Тренер по физической подготовке Раймонд Верхейен: Четверо из пятерых самых мобильных на Евро – россияне!

20 марта 2008 года «Советский спорт» первым обнародовал сенсационную новость: в сборную России приглашен тренер по физической подготовке Раймонд Верхейен. В 35 лет он носит почетное звание доктора, является автором нескольких книг по физподготовке, одна
news

20 марта 2008 года «Советский спорт» первым обнародовал сенсационную новость: в сборную России приглашен тренер по физической подготовке Раймонд Верхейен. В 35 лет он носит почетное звание доктора, является автором нескольких книг по физподготовке, одна из которых, «Conditioning in soccer» («Улучшение физических данных футболистов» – англ.), стала настольной книгой в федерации футбола США. А еще тренер сборной России является автором известного научного журнала «New Scientist» – одного из немногих изданий, чьи данные не нуждаются в перепроверке при написании научных работ. Главный тренер молодежной команды «Фейенорда», в разное время Верхейен работал помощником Франка Райкарда (1998–2000 гг.) и Луи ван Галя (2000–2001 гг.) в сборной Голландии, Гуса Хиддинка (2001–2002 гг.) и Дика Адвоката (2005–2006 гг.) в сборной Южной Кореи.

После окончания Евро Раймонд Верхейен поделился с корреспондентом «Советского спорта» Олегом Соколом подробностями работы со сборной России в период подготовки к турниру и во время него.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

ЗНАКОМСТВО С РОССИЕЙ, СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ

– В России, как и в Азии, все началось с изучения страны, культуры, стиля игры и характеристик футболистов. Обо всем мне рассказывал Хиддинк. Эти составляющие помогли сложиться общей картинке — ее создание и было первым шагом. Вторым стал мой приезд в Россию и сравнение рассказанного Гусом с личными впечатлениями. В целом, все что он мне говорил, подтвердилось.

Например, российские игроки хорошо подготовлены технически, неплохо владеют обеими ногами. На высоком уровне и общая выносливость (имею в виду показатели потребления кислорода, работу сердечной системы).

– Можете выразить ее в цифрах?

– Конечно. Скажем, во время тестирования каждый должен был пробежать 55 раз по 20 метров. После этого сердцебиение ребят в среднем составляло 165 ударов в минуту. Это лучше, чем средний уровень.

– А не понравилось вам то, что парни медленно восстанавливаются между ускорениями. Так?

– Да. Недостаточно интенсивная работа футболистов приводила к невысоким скоростям во время матчей. На высшем уровне игроки выполняют больше действий, и за счет этого интенсивность выше. Но чтобы так играть, необходимо сократить время восстановления между действиями.

– И сколько длится на высшем уровне «восстановительное время»?

– Для того чтобы дыхание пришло в норму после «взрывного» ускорения, необходимо десять секунд. В России футболисту требуется больше времени. Однако его можно сократить.

После уже упомянутого мною бега мы давали игрокам две минуты отдыха. Через 15 секунд замеряли пульс. Он уменьшался всего лишь до 160 ударов в минуту, то есть на пять единиц. А у полностью готовых футболистов за это время он должен сокращаться до 155 ударов.

Через минуту отдыха пульс находился на отметке 130. И это при норме в 100—110! Таков был наш анализ. И на его основании мы решили основной упор сделать именно на восстановление.

– Кто составлял программу подготовки?

– Сначала мы вместе ее обговорили. А непосредственным составлением, подбором упражнений, определением отдыха между ними занимался я. Затем совместными усилиями мы детализировали программу.

– Насколько подробной она была?

– На каждый день подготовки – одна страница. План был составлен вплоть до финала – так я делаю всегда.

ВТОРОЙ ЭТАП

РАБОТА В МОСКВЕ И В РОТТАХ-ЭГЕРНЕ

– Одно из важнейших упражнений во время подготовки – игра 4 на 4 с двумя голкиперами, – продолжает Верхейен. – Чем меньше футболистов, тем больше действий они должны совершать – быстрее двигаться, делать больше передач, чаще бить во воротам. Интенсивность игры очень высока. Причем замечу, что Игорь Корнеев составлял четверки исходя из тактических соображений. Иногда полезно поставить вместе всю линию обороны или полузащиты. Или, к примеру, двух атакующих хавбеков и форвардов.

Первый раз это упражнение дали ребятам 21 мая.

21 мая – 5 раз по 4 минуты

26 мая – 5 раз по 5 минут

2 июня – 5 раз по 6 минут

7 июня – 5 раз по 4 минуты

Каждый раз фиксировали сердцебиение. 21 мая после игры оно составляло 180 ударов в минуту. После 60 секунд отдыха – 130-140. Это, откровенно говоря, не лучший европейский уровень.

А вот 7 июня пульс составлял 182 удара и за минуту падал до 100—110 ударов. Это – отличный результат даже на уровне европейских топ-команд. Мы добились этого всего за три недели!

– С двухсторонками ясно. Можете назвать еще упражнение из разряда ключевых?

– Спринт с последующим ударом по воротам. Вместе с Игорем мы придерживали рядом стоявших футболистов, пасовали в сторону ворот мяч, после чего отпускали игроков – они делали рывок и тот, кто добегал до мяча быстрее, бил по воротам. Причем после этого они должны были еще пробежать за воротами, и общее время бега было лимитировано. Начинали мы с десяти секунд на восстановление, а в конце подготовки время отдыха сократилось до шести.

– Игрокам поначалу, помнится, было очень трудно.

– Вы правы. Роман Павлюченко сказал, например, именно так. После тренировок он еле волочил ноги. Но через пару недель работы после тех же самых упражнений форвард чувствовал себя значительно лучше. Так сильно уже не уставал. Важно было увеличивать нагрузку постепенно, а не сразу.

– Мы заметили, что далеко не все работали на полную катушку.

– Вы правы. В самом начале подготовки двое занимались не на сто процентов. Но это нормально, я уже сталкивался с таким ранее. Если хотите, это часть игры. Не все привыкли трудиться усердно постоянно. Некоторые пытались сохранить силы до конца тренировки и не выкладывались в начале или в середине. Но так продолжалось недолго – все поняли, что такой подход не принесет результата и с первых минут тренировок начинали работать с максимальной отдачей. Парни стали больше доверять тренерам.

– Футболисты жаловались на высокие нагрузки?

– Жаловались! Но все было по-доброму, в шутливом тоне. Это делало тренировки веселее. Каждый раз мы благодарили команду за работу. Очень важно было мотивировать ее. Все тренеры призывали думать о выходе во второй раунд, о четвертьфинале. Постоянно поддерживали парней. И они – молодцы!

Восьмого июня, на следующий день после окончания физической подготовки, мы собрали ребят и раздали всем результаты их работы. Объяснили, что они сейчас готовы очень хорошо. Рассказали, за счет чего удалось выйти на такой уровень. Это, несомненно, подняло их уверенность в себе.

– Как вы можете оценить московский и немецкий сборы?

Московский период прошел хорошо, немецкий – еще лучше. Он был самым напряженным и важным. Все быстро адаптировались к программе и проделали отличную работу.

Многие считают, что русские футболисты – ленивы. Я с этим категорически не согласен! Не увидел ни одного такого. Все были позитивны и мотивированны.

ТРЕТИЙ ЭТАП

РАБОТА В ЛЕОГАНГЕ, БАЗЕЛЕ И ВЕНЕ

– Лично вы для себя что-то новое открыли?

– Да. Еще никогда не удавалось обходиться без травм. Ее получил лишь Павел Погребняк, оступившийся во время товарищеского матча. В остальном лишь мелкие повреждения, из-за которых футболисты пропускали по одной тренировке. Я очень рад! Для меня это пятый крупный турнир, и однозначно могу назвать его лучшим!

Скажем, в 2004 году, когда я работал в сборной Голландии, многие футболисты приехали с маленькими травмами и нам пришлось скорректировать подготовку.

– На этот раз корректировок не было?

– Только по мелочам. Глобальных – нет. Мы все время придерживались составленной в начале программы.

– Нагрузки вы начали понижать лишь по приезде в Леоганг, за несколько дней до старта Евро. Верно?

– Да. В Австрию мы приехали в ночь с четвертого на пятое июня. Днем провели восстановительную тренировку, а на следующий день – тактическую. И лишь седьмого июня у нас состоялось последнее занятие, направленное на улучшение физических кондиций. Хотя интенсивность на нем была ниже, чем во время немецкого сбора.

– Как работали с командой во время Евро?

– Мы поделили ребят на две группы. Тем одиннадцати, что выходили в стартовом составе, требовались лишь восстановительные занятия. Остальные, в том числе и вышедшие на замену, получали более высокие нагрузки. Например, Иван Саенко не участвовал в матчах против Испании и Греции, зато вышел в «основе» со шведами. И физически проявил себя отлично.

Отдельный разговор об Андрее Аршавине. Мы целенаправленно готовили его к выходу на поле в третьей игре. После того как заканчивались разрешенные для просмотра 15 минут тренировок, мы дополнительно его нагружали. Андрей больше бегал и бил по воротам. Так было дважды – перед встречами с испанцами и греками.

Во время Евро мы пользовались статистикой УЕФА – кто сколько пробежал, с какой скоростью это сделал и тому подобное. Так вот, по итогам турнира в списке десяти лучше всего готовых физически футболистов оказалось четверо россиян. Первое место занял Сергей Семак, второе – Константин Зырянов, третье – Юрий Жирков, четвертое – Михаэль Баллак из сборной Германии, пятое – Игорь Семшов. Получается, четверо из пяти – россияне. Мы вправе гордиться столь восхитительным результатом!

Новости. Футбол

Кристал Пэлэс - Фулхэм

Сегодня в 17:30

Кристал Пэлэс
Фулхэм

Ставка: Фулхэм, Победа

Команда Фулхэм выиграла 12 из 15 последних игр дома по угловым

Сделать ставку 2.39

Реклама 18+