Глава Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович: Жду встречи с Гусом Хиддинком

ФУТБОЛ. ЕВРО-2008
УРОКИ ХИДДИНКА
Мы продолжаем публикацию цикла материалов под рубрикой «Уроки Хиддинка». Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с Михаилом Гершковичем, который в последние месяцы выпустил немало критических стрел в адрес сборной России и ее наставника. Руководитель Объединения отечественных тренеров порассуждал о сборной, признал себя частично виновным в отсутствии у его организации контакта с Гусом Хиддинком, рассказал о нехватке денег и попросил РФС о помощи.
ГОЛЛАНДЕЦ НЕ ОБЩАЕТСЯ С ТРЕНЕРАМИ КЛУБОВ
Офис Объединения отечественных тренеров расположен в престижном месте – в центре Москвы, на самой Петровке. Найти здание легко, а вот нужный офис – сложнее. Вывески на входе нет, в подъезде довоенного здания – грязь из-за ремонта. Спасибо Гершковичу, который дал подробные координаты.
Офис не чета подъезду – за железной дверью несколько комнат. Везде чисто, просторно, светло, свежо – приятно находиться! Гостя встречают радушно – предложением чая или кофе.
Договорились побеседовать 45 минут, проговорили в два раза больше – Михаил Данилович даже на встречу опоздал. Начался разговор, однако, непросто…
– Я и раньше подчеркивал, и сейчас, после Евро, не изменил позицию: сборную России должен возглавлять россиянин, – сразу сообщил Гершкович. – Отмечу: я никогда не ставил под сомнение уровень компетентности Хиддинка. Да и национальная команда на Евро проявила себя очень хорошо.
– Почему же продолжаете стоять на своем?
– Это сложно объяснить. Ну вот так я считаю! У российской сборной – российский тренер.
– Может, специалистов все же стоит брать исходя из профессиональных навыков, а не за гражданство в паспорте? Вы же в свою организацию наверняка так людей выбираете.
– Это разные вещи. Поймите: я не буду говорить, что Хиддинк – слабый тренер или плохо работал. Наоборот! Именно его мастерство позволило добиться перелома в игре сборной.
Перед Евро Гусу дали достаточно времени на подготовку, и он грамотно его использовал. Но не стоит забывать и то, что во время отборочного цикла у голландца не было и не будет столько времени на подготовку. Это значит, что для достижения результата он должен больше общаться с клубными тренерами. Но он этого не делает. Слишком мало времени проводит в России.
– А в чем смысл подобных контактов?
– Скажем, за полгода до Евро он мог побеседовать с Газзаевым, Черчесовым, Адвокатом, Рахимовым. Зачем? Мог бы предложить сборникам какой-нибудь тренировочный режим, чтобы к Евро они были в оптимальной форме. Или еще один пример – попросить использовать футболистов на другой позиции.
– Вы считаете, что тренеры пойдут на это? Ведь у каждого из них свои задачи.
– А почему нет? Во-первых, все будут довольны вниманием главного тренера сборной. Тем более, если это такой авторитетный специалист, как Хиддинк. А во-вторых, необходимо просто поддерживать контакт. Вспомните ситуацию перед февральским сбором в Турции. Тренеры сборной просили отпустить футболистов на пару дней раньше, но Черчесов сделал это в строго оговоренные УЕФА сроки. А будь налажен личный контакт, уверен, стороны бы легко договорились.
КТО СДЕЛАЕТ ПЕРВЫЙ ШАГ?
– Ранее вы говорили, что хотели бы встречи Хиддинка и тренеров вашей организации. Какие попытки для ее проведения вы предприняли?
– Считал не совсем удобным делать первый шаг к человеку, который приезжает в нашу страну. Может, ему не до этого? Считаю, что инициатива должна исходить от иностранца.
– Ее не было?
– На одном из матчей он подошел ко мне вместе с Игорем Корнеевым. Говорит: «Вы уделяете много времени нашей команде. Хотелось бы с вами побеседовать». Нет проблем! Но на том дело и остановилось.
– Может быть, если вы хотите встречи между Хиддинком и тренерами, стоит пойти на контакт первым?
– Возможно, вы и правы. Не снимаю с себя вины за то, что до сих пор не сделал шага навстречу. Не исключаю, что мы его сделаем.
– Каковы темы для обсуждения с Хиддинком?
– Их много. Проблемы развития футбола, уровень подготовки тренерских кадров и многое другое.
БИЛЯЛЕТДИНОВ ВМЕСТО ЖИРКОВА
– Евро ваши взгляды на сборную России изменил?
– Конечно. Ведь за весь отборочный цикл сборная, если брать игру в нападении, провела лишь один вразумительный тайм – второй в домашнем матче с англичанами.
Но уже перед самым Евро, во время товарищеских встреч, был заметен сдвиг к лучшему. Ну а на самом турнире сборная показала выдающийся футбол. Особенно в матче с Голландией.
– С какими матчами прошлого можете сравнить эту игру?
– Назвал бы победный для нас матч Франция – Россия в 1999 году (россияне выиграли 3:2. – Прим. ред.). Может, соперник тогда и владел больше мячом, чем нынче голландцы, зато мы играли на поле действующих чемпионов мира. Еще бы выделил два матча в 1988 году – против Англии, и особенно Италии.
– Можете ли какой-нибудь из них назвать лучшим?
– Думаю, встреча с голландцами стоит особняком. Потому что от сборной такой игры никто не ждал. В отличие от 1988 года. Сейчас сборная превратилась из гадкого утенка в прекрасного лебедя.
– Перед началом Евро вы говорили, что Юрия Жиркова лучше использовать в середине поля, а не в защите. Свое мнение не поменяли?
– Нет. Юрий мог бы принести еще больше пользы, играй он ближе к воротам соперника.
– Кого в таком случае видите на его позиции в обороне?
– Не готов ответить на этот вопрос – я ведь не тренер сборной. Говорю лишь о том, что Жирков мог проводить меньше времени в защите. Хотя все же выскажу крамольную мысль: там мог бы сыграть Динияр Билялетдинов.
– Он не очень хорош в отборе.
– Научить отбирать легче, чем созидать! На Евро, к сожалению, Динияр выступил неубедительно.
– Во времена, когда тренировали вы, в сборной не было тренера по физподготовке. Почему?
– Возможно, это является одной из причин нашего неудачного выступления. Но в России не было и нет таких людей! Даже в клубах в те времена таких специалистов просто не существовало. Их не готовили. Поэтому некоторые тренеры – фамилий называть не буду – приглашали тренеров из легкой атлетики. Это, конечно, не давало нужного эффекта.
СОВЕТСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК
– Гус Хиддинк ведет себя открыто. Это контрастирует с тем, что было в сборной России в ваши времена. Доходило до того, что тогдашний пресс-атташе сборной Виктор Гусев выводил футболистов к журналистам под покровом ночи.
– Тогда мне об этом ничего не было известно. Сейчас я поддерживаю нынешнюю линию поведения тренера! К счастью, он не из тех талантливых людей, кто не умеет выстраивать отношения с другими.
Что касается той ситуации, то у нас с репортерами взаимоотношения не сложились. Один журналист написал про матч отборочного цикла Россия – Югославия, что он – договорный. На одной из пресс-конференций Олег Романцев обратился к журналистам, чтобы они повлияли на коллегу. Но этого не произошло. В итоге какое-то время и Романцев, и футболисты вообще не общались с прессой. Это, наверное, было не лучшим решением. Позже игроки, правда, заговорили.
– Почему большинство российских тренеров так закрыты?
– Понимаете, все мы вышли из Советского Союза. Это накладывает отпечаток. Существует закомплексованность. Иногда люди боятся делать даже те вещи, которые считают правильными. Потому как оценка за них может быть негативной. Это – уровень воспитания и культуры. Сдвиги к лучшему уже есть.
Но отмечу и другую вещь: таких условий, как у Хиддинка, не было ни у одного из его предшественников. Более того, не заметил этого ни в одной команде – участнице Евро. В этом большая заслуга РФС и самого тренера, который сумел себя правильно поставить.
– В ваши времена сборная жила в Бору. Сейчас – в гостинице. Как к этому относитесь?
– Отрицательно. Сборная якобы переехала из-за отсутствия нормального поля в Бору. Но тогда мы контролировали этот процесс, и оно было идеальным!
– Футболисты рады переезду в отель.
– Знаете, наше объединение входит в международную организацию тренеров. И два года назад, сразу после чемпионата мира, в Праге провели симпозиум. Выступавшие там Липпи с Доменеком заявили: существует проблема «больших гостиниц» – там есть дискотеки, много отдыхающих. Это отражается на подготовке. Тренировочный процесс – это не только нагрузка, но и восстановление. Полноценных условий для этого – соответствующих помещений для тренажерных залов и массажа, отсутствие эксклюзивного бассейна – нет даже в пятизвездочных гостиницах.
РАБОТА БЕЗ ЗАРПЛАТЫ
– Поговорим об Объединении отечественных тренеров. В чем суть его создания, каковы цели?
– Мы объединились в 2006 году. За спиной тренеров появилась организация, готовая оказать им методическую и юридическую помощь, поддержать морально, помочь с трудоустройством. Одно из главных достижений – теперь тренер в случае конфликта с клубом может обратиться в Палату по разрешению споров. А раньше не мог.
Кроме того, мы выпустили ряд книг. Четырехтомник «Настольная книга детского тренера» тиражом 3000 экземпляров, на деньги РФС перевели труд итальянских специалистов «Модулирование нагрузки при подготовке футболистов». Тираж – 250 штук. Сейчас уже вышла из печати «Физиология футбола». Авторы – Орджоникидзе и Павлов. Больше, к сожалению, печатать пока не получается. Не хватает спонсоров.
– Сколько тренеров входит в объединение?
– Пятьдесят пять.
– Сколько из них работает в премьер-лиге?
– Пока пятеро – Гаджиев, Газзаев, Бердыев, Слуцкий, Юран. Черчесов, Рахимов, Красножан и Кобелев в ближайшее время собираются вступить в наш союз. В первом дивизионе у нас Павлов, Побегалов, Оборин, а также молодые Цховребов, Файзулин, Тетрадзе и Сарсания. Федотов работает спортивным директором в «Москве». Шевченко и Семин трудятся в Украине.
– Безработных среди членов объединения много?
– Сейчас посчитаем, – Гершкович берет со стола список и начинает считать. – Чернышов, Бондаренко, Петраков, Эштреков, Игнатенко, Шелест, Ирхин, Саух, Герасимец, Пятницкий, Тарханов. Трудоустроить пытаемся с помощью личных контактов. Вообще мы хотим, чтобы владельцы клубов обращались к нам, интересовались мнением, кого брать на работу, а кого не стоит. А то часто берут на работу человека, а вскоре разочаровываются. Все потому, что в самом начале не собрали достаточной информации.
– На что содержите офис, платите зарплату?
– Живем только на членские взносы. Тренеры премьер-лиги платят 10 000 рублей в месяц, первого дивизиона – 5000, второго – 2000.
– Ваша зарплата складывается из этих средств?
– Я пока работаю на общественных началах. Средств хватает на содержание офиса, заработную плату сотрудникам и на другие расходы.
– А на что вы, простите, семью содержите?
– На доходы от участия в бизнесе.
– Почему не проводите тренерских семинаров?
– Совместно с РФС и ПФЛ провели два – в 2006 и 2007 годах. Соглашусь, это – небольшое количество. Но для организации конференций и тренерских стажировок необходимы средства. Хотелось бы, чтобы нам помогли деньгами. Я много к кому обращался. Результата, увы, нет.
– Может, вам не хватает авторитета?
– Может быть. Но сложность в том, что все финансы идут в РФС и премьер-лигу. Не исключаю, что это и правильно. Но в таком случае РФС, я думаю, мог бы нам помочь, как это происходит во многих европейских странах. Национальная ассоциация должна быть заинтересована в развитии тренерских кадров.





