Если бы я в 30 лет стал тренером «Зенита», то…

ОПРОС. Не переставая удивляться успехам 31-летнего тренера Виктора Гончаренко (БАТЭ он, напомним, возглавил, когда ему было и того меньше – 30!), «ССФ» решил озадачить игроков «Зенита» вопросами на тему, как бы они себя вели, доведись им в столь раннем в
news

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ
БАТЭ – Зенит

ОПРОС. Не переставая удивляться успехам 31-летнего тренера Виктора Гончаренко (БАТЭ он, напомним, возглавил, когда ему было и того меньше – 30!), «ССФ» решил озадачить игроков «Зенита» вопросами на тему, как бы они себя вели, доведись им в столь раннем возрасте принять бразды правления питерским клубом. Итак, «если бы я в 30 лет стал главным тренером «Зенита», то…».

1. На первом же собрании сказал игрокам, чтобы они называли меня…

2. В ассистенты взял бы себе…

3. Ввел бы в команде следующую систему штрафов…

4. За хорошие результаты или после важных побед в качестве поощрений я бы…

5. Команду собирал бы на сбор…

6. В первое трансферное окно я попросил бы руководство клуба купить…

7. С прессой бы общался…

Камил ЧОНТОФАЛЬСКИ, вратарь, 30 лет

1. Мне, 30-летнему, и фантазировать не надо. Если бы я прямо сейчас возглавил «Зенит», то, думаю, что те ребята, с которыми я вместе играю, обращались бы ко мне на «ты» или просто «тренер». А вот молодых игроков обязал бы называть себя на «вы». Говорите, они будут обижаться на такие двойные стандарты? Да ну, бросьте! Просто сами подумайте: вот играем мы с человеком вместе, дружим, а тут я стал тренером и требую от него называть меня на «вы»!? Ну, это же ерунда, нельзя так! Я бы со своими подопечными хотел иметь дружеские отношения. Быть для них в первую очередь другом, а уже потом – тренером.

2. Взял бы в помощники молодого специалиста: такого же, как я. Человека, который хочет тренировать, любит это дело и которого я, разумеется, хорошо бы знал. Кого бы взял из «Зенита»? Даже не знаю, если честно. Наверное, собрал бы ребят, обсудили бы с ними этот вопрос. Думаю, обязательно бы нашелся тот, кто реально способен помочь.

3. Ввел бы штрафы за самые основные нарушения – красные карточки, разговоры с арбитрами, опоздания на тренировки (задержки на 2-3 минуты в расчет бы, естественно, не брал). Все-таки совсем без штрафов нельзя: дисциплина должна быть и на поле, и вне его. На сколько бы штрафовал? По цифрам не скажу, но суть была бы такой: за первое нарушение – к примеру, сто долларов, за второе – двести, за третье – уже четыреста. То есть по сравнению с предыдущим нарушением сумма увеличивалась бы вдвое. Справедливо, по-моему.

4. Все играют за премиальные, поэтому поощрял бы парней деньгами. Нет, насильно вывозить команду на шашлыки или в театр не стал бы. У футболистов и так мало свободного времени: то сборы, то тренировки, то выезды... Принудительные поощрения в виде поездок в лес или на рыбалку могут вызвать недовольство. К примеру, если бы команда самостоятельно решила собраться в ресторане с женами, подругами, было бы здорово – это, считаю, только укрепляет коллектив. Но собирать всех самому – увольте! Главное – выполняй свою работу на поле, а вне поля делай, что хочешь. Так ведь тренер должен рассуждать, верно?

5. Вообще бы не делал сборов – считаю, что это пустая трата времени. Если футболист ездит в гостиницу перед матчами, то только зря нервничает, отрываясь от семьи, и время тратит впустую. Лучше такие вещи делать в добровольном порядке: если посчитал необходимым, сам приехал на базу или в отель – выспался. Но на выезды моя команда, как и нынешний «Зенит», летала бы за сутки до матча. Перед домашними поединками собирал бы ребят в день игры: обед, установка, короткий отдых и выход на поле.

6. Стесняться бы не стал – попросил бы того игрока, в котором реально нуждаюсь. Главное, чтобы этот футболист был в хорошей форме. Нет, Павлюченко я бы просить не стал. В «Зените» всегда было много хороших форвардов: и сейчас, и потом так будет. Хотя если бы Роман сам ко мне попросился… Вот тогда бы я подумал (смеется).

7. Знаю одно: мое общение с прессой проходило бы только в рамках специально отведенного для этого времени – пресс-конференций, брифингов и т. д. Старался бы, чтобы никто из журналистов не знал моего телефона и не беспокоил бы меня звонками на мобильный. Все-таки личное время – это личное время.

Николас ЛОМБЕРТС, защитник, 23 года

1. Игрокам сказал бы, чтоб на тренировках называли меня «коуч» или «тренер» – причем даже тем ребятам, бок о бок с которыми выступал сам. Правда, если бы кто-нибудь из бывших одноклубников окликнул меня по имени, с занятия бы не выгнал, – Ломбертс смеется. – А вот за пределами поля меня можно было бы называть как душе угодно: хоть Нико, хоть Николас.

2. А мне помощник был бы не нужен. Ну, только разве для того, чтобы фишки на поле расставлял! – веселится Ломбертс. – Если серьезно, то в ассистенты я бы взял такого же молодого парня, как я. Опытного специалиста приглашать бы не стал: он, боюсь, не смог бы воспринимать меня в качестве главного. А молодой помощник, ко всему прочему, мог бы привнести в тренировочный процесс какое-то свое свежее видение футбола.

3. Штрафы бы, разумеется, ввел: за очень большие опоздания на тренировку – на 20-30 минут, глупые карточки, пререкания с судьями, ну и, разумеется, звонящие во время установки телефоны. В общем, все, как обычно. На первый раз я бы ограничивался устным предупреждением, а вот уже на второй и третий бил рублем. Причем суммы штрафов росли бы в геометрической прогрессии. Собранные деньги отдавал бы работникам клуба, либо организовывал какие-то вечеринки для команды.

4. Думаю, что футболисты и без меня смогли бы собраться, чтобы куда-то сходить или съездить. По-моему, не тренерское это дело – решать, чем игрокам заниматься в свободное время. А вот дополнительными сутками отдыха вполне мог бы парней премировать. Особенно, если до следующего матча – несколько дней.

5. Если бы у нас был плотный график игр, то я бы собирал команду в день матча, как это сейчас делает Дик Адвокат. В случае же, если между поединками неделя отдыха, вызывал бы игроков накануне – чтобы была возможность спокойно отдохнуть в отеле, выспаться, сделать различные расслабляющие массажи и так далее.

6. Сначала я бы посмотрел на команду, какие позиции нуждаются в усилении, и только потом, исходя из имеющегося бюджета, рассматривал варианты усиления. Возможно, я бы ограничился просто молодыми талантливыми игроками, предпочтя их уже сложившимся мастерам. Впрочем, если бы у моего «Зенита» не было проблем с деньгами, то я, вполне может быть, вернул бы Андрея Аршавина из «Барселоны», в которой он к тому времени заканчивал бы свою карьеру, – хохмит Николас.

7. Думаю, что в общении с журналистами я бы сохранял некоторую дистанцию и был бы достаточно серьезен. Исходя из ситуации, впрочем, мог бы и пошутить. Знаю, что схожим образом ведет себя Адвокат, но у меня был бы свой собственный стиль – стиль Николаса Ломбертса!

И еще момент: я старался бы разговаривать с прессой на специально организованных пресс-конференциях. Ведь если бы я раздавал номер своего мобильного телефона налево-направо, то у меня бы совершенно не осталось времени на личную жизнь! Я только бы и делал, что отвечал на звонки журналистов! Другое дело, что я, наверное, организовывал бы какие-то дополнительные встречи с прессой, чтобы удовлетворить любопытство всех желающих.

Виктор ФАЙЗУЛИН, полузащитник, 22 года

1. Попросил бы парней называть меня по отчеству. По имени-отчеству – это был бы перебор, а вот по отчеству – самое оно. То есть звали бы меня Игоревичем. Причем это было бы обязательное требование не только для молодых футболистов, но и вообще для всех. Даже для моих друзей, с которыми я вместе играл.

2. Молодого, разумеется! Взял бы к себе в помощники друга и единомышленника, с которым мы бы одинаково понимали футбол. Кого из нынешнего «Зенита»? Если честно, я даже не знаю. А вот из других команд взял бы Костю Зайцева из подольского «Витязя».

3. Стал бы я вводить систему штрафов? – Виктор задумывается. – Да стал бы, наверное – без этого-то никак. Вот только штрафы я бы брал с большой неохотой. И штрафовал бы только за самое основное – несоблюдение режима. Например, на тренировку не пришел человек или на игру, или установку прогулял. Как бы наказывал? Ну, первое время прощал бы, а потом, если тот же футболист повторял свои ошибки, тут же его «прижимал» бы! Чтобы не расслаблялся…

За что был бы самый серьезный штраф? За пропуск матча. Из команды я бы игрока не выгнал, но штрафанул бы как следует, а потом в состав не ставил. В общем, делал бы так, чтобы отбить у человека охоту пропускать командные мероприятия.

4. Я бы себе такой коллективчик разносторонний подобрал, чтоб можно было и в бар пойти всем вместе, и в оперу. Хотя лично мне ближе вывезти команду на шашлыки и пивка там попить.

5. Я бы вообще команду на сбор не сажал. И это, как мне кажется, правильно. Лучше игроку побыть в семье – так удобнее и вернее готовиться к матчу. Просто у профессионального футболиста и так времени нет из-за этих постоянных игр, тренировок, разъездов, что стоит, по-моему, давать ему возможность подойти к игре в обстановке домашнего уюта и спокойствия.

6. Месси попросил бы купить. А еще, наверное, Деку. Плюс вернул бы из Нальчика Олега Самсонова. Хватит ему уже вдали от дома играть!

7. Мне нравится, как общается с прессой Леонид Слуцкий. Красиво говорит, все по делу, ничего лишнего, нет в его речи слов-паразитов. Вот в манере главного тренера «Крыльев Советов» я бы и разговаривал с журналистами. А еще тщательно скрывал бы от репортеров номер своего телефона. Зачем им занимать мое свободное время?

Санкт-Петербург

Лига чемпионов. Группа Н

И
В
Н
П
Мячи
О

Ювентус

3

2

1

0

5-3

7

Реал

3

2

0

1

5-3

6

БАТЭ

3

0

2

1

3-5

2

Зенит

3

0

1

2

2-4

1

4-й тур. 5 ноября. БАТЭ – Зенит. Реал – Ювентус.

5-й тур. 25 ноября. Зенит – Ювентус. БАТЭ – Реал.

6-й тур. 10 декабря. Реал – Зенит. Ювентус – БАТЭ.

ДОСЛОВНО

Виктор ГОНЧАРЕНКО о своем назначении на пост главного тренера БАТЭ в ноябре 2007 года:

– Тот вечерний звонок Капского (председатель правления клуба. – Прим.ред.) был, конечно, сюрпризом: «Ты готов принять команду?». В ответ на мое недоумение он вкратце объяснил, что Криушенко уходит в «Динамо». Через час Анатолий Анатольевич был уже у нас дома. Я сказал ему, что готов. И мы сели обсуждать состав тренерского штаба.

Наверное, у меня не было права отказаться. Сразу представил, как робею и говорю «нет», а назавтра в БАТЭ приходит кто-то неизвестный, чужой. И все, что так долго и кропотливо создавалось, может измениться. Непоправимо.

Никакого страха не было. Только волнение. Но ведь я знал, что у нас очень хорошая команда. Отменная организация. Отработанные принципы комплектования. В конце концов мне хочется профессионально расти. Так как же было отказываться от такого шанса?

МЕЖДУ ТЕМ

Обыграв дома в пропущенном поединке 17-го тура жодинское «Торпедо» со счетом 2:1, БАТЭ за три матча до финиша первенства Белоруссии с нулем в графе «поражения» гарантировала себе звание чемпиона страны. Борисовчане теперь имеют полное право украсить клубную форму престижной звездой пятикратных победителей внутреннего первенства – пока такая нашивка была только у минских динамовцев.

«Хочется сохранить эту классную, сплоченную команду, но умом понимаю – сделать это почти нереально, – признается главный тренер триумфаторов Виктор Гончаренко. – Многие ребята получат заманчивые предложения, удержать футболистов будет трудно. На некоторые позиции уже сейчас начинаем подыскивать кандидатов. В принципе я морально готов для того, чтобы все начать с нуля и строить новую команду. Я же стопроцентно остаюсь в БАТЭ на следующий сезон».

Новости. Футбол