«Выйдут «кони» и все расскажут…»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
«Спартак» – ЦСКА
СМЕШАННАЯ ЗОНА. После матча «Спартак» – ЦСКА «ССФ» сосредоточил внимание не на том, ЧТО говорят игроки, а КАК все происходит.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ МОБИЛЬНИК
«Смешанная зона» (калька с английского «mixed zone») – сам термин предполагает крутой замес: журналисты и футболисты смешались в едином порыве – дать болельщикам как можно больше информации. Вот они вальсируют парами или хороводами по обширной зоне… Бред! Нет, скажем иначе: РФПЛ отдало игроков на заклание журналюгам – в зоне те потрошат жертв. Тоже ерунда! Как правило, никакого замеса не получается – игроки отделены от прессы барьерами, а жертвы и экзекуторы меняются местами. Конечно, игроки выступают «палачами» опосредованно – они показывают кукиш журналисту, а тот получает по шее от начальства: за неправильный подход к источникам информации. Совершенно незаслуженно – ведь (почитаем регламент РФПЛ) игроки обязаны идти через зону, но и только! Никто не обязан что-то говорить…
Вообще давать интервью для большинства российских футболистов – мука мученическая, а сразу после матча и подавно – душа рвется домой (отпускают на денек), к бутылочке пива (сегодня разрешено)… Для половины необходимо быстрей забыть матч, выкинуть из башки! (Как мне объяснял один известный футболист, умение забыть проигранный матч, причем немедленно, – это «высший пилотаж»!). А тут эта толпа шустрых ребят с идиотскими вопросами…
Уже проводились исследования на тему: «Общительность игроков в смешанных зонах». Выяснилось, что вообще-то российские футболисты большие гуманисты, им очень трудно, почти невозможно, обидеть журналиста, тем более послать его к чертям собачим. Поэтому сделаем вид, что журналиста просто не замечаем – для этого займем чем-то глаза и уши. Глупо идти по смешанной зоне, уткнувшись в газету, но вот мобильники – сущее спасение! Можно даже не набирать номер, а идти себе задумчиво, кивая воображаемому собеседнику.
ИЩИ СВИЩИ!
Но возможно ли нормальное общение с игроками в зоне? Нет, скажем иначе: при каких условиях смешанные зоны действительно отвечают термину. Существует пара универсальных законов на этот счет.
Закон №1. В России говорят победители, проигравшие, как правило, смываются быстро и беззвучно.
Закон №2. В России, чем глубже в провинцию, тем зона становится «смешаннее», вплоть до братания прессы и игроков. Более того, футболисты, в столице отмеченные особой надменностью и молчаливостью, в каком-нибудь Миргороде обмякают и становятся отличными ребятами. Видел сам и не раз. Как правило, такие метаморфозы случаются как раз с провинциалами. Почему? Наверное, безумная наша столица ожесточает, права пословица: «Москва слезам не верит».
Но игрокам в России «подыгрывают» и стадионы – в большинстве своем старые, где смешанные зоны просто не предусмотрены проектом. По нормативам в зоне должны «свободно» размещаться до двухсот человек. Где у нас такое возможно? В тех же «Лужниках» зона – это узкий коридор буквой «Г», вдоль барьера «свободно» встанут дай бог человек тридцать…
Но, какими бы протяженными ни были зоны, футболисты прекрасно умеют обходить их (регламент РФПЛ – до лампочки!), пользуясь «черным» выходом, далее уходим «дворами». Не писан им закон и на Западе. «Длинный – метров сто проход смешанной зоны, иностранцы идут, общаются с журналистами, а наши – перепрыгнули барьер и ищи свищи!» – рассказывает знакомый журналист с богатым опытом выездов.
После матча «Спартака» с ЦСКА по двум вышеописанным законам в случае победы гостей «Советскому спорту» в зоне ничего не светит: проигравшие замолчат, а выигравшие давно объявили газете бойкот… Хотя в зоне использовать «чужие» слова (адресованные другому СМИ) – не кража, а норма.
ШОУ «ЗА СТЕКЛОМ»
Суббота, 12 июля. «Лужники». Массовое бегство болельщиков «Спартака» с середины второго тайма под хоровое улюлюканье «армии». Два одиноких шарика – красный и белый – в обнимку улетают во вселенную – подальше от этого ужаса: 1:5! Смешанная зона. Журналисты, плевав на «прессуху», заранее занимают места вдоль барьера.
Первым в зоне появляется Калиниченко. «Пару слов!» – молит толпа. «О чем можно говорить после такой игры? Сейчас выйдут «кони» и все расскажут!» Отличный маневр! Затем не менее ловкий – Макс не сворачивает по ходу «смешанного» маршрута, а идет прямо – к другому выходу. «Много таких выходов?» – спрашиваю у охранника. «Достаточно». Если так будут спрямлять путь остальные, смешанная зона сокращается до десятка шагов… Не густо.
А вот и «кони», которые «все расскажут»! Красич – герой матча, начинай! Языковой барьер – уважительная причина. К тому же для «рассказов» есть молодые – тот же Дзагоев! Не спеши, Алан! Он отбегал на пятерку почти весь матч, прессой не избалован – говорит с удовольствием, в рот ему смотрят пяток микрофонов (больше протиснуть физически невозможно). Рядом, опровергая теорию о молчании проигравших, встает спартаковец! Все ясно – не наш: австриец Мартин Шранцль. Так как никто не понимает, что он говорит, микрофон только один – австрийского (или немецкого?) репортера.
Кто-то из спартаковских работников проносит мимо поднос с бутербродами и яблоки в целлофановом пакетике. Кто-то тягает огромный сундук. На ходу тренер «Спартака» Сергей Родионов жмет руку Валерию Газзаеву (поиграли вместе в сборной СССР). Прошмыгнул мимо Володя Быстров с мобильником у уха…
Идут, не замечая прессу, даже не догадываясь о существовании закона №1, «кони»: Женя Алдонин, Игорь Акинфеев, Элвер Рахимич, Сережа Игнашевич, Юра Жирков – спокойный, как рояль, отговоривший свое на Евро… Улыбочку, товарищи? День-то особый!
Тем временем рядом шоу «за стеклом»: особо приближенные к руководству клубов журналисты спокойно допрашивают и снимают кого их душе угодно – игроков выводят в коридор, как священных коров для заклания… Лав все свое и без того скудное «красноречие» тратит на пару человек, а целая толпа глотает слюни. Уже десяток минут за стеклом какой-то парень «потрошит» Березуцкого (какого из двух, не понять)… И Вагнер, и Вася (или Леша), выйдя в зону, попытаются сделать ноги. Березуцкому удается. Лав, хоть и бьет по запястью – нет времени! – но делает одолжение, благо с ним переводчик. Столпотворение, микрофоны лезут снизу, сверху, сбоку…
Попадается в лапы прессы и спартаковец (то ли турок, то ли немец) Малик Фатхи. Не знает, очевидно, еще обходных путей. К тому же заарканить его проще простого: еле ковыляет – травма…
Уходит Малик… Смешанная зона пуста (от футболистов). Но кого еще ждут журналисты? Точно – Титова! Этот будет, как всегда, отдуваться за своих и за чужих.
Послушаем, точнее, подслушаем. «Спартак» рассыпался», ничто не предвещало, «если б кто до матча сказал, что проиграем 1:5, оторвал бы тому ноги». Черчесова такой удар не сломает: «Станислав Саламович – сильный человек», а вот игроки: «Не уверен, что все справятся. Кто-то может сломаться психологически. Ведь у нас очень много молодых ребят – я боюсь за них». «Сегодняшняя игра напомнила мне «Спартак» Чернышова. Помните, мы проиграли «Локомотиву» 2:5? Тогда я думал, что хуже быть не может. Сегодня я понял, что, оказывается, хуже быть может… Может быть и больнее…»
А по интервью в зоне, получается, счет все-таки в пользу «Спартака» – 3:2.
МЕЖДУ ТЕМ
По решению главного тренера «Спартака» Станислава Черчесова, капитан команды Егор Титов и вице-капитаны Сантос Моцарт и Максим Калиниченко в ближайшее время будут тренироваться с дублирующим составом, сообщил в воскресенье официальный сайт команды.





