знаменитых розовых рубашек и дорогих сигар с дурманящим ароматом. В армейском хозяйстве оглашена перестройка, и костюм, с вашего позволения, прораба — рабочий.
Евгений Леннорович даже не смотрит в сторону прессы – он вбежал сюда из VIPа, потому что хотел видеть Газзаева. Вот он, отставленный тренер-победитель идет туда, наверх, на пресс-конференцию. Президент подлетает к подчиненному, бережно берет под локоть, и они в полной тишине идут по коридору. Валерий Георгиевич не улыбается, не бросает торжествующих взглядов, он весь в этом шепоте тет-а-тет с Гинером.
А вот другая тишина. Черчесовская. Тренер-побежденный идет по коридору один. Глаза его смотрят как будто внутрь, он ничего вокруг не замечает. Там, куда он идет, с него спросят, и ему придется держать ответ за все. За всех. Когда-то мы уже видели такой взгляд – да вот совсем недавно, после майского финала Лиги чемпионов, с такими же глазами на пресс-конференцию пришел Авраам Грант. С глазами человека, ушибленного судьбой.
«ВОТ СЕЙЧАС «КОНИ» ВЫЙДУТ. С НИМИ ИРАЗГОВАРИВАЙТЕ»
Наэлектризованный тренерскими флюидами воздух смешанной зоны разряжает Даниэль Карвальо. Упитанный по последней бразильской моде полузащитник предстал перед журналистами с новой прической – голову армейца украшали десятки маленьких косичек-фонтанчиков, аккуратно собранных вместе ослепительно белыми резинками. С улыбкой Даниэль продефилировал к автобусу. Следом, разводя руками и извиняясь, прошел Чиди Одиа.
Просить комментария у Романа Павлюченко никто даже и не стал – нападающий разговаривал по мобильному. Наверное, с родными – после такой игры, как в Грозном и как в субботу, потенциальные покупатели из европейских топ-клубов (если такие были) разговаривать с Романом вряд ли захотят.
Все по заранее намеченному плану – армейцы общаться не умеют, спартаковцы не желают. Вот из дверей появился Максим Калиниченко. Его попросили остановиться. Он остановился.
— Ну о чем тут говорить после такой игры? — развел спартаковец руки перед собравшимися. Аргументов, чтобы ему возразить, не нашлось. – Вот сейчас «кони» выйдут. С ними и разговаривайте.
ДЗАГОЕВ: ВАГНЕР ОРАЛ, НО Я ЕГО НЕ ПОНЯЛ
Калиниченко оказался провидцем. Первым, кто решился поговорить, стал юный армеец Алан Дзагоев.
— Наверное, летать охота после такого-то матча? – первый вопрос Дзагоеву.
— Это для меня первая игра такого уровня – получилось настоящее дерби! Хотелось выиграть и показать хорошую игру.
— Выглядите очень устало.
– Да, есть немного. Все же я еще не до конца готов к таким играм. Скорости совсем другие, не как в молодежном турнире.
— Сегодня был самый лучший матч в вашей жизни?
— Можно и так сказать. Но самый важный – точно.
— Плакали после победы? – кто-то из журналистов явно недооценивает уровень психологической стойкости 18-летнего армейца.
— Нет, что вы! – Дзагоев прыскает, а вместе с ним хохочет вся микст-зона.
— Что Валерий Газзаев сказал после матча в раздевалке?
— Поздравил всех ребят с победой, а мне сказал, что я молодец.
— Как команда восприняла новость о будущей отставке главного тренера ЦСКА?
— Сложно сказать. Сперва такое известие всех задело, но потом ребята собрались и настроились на то, чтобы показать в матче со «Спартаком» хорошую игру.
— Вагнер Лав тоже пережил непростой период: наказанный, он тренировался с дублем. Как это на нем сказалось?
– Ну, в дубле он остался лишь на один день. Потом он принес свои извинения за то, что так ушел в игре с «Динамо», и начал хорошо работать.
— Перед матчем могли представить, что армейцы выиграют с таким разгромным счетом?
— Честно говоря, нет. Я был уверен, что игра будет плотной, сложной, но у «Спартака» оказались большие разрывы между защитой и полузащитой. В итоге освобождались зоны и возникали голевые моменты с выходами один на один.
— Удивились, узнав, что на такой важный матч выйдете в стартовом составе?
– Я знал об этом. Валерий Георгиевич предупредил заранее, и я готовился к этому специально.
— Как вам «Спартак» в сегодняшней игре? Вообще не впечатлил?
– Да нет, там впереди хватает мастеров – Павлюченко, например. Видимо, сегодня у них просто не пошло.
— В раздевалке команда отмечала победу?
– Конечно, все праздновали. Очень приятно выиграть с таким счетом у «Спартака».
— Вагнер Лав танцевал?
– Нет, он орал что-то. Я, правда, не разобрал что — его язык не понимаю.
ВАСИЛИЙ БЕРЕЗУЦКИЙ: ДОЖМЕМ «СПАРТАК» ВОВТОРОМ КРУГЕ
Согласился ответить на несколько вопросов и защитник ЦСКА Василий Березуцкий.
— Как удалось разгромить своего главного соперника, учитывая, что атмосфера в команде сейчас не самая лучшая: Газзаев объявил о своем уходе?
— Мы такой победы не ожидали, хотя и очень серьезно готовились к этому матчу. Нам страшно хотелось победить. К тому же и «Спартак» толком не сумел показать, на что он способен.
— Знаете, что историческая разница в противостоянии ЦСКА со «Спартаком» составляет шесть мячей? В 1993 году армейцы «влетели» 0:6.
— Ой, хорошо, что напомнили. Будет, к чему стремиться во втором круге.
ФАТХИ: ТРЕНЕР НЕ ОРАЛ
Наверное, спартаковцы вчера вообще бы не заговорили, если бы на помощь не пришли… немцы. Уже вторую неделю рядом с красно-белыми то и дело оказываются люди с камерой и оранжевым микрофоном. Это телевизионщики с немецкого канала «2DF», которые приехали снимать большой сюжет про немецко-австрийскую диаспору «Спартака».
– Мы уже пообщались с Черчесовым, Шавло и Берецки, – объясняет оператор Гютер. – После сегодняшнего матча рассчитываем и с игроками поговорить.
Австрийский защитник Мартин Штранцль проигнорировал просьбы российских журналистов поговорить. Он уже почти улизнул, но, услышав родную речь, остановился.
— Мартин, мы с «2DF». Скажешь нам пару слов?
— Хорошо, — после недолгого раздумья согласился защитник. – Но вы можете перенести камеру сюда. – Штранцль недоверчиво косился туда, где остались немецкие операторы. Они расположились там же, где и основная масса российских СМИ, которым Мартин только что отказал.
Беседа Штранцля с немецкими телевизионщиками длилась недолго. А вот другой защитник, Малик Фатхи, согласился поговорить подольше, и не только на немецком.
— Все с самого начала пошло наперекосяк, — мотает головой Малик. – Быстро пропустили, могли пропустить в первом тайме еще больше. Но провалы в обороне случались от большого желания забить самим.
— А почему оборона играет так безобразно? 2:8 в двух последних матчах!
— Не знаю. Сейчас нам всем нужно отправиться домой и хорошенько поразмышлять о своей собственной игре.
— Что было в раздевалке после матча?
— Все были ужасно расстроены. Посидели, помолчали. Тренер сказал нам несколько слов. Но не думайте, что он кричал или что-то в этом роде. Если после такой игры все будут друг на друга орать и высказывать претензии, то команды как таковой не будет и побед не будет. А нам надо сражаться сейчас! Конечно, сегодня мы играли плохо. Но надо поскорее все забыть и думать только о следующей игре.
ТИТОВ: ОТОРВАЛ БЫ НОГИ ТОМУ, КТО ДО ИГРЫ ПРЕДРЕК БЫ НАМ 1:5!
Капитан «Спартака» тоже большой профессионал и хорошо знает, когда надо взять слово. Уговаривать Егора Титова на интервью не пришлось.
— Причины надо искать в нас самих, — тяжело вздыхает Титов. – После первого пропущенного мяча «Спартак» просто рассыпался, встал. В итоге к перерыву на табло уже были 0:3. Это все очень настораживает. Я расстроен и, если честно, даже не знаю, что сейчас говорить. Я просто в шоке.
— Это поражение может сломать Черчесова?
— Не думаю. Станислав Саламович – сильный человек.
— А каких-то игроков?
— Вот здесь я не уверен. Ведь у нас очень много молодых ребят – я боюсь за них. Могло случиться все, но не сегодня и не с этой командой. Такие болезненные удары просто так не проходят. Это очень тяжело психологически.
— ЦСКА сегодня смотрелся на голову, а то и на две выше «Спартака»…
— Армейцы сыграли здорово. Соперник был сильнее во всех компонентах. И хуже всего то, что это мы позволяли ЦСКА делать все, что угодно. Просто все. Самое удивительное, что перед игрой мы специально тренировали игру в обороне при стандартных положениях. И в итоге пропустили три мяча со стандартов! То, о чем мы говорим, совершенно не выполняется. Будем разбираться. Да, это банальная фраза, но что-то другое сейчас сказать не могу.
— Перед игрой с ЦСКА что-то предвещало провал?
— Ничего экстраординарного я не заметил. И я бы, наверное, оторвал ноги человеку, который бы сказал, что мы проиграем 1:5. Вы же знаете, что на игры с армейцами никого особо настраивать не надо. Это топ-встречи, вроде матчей между «Барсой» и «Реалом». Чтобы понять, почему все так произошло, надо залезть каждому игроку в душу. А это невозможно. Но и по горячим следам понять что-либо нельзя.
«НУЖНО ПОГОВОРИТЬ ПО-МУЖСКИ»
— Что вас больше возмущает — результат или игра? – продолжаем пытать Титова.
— Меня больше всего огорчает отношение некоторых футболистов к игре. Они подумали, что поражение от «Терека» – просто недоразумение. Хотя надо было включить логическое мышление, попытаться разобраться в причинах неудачи.
— Но ведь настраивать игроков на матч должен тренер?
— Не стоит валить на кого-то конкретно. У футболистов хватает времени на настрой. Сиди дома да настраивайся! Так что вину игрокам стоит взять на себя.
— Что говорил Черчесов в раздевалке?
— Ничего. После таких матчей говорить что-то слишком тяжело. Вообще сегодняшний матч мне напомнил времена «правления» в «Спартаке» Чернышова, когда мы проиграли «Локомотиву» со счетом 2:5. Тогда я думал, что хуже быть просто не может. А сегодня понял: может. И хуже, и больнее. Надеюсь, подобное происходит в последний раз.
— Черчесов сказал, что извиняться перед болельщиками – дешево. А вы как думаете?
— Соглашусь, это очень дешево. А то, что болельщики встали и начали уходить с трибун во время матча… Они просто поняли, как футболисты в свою очередь отнеслись к этому матчу.
— Вы понимаете такой поступок болельщиков?
— Да. Потому что это боль. Я сам когда-то был на их месте, сидел на трибуне и знаю, каково это. Это абсолютно нормальная реакция на бездарный и безвольный футбол, который мы показали. Но мы будем пытаться переломить ситуацию. Впереди – очередное дерби с «Локомотивом».
— Ресурсы для такого преломления в команде есть?
— А как же. Мы же московский «Спартак», а не команда первой лиги.
— Может, в ближайшие дни состоится какой-то мужской разговор в команде?
— Он состоится, это однозначно.
— Вы готовы стать тем человеком, который попробует объединить команду?
— Если этого не сделает капитан, то кто же еще?





