«До матча с голландией вашу сборную в Европе ни во что не ставили…»

ЛУИС КУЛЕН. В российском футболе на одного голландца стало больше. Луис Кулен, 56-летний специалист по детско-юношеским программам, по рекомендации Гуса Хиддинка совершил первый визит в Ярославль.
news

ОТДЕЛ КАДРОВ

ЛУИС КУЛЕН. В российском футболе на одного голландца стало больше. Луис Кулен, 56-летний специалист по детско-юношеским программам, по рекомендации Гуса Хиддинка совершил первый визит в Ярославль.

«ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ» ОТ ХИДДИНКА

Понедельник, 7 июля. В Ярославле на территории стадиона «Шинник» открывается новенький спорткомплекс. Кулен появляется в составе официальной делегации, чтобы принять участие в празднике. И сходу выделиться среди первых лиц области… неофициальным внешним видом. Худощавую фигурку обтягивает легкая светлая рубашка. Плюс тонкие джинсы и летние ботинки. Сразу видно – иностранец. Ни пиджака тебе, ни галстука. Стоит в сторонке, только платочка в руках не хватает…

Кажется, все собрались, пора начинать. Воспитанники футбольной школы выстроились в шеренги, ярославский губернатор Сергей Вахруков готовится сказать праздничную речь. Но приходится немного подождать: Дениса Бояринцева не пускают на въезде охранники! Бояринцев с недавних пор – капитан «Шинника», кто же, кроме него, даст напутствие молодым? Денис заскакивает на сцену одновременно с объявлением диктора…

И вот символический ключ от спорткомплекса вручается пареньку с… символической же фамилией Ключёв. Подросток 97-го года рождения смущенно подходит к микрофону – публика одобрительно смеется. Голландец наклоняет голову к переводчику, чтобы узнать в чем дело. И через секунду сам улыбается, хлопает в ладоши. С чувством юмора у него, похоже, все в порядке.

Наконец, открываются двери, и гости проходят внутрь. Начинается представление, Кулен внимательно наблюдает. Он успел посмотреть дворец до официального открытия, и, говорят, остался доволен.

Интересно, что Луис имеет диплом преподавателя физкультуры. И поработал в этом качестве около девятнадцати лет. Все эти годы он писал методики для развития юных спортсменов, которые сейчас востребованы во многих западных странах. Они с Хиддинком в этом отношении коллеги, ведь и главный тренер сборной России когда-то защитил диплом физрука. Теперь же Гус рекомендует своих проверенных соратников для работы в нашей стране. Такой вот «физкульт-привет из Голландии» получается…

«СМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ…»

Пока идет показательный футбольный матч, подхожу к зарубежному гостю. Знакомлюсь, интересуюсь, можно ли задать несколько вопросов. Голландец кивает и оглядывается в поисках переводчика. Но тот совсем не вовремя растворился в зрительской толпе.

Кулен вопросительно смотрит по сторонам, но помощи не находит. Вздохнув, Луис решает пообщаться самостоятельно. Причем выбирает самую трудную для себя дорогу: соглашается поговорить на французском. Уже потом голландец расскажет, что свободно владеет английским и немецким. Неплохо знает испанский. А вот язык Мишеля Платини учил очень давно…

Кулен извиняется («мой французский очень плох»), я же представляю, как бы повели себя в данных условиях большинство российских специалистов. Всего два часа в незнакомом городе чужой для себя страны. Расписанный тяжелый график, насчет интервью договора не было. Какой-то журналист предлагает пообщаться на не очень удобном языке. Да послать бы его куда подальше – и вся недолга!

А Кулен даже не подумал отвернуться от представителя прессы. Наоборот – терпеливо подбирал слова…

– Я пробуду в Ярославле до конца недели, а потом вернусь в Голландию. Там у меня будет очередная встреча с Хиддинком, мы с ним обсудим результаты моей поездки. А через месяц-два планирую приехать уже надолго и приступить к работе. Сейчас же я должен смотреть, смотреть, смотреть… Чтобы правильно оценить фронт работ и составить конкретную программу.

– Почему вы оказались именно в Ярославле? Говорят, у вас был вариант с Самарой…

– Полгода назад я на самом деле имел разговор с представителями самарского клуба. Там тоже отличные условия для развития футбола. Но Гус попросил меня немного подождать с ответом, а потом порекомендовал «Шинник». Он приезжал сюда недавно и увидел большие перспективы. Здесь программа контролируется правительством области, меня приглашает лично губернатор – это говорит о многом. Посмотрите на этот спорткомплекс: просто супер! Когда созданы условия для работы, результат обязательно будет. Главное – трудиться, работы здесь непочатый край!

Расскажу о своем первом впечатлении от заграничного гостя: наиприятнейший человек! Открытый, контактный, доступный. Видно, что ему тяжело говорить по-французски, но он и вида не подает. Ничуть не смущаясь, добавляет жесты и испанские слова. Если человек хочет, чтобы его поняли, он с любым найдет общий язык!

Какие-то термины Луис произносит на английском – получается эдакое эсперанто. К счастью, корреспондент «ССФ» немного знаком и с английским, и с испанским. Беседа наша идет легко и даже чуть-чуть забавно…

– А вы с Хиддинком давно знакомы?

– Знали друг друга, когда еще играли, а тесно сотрудничать начали три года назад. Гус был главным тренером ПСВ, а я работал с молодежью в ФК «Эйндховен». Готовил кадры для главной команды города – то есть для ПСВ. Мы с ним очень хорошо сотрудничали, он знает мои методики. Доработались до того, что теперь созваниваемся каждую неделю, периодически встречаемся для обстоятельного разговора. Знаете, Хиддинк – очень важный человек в моей жизни. Я безмерно его уважаю…

«Знали друг друга, когда еще играли…» Кулен действительно гонял мяч, правда, не на высшем уровне. Пока не сломал ногу...

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь он считается главным специалистом по детско-юношескому футболу в Голландии. А его работы (первую из которых 23-летний Луис выпустил еще в 1975 году) используются во многих странах Европы.

«ДА КТО ТАКОЙ ВАН БАСТЕН?»

Мы встречаемся на следующий день в офисе клуба «Шинник». В кабинете у Кулена ноутбук, большая чашка кофе (любимый напиток голландских тренеров?) и неимоверное количество исписанных листов бумаги. Кажется, он готовит диссертацию, настолько увлеченно строчит одному ему понятные формулы. Прошу разрешения сфотографировать его за работой и слышу в ответ:

– Только дайте очки снять! А то я в них какой-то… э-э-э… строгий и старый. Да, через десять минут я пойду на поле, где занимаются дети, можете составить мне компанию.

Выходим, Кулен становится рядом с газоном и наблюдает за занятием самой младшей группы.

– Но это же дворовый футбол! – грустно ставит диагноз голландец. – Каждый играет сам по себе, делает то, что хочет. Нет, так нельзя, должна быть командная игра! Кстати, я уже заметил одну проблему: дети каждый год переходят к новому тренеру. Но ведь у всех свое видение, разная тактика, требования. У подростка голова может кругом пойти! В этом возрасте резких перемен быть не должно, они просто запутаются из-за сложных задач. Да и это искусственное поле вредно для здоровья.

– А у вас разве только натуральные?

– Нет, много синтетических, но последних поколений. Это же давно устарело, его надо менять. Кстати, я на другом стадионе видел очень приличное покрытие (газон постелен в рамках программы «Национальной академии футбола», именно его инспектировал Хиддинк во время визита в Ярославль. – Прим.авт.). На нем можно хоть круглый год заниматься! Правда, у вас зимой уж слишком холодно для игры в футбол. В Голландии климат все же гораздо мягче. Но и в России можно добиваться хорошего результата. Если из пятисот ярославских мальчишек двое-трое дорастут до главной команды, это уже будет неплохо. У нас примерно такие же показатели.

Переходим к группе постарше. Кажется, у этих дела идут немного веселей. Взгляд Луиса уже не так суров, комментарии становятся мягче. Вдруг светловолосый мальчик плотно бьет из-за пределов штрафной впритирку со штангой.

– Денис Колодин? – проверяю Луиса на знание российских реалий.

– Да уж, чем-то похож, – весело кивает головой Кулен. – Вы знаете, после матча со сборной Голландии вся Европа выучила фамилии ваших игроков. До первенства континента про российский футбол говорили очень много нелицеприятного. И команду вашу, честно говоря, ни во что не ставили. Считали неожиданный отбор на турнир счастливой случайностью. И несправедливостью по отношению к англичанам. Но после чудесного четвертьфинала эти голоса быстро умолкли.

– Как думаете, за счет чего мы победили ваших соотечественников?

– Все дело в уровне тренеров. Между ван Бастеном и Гусом Хиддинком слишком большая разница. Гус работал в Корее, Австралии, сейчас он тренирует российскую сборную. И везде ему сопутствует успех, потому что он очень грамотный специалист.

– Но ван Бастен… Легенда…

– Повторюсь, он не ровня Хиддинку. Как тренер Марко не может с ним конкурировать. Пока не может…

P.S.

Помните, куленовское – «главное – трудиться, здесь работы непочатый край»? Так вот, за неделю в Ярославле Луис проделал просто титаническую работу, вставая в семь утра и ложась за полночь! Заявив мне на прощанье, что мечтает приехать в следующий раз с командой из двух помощников – таких же трудоголиков, как и он.

Что и говорить – отношение к своим обязанностям у голландцев просто потрясающее! Недаром в российском футболе в последнее время наблюдается настоящее нашествие работников из Нидерландов. Во многих командах они уже есть, в остальных, кажется, скоро будут.

На пользу бы только…

Ярославль

ДОСЛОВНО

Гус ХИДДИНК, в интервью «Советскому спорту» 25 июня 2008 года:

– Российскому футболу необходимо обновить систему подготовки в детских академиях. Нужны люди, которые умеют работать с молодежью. Система обучения нынче серьезно отличается от той, что была 15—20 лет назад. В некоторых клубах уже работают знающие люди. Например, в ЦСКА трудится Йелле Гус. Вскоре приедет такой человек и в академию «Шинника» – он поможет им обучить и перестроить организацию работы. И возможно, через несколько месяцев или через год в клубе уже смогут работать самостоятельно, без помощи из-за рубежа.