Кинг-Хонг

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН
КОРЕЕЦ НА ДОНУ. Пройдя за сезон чистилище первого дивизиона, «Ростов» возвращается в премьер-лигу в совершенно другом облике. Из игроков, вылетавших с командой в сезоне-2007, в составе осталось всего несколько человек. Одним из тех, кто определяет лицо нового «Ростова», является 26-летний капитан сборной Северной Кореи Хонг Енг Чо. Чтобы познакомиться с самым экзотическим легионером премьер-лиги сезона-2009 и заодно понять, как такое сокровище вообще выпустили из-за железного занавеса Пхеньяна, корреспондент «ССФ» отправился в Ростов-на-Дону.
В июле, когда участники марафона на выживание в первом дивизионе получили 16 дней передышки, лидер чемпионата «Ростов» отправился на сбор в Новогорск, где к команде присоединился очередной легионер. За последние годы донской клуб уже приучил футбольную общественность к странным фамилиям и экзотическим национальностям игроков, которые его пополняют: благодаря селекционерам ростовчан мы, например, узнали, что в Малави, а также на Сент-Винсенте и Гренадинах тоже играют в футбол. Но вот легионер с эпикантусом («монгольская складка» у внутреннего угла глаза человека», гласит Большая Советская Энциклопедия) оказался в «Ростове» впервые.
Потренировавшись с командой всего два дня, на третий новичок уже вышел в ее составе в контрольном матче с подольским «Витязем». Формы подходящего размера для него не нашлось, поэтому пришлось легионеру нырять в огромную футболку только что покинувшего «Ростов» бразильца Рафаэля Бергамашку. Трудности с амуницией не помешали новичку сыграть настолько здорово, что сразу после финального свистка спортивный директор «Ростова» Александр Шикунов распорядился срочно готовить документы в ПФЛ, чтобы дозаявить игрока. Так в заявку ростовского клуба была вписана фамилия Хонг Енг Чо, а в столбике «гражданство» указано – Северная Корея.
– Хонг – капитан сборной КНДР, и на подготовку этого трансфера ушло не меньше года, – рассказывает известный в прошлом вратарь, олимпийский чемпион Сеула-88 Алексей Прудников, поигравший в свое время в Южной Корее и представляющий интересы Хонга в России. – С парнем работает целый пул агентов. Сначала они просто вывезли его в Белград, чтобы адаптировать к европейской жизни и показать местным скаутам. Команда «Бежания», в которую он попал, боролась за выживание в высшем дивизионе чемпионата Сербии, но для агентов Хонга это не играло большой роли. Гораздо важнее было то, что в Белграде достаточно дешевая жизнь – ведь те полгода, что Хонг провел в Сербии, агенты кормили и содержали его на свои деньги. Серьезный интерес к игроку проявляли «Тоттенхэм», «Бохум», менхенгладбахская «Боруссия», но компартия КНДР не хотела отпускать его в Западную Европу. Тогда я стал искать варианты трудоустройства в России. Несколько клубов из премьер-лиги вроде бы обозначили заинтересованность, но все это было как-то робко и неуверенно. А «Ростов» сразу сказал, что им нужен Хонг, и они готовы заплатить за него требуемые деньги.
Никто из собеседников корреспондента «ССФ» так и не решился огласить «под диктофон» точную сумму трансфера Хонга. Все лишь отмечали, что она категорически низкая для игрока такого уровня – «несколько сотен тысяч долларов».
ФЕЙЕРВЕРК
– Первый раз Хонг вышел на поле в домашней игре против «Урала», и это был какой-то фейерверк, – вспоминает генеральный директор «Ростова» Леонид Ковалев. – Обычно у легионеров некоторое время уходит на адаптацию, а тут человека после первой же игры овациями проводили. А чтобы весь стадион аплодировал игроку другого клуба – я такого вообще в жизни не видел! Но с Хонгом было именно так, когда мы играли в Новокузнецке, Барнауле, Хабаровске… Парень всех покорил! Я его считаю лучшим игроком первой лиги, хотя он и провел здесь всего круг. По совокупности качеств это уникальный футболист: легкий, но сильный – с ног не сшибить, резкий, быстрый и очень креативный. Любой частью тела может принять мяч, отличный дриблер – когда с «Кубанью» дома играли, он их защитников по несколько человек зараз накручивал! И в то же время зрячий игрок – передачи раздает на загляденье!
Закончив восторженный спич, Ковалев сделал паузу и посмотрел на корреспондента «ССФ». Предваряя мой вопрос, каким образом Лионелю Месси разрешили подписать двойной контракт с «Барселоной» и «Ростовом», гендиректор добавил:
– Конечно, надо делать скидку на уровень первого дивизиона. Сможет ли Хонг также феерить в премьер-лиге – пока вопрос. Но у меня лично нет сомнений, что он и там станет звездой.
– И что тогда? С Дона выдачи нет?
– Почему? Контракт с «Ростовом» у него заключен до 2011 года, но не исключено, что нам поступит предложение, от которого невозможно будет отказаться.
Тут стоит заметить, что если «Ростов» в будущем имеет шансы хорошо заработать на трансфере Хонга, то на финансовом состоянии самого игрока никакие возможные переходы не отразятся. Как и покорявшие заграницу советские футболисты, большую часть своей зарплаты вынужденные отдавать в Совинспорт, Хонг не получает зарплату в клубе: все полагающиеся по контракту деньги уходят в КНДР, и уже оттуда игроку отправляют сумму, которую посчитают достаточной.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К РИМУ
Хонг назначает мне интервью за день до заключительной игры сезона со СКА и приходит на встречу в компании соотечественника. Соотечественник рекомендуется Римом. Едва я достаю из кармана диктофон и перевожу его в режим «Rec», Рим вытягивает шею и настороженно изучает аппаратуру.
Фамилии Рим в заявке «Ростова» нет. Сам он говорит, что по профессии является футбольным тренером и опекает Хонга с 11-ти лет. На самом деле Рим, конечно, приехал в Россию не для того, чтобы работать с Хонгом индивидуально над совершенствованием его футбольного мастерства и бегать с ним кроссы по утрам. То, чем он занимается в Ростове, можно назвать надзором, или, отбросим в сторону дипломатические экивоки, стукачеством. Без такого соглядатая выезд северокорейского футболиста за рубеж невозможен. Причем Хонгу еще повезло. Говорят, что чекист, который приехал в самарские «Крылья» летом 2006-го вместе с полузащитником Цоем Мин Хо – первым легионером в истории КНДР, не отходил от подопечного ни на шаг: во время игр и тренировок он сидел на скамейке, а на выездные матчи ездил вместе с командой. Рима на скамейку не пускают и на гостевые игры тоже с собой не берут.
– Когда едем куда-нибудь на выезд, у Хонга – самое счастливое лицо в команде, – рассказывают в клубе. – Для него это единственная возможность хоть чуть-чуть отдохнуть от Рима. В Ростове-то ему даже погулять одному нельзя выйти.
На первые вопросы корреспондента «ССФ» футболист отвечает сам:
– Я стал заниматься футболом в 13 лет, – рассказывает Хонг. – Ближе всего к моему дому в Пхеньяне была школа клуба «25 апреля». Сначала у нас было по одной тренировке в день, а в юношеском возрасте мы стали тренироваться уже два раза в сутки. Кормили нас хорошо: мясом, рыбой. Система была как в интернате: шесть дней мы находились в школе, а на воскресенье нас отпускали к родителям (в Северной Корее официальным выходным днем считается только воскресенье. – Прим. ред.). Когда я пришел во взрослую команду, ничего в моем графике не изменилось. Поскольку «25 апреля» – армейский клуб, выступление там приравнивалось к службе в армии, и я по-прежнему большую часть времени должен был проводить на базе.
Терпения Рима хватило ненадолго. Стоило мне задать энциклопедический вопрос про национальный чемпионат КНДР, Рим вмешался в наш разговор и начал чеканить:
– В высшей лиге у нас выступают 16 команд, только играют они в три круга. «25 апреля», за который играл Хонг, считается самым успешным клубом страны. А еще я хочу объяснить, почему Хонг играет сейчас в России. Со времен Советского Союза ваш народ был для нас дружественным, вы для нас как старшие братья. В Северной Корее хорошо знают русскую культуру и обычаи, поэтому мы с радостью откликнулись на предложение «Ростова»!
150 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ НА СТАДИОНЕ
Сделав программное заявление, Рим с чувством выполненного долга снова отошел в сторону. Но мои компрометирующие вопросы не приносили никакого результата: чувствуя на себе церберский взгляд «духовного наставника», Хонг очень тщательно подбирал слова и давал порой такие ответы, что даже специально приглашенный на интервью переводчик с трудом сдерживал прорывающуюся наружу улыбку:
– Переезд в Сербию не стал для меня культурным шоком, потому что я и до этого уже бывал за границей. Я с детства много летал по миру в составе юношеских сборных КНДР: мы играли на турнирах в Италии, Франции, Германии, на Кипре… К тому же Сербия относится к бывшим социалистическим странам, поэтому особой разницы с моей родиной я там не почувствовал. Да и в России не вижу сильных контрастов по сравнению с Северной Кореей…
С трудом проглотив столь сомнительный комплимент, я нашел в себе силы спросить Хонга про его впечатление от трех с половиной месяцев пребывания на новом месте.
– Мне в Ростове сразу понравилось: большой город, красивая река, люди очень доброжелательные. В свободное время мы с Римом гуляем, ходим по магазинам, играем в бильярд на базе. Дон пока только из окна автомобиля видели, а хочется все-таки на кораблике покататься. Но это, видимо, уже в следующем году.
– С родственниками часто на связь выходите?
– Я пока не женат, а с родителями нерегулярно, но созваниваемся. Поскольку я младший сын в семье – есть еще старший брат, они за меня очень беспокоятся.
Постепенно разговорившись, Хонг охотно делится своими кинематографическими вкусами, откровенно говорит о сложности работы с Олегом Долматовым и даже раскрывает свою мечту:
– Мне нравятся фильмы о войне между Советским Союзом и Германией. У нас в Корее их иногда показывают, а уже здесь мне еще несколько фильмов удалось посмотреть. Больше всего понравились «Семнадцать мгновений весны».
– Долматов – хороший тренер, но я не всегда его понимаю. Английский я потихоньку учу, но за русский вряд ли возьмусь – слишком он сложный.
– У меня есть мечта: удачно выступить с «Ростовом» в премьер-лиге и заслужить приглашение от какого-нибудь московского клуба. Лучше, чтобы это был «Спартак» или ЦСКА.
– Сборная КНДР очень удачно выступает в этом отборочном цикле и имеет реальные шансы впервые после 1966 года поехать на чемпионат мира. У вас есть объяснениe такому прогрессу?
– Наш великий руководитель Ким Чен Ир очень большое внимание уделяет футболу – в этом главная причина. У нас же не только взрослая сборная показывает хорошие результаты. На последнем молодежном чемпионате Азии сборная КНДР выиграла золото. А женские команды разных возрастов давно входят в число фаворитов любого турнира, в котором участвуют.
Вы не представляете, как наш народ любит футбол! Когда играет национальная сборная, люди все бросают и идут на стадион. В Пхеньяне построена самая большая футбольная арена в мире – на 150 тысяч зрителей, и на матчах сборной там всегда аншлаг!
– Вы лично знакомы с Ким Чен Иром?
– Да. Мы виделись несколько раз, он отмечал мои сильные стороны и говорил, над чем стоит усерднее поработать. А перед отъездом в Европу сердечно напутствовал меня.
КИМ ЧЕН ИР НА ГРУДИ
Закончив интервью, которое проходило на трибунах стадиона «Олимп-2», мы отправились осматривать комнату Хонга на базе команды, находящейся прямо возле арены. По дороге вспомнил впечатления коллеги, ездившего в гости к самарцу Цою и не обнаружившего в его комнате даже простейшей бытовой техники: грязную форму и ту кореец стирал руками в собственной ванне.
Комната №304 на базе «Ростова» на монашескую келью совсем не похожа – выглядит как стандартный номер в гостинице среднего класса с телевизором, холодильником и туалетной комнатой. По площади, правда, рассчитана на одного, но кровати стоят две. На второй спит Рим, который долго не хотел признаваться, что почти не пользуется снимаемой клубом квартирой в городе и фактически все время находится рядом с Хонгом.
Самые неожиданные аксессуары в комнатном интерьере – лежащие на постели игрока мобильный телефон и ноутбук. В Северной Корее простым смертным официально запрещено пользоваться мобильной связью – и Хонг вынужден сдавать свой телефон каждый раз, когда выходит из самолета в пхеньянском аэропорту. А о том, что такое интернет, 99 процентов северокорейцев даже не догадываются. Мой вопрос, на какой сайт он заходит чаще всего, явно ставит Хонга в тупик. Глаза тут же начинают искать в комнате Рима, они оба на несколько секунд задумываются и, наконец, совместными усилиями выдавливают вполне устраивающий партию ответ: «www.fc-rostov.ru».
Представлявшегося таким обязательным портрета вождя северокорейского народа в комнате не оказалось: на стене висела только небольшая картина с пейзажем зеленой тропинки в летнем лесу. Хотя в клубе рассказывают, что первое время Хонг и Рим ходили везде с нагрудными значками, где был изображен портрет Ким Чен Ира. Но потом и их сняли.
С ликом лидера КНДР я столкнулся чуть позже, когда мы пошли обедать в столовую на базе клуба. Пока Хонг уплетал котлеты по-киевски со всевозможными салатами, Рим достал из своей сумки аккуратно сложенную «Комсомольскую правду» за какой-то из октябрьских дней и попросил нашего переводчика перевести ему заметку о Ким Чен Ире. Там говорилось, что вопреки распространившимся слухам о сразившем вождя инсульте фотографы недавно запечатлели его на футбольном матче двух университетских команд, где он сидел на трибуне в роли зрителя. В то же время в конце заметки сообщалось, что по информации японских спецслужб Ким Чен Ир уже мертв, просто это тщательно скрывают в Пхеньяне. Услышав это, Рим немного побледнел, вытер салфеткой выступивший на лбу пот и со всей решительностью заявил:
– Не стоит верить ложной информации, которую намеренно распускают наши капиталистические враги. Хотя я все равно очень переживаю за здоровье нашего великого вождя.
ТАЙКОМ В КАЧАЛКУ
Хонга заметка не заинтересовала абсолютно. Покончив с обедом, он сразу же побежал переодеваться – через полчаса начиналась тренировка.
По дороге к полю легионера атаковали мальчишки:
– Хонг, напиши по-корейски что-нибудь! Хонг, а подари форму!
Хонг подарил им очаровательную застенчивую улыбку.
– Гляди, как он с мячом работает! – восхищенно нашептывал мне Ковалев, спустившийся из своего кабинета, чтобы посмотреть занятие команды. – По ментальности он настоящий бразилец. Получает удовольствие от каждого финта, подсечки, любит просто повозиться с мячом, когда есть возможность. А еще меня поразило, как быстро он сдружился с ребятами, несмотря на языковой барьер. Условно у нас в команде есть три группы: ветераны, молодежь и легионеры-балканцы. Так он со всеми умудряется общаться, хотя с балканцами больше всего.
Подтверждение ковалевских слов – на поле. Четверо балканских легионеров и примкнувший к ним Хонг что-то со смехом обсуждают в своем кружочке, а потом начинаются подначки, шутливые пинки, подколы, причем застенчивый вроде бы кореец на деле оказывается едва ли не главным заводилой.
С таким же умилением, как и мы с Ковалевым, за этой картиной наблюдал с бровки Олег Долматов, которого я попросил назвать хотя бы один явный недостаток футболиста Хонга – до него мою просьбу ни один человек удовлетворить не смог.
– Не очень хороший удар у Хонга, – немного подумав, ответил главный тренер «Ростова». – Все-таки он больше ассистент, чем завершитель. Но для игры на позиции второго нападающего у него есть все качества. Отдельно хочу отметить фантастическое трудолюбие. Ему, чтобы в свою сборную слетать и вернуться, нужно, как минимум, шесть раз в самолет садиться. Но я не помню такого случая, чтобы он прилетел из сборной и пожаловался на усталость: наоборот, сразу рвется на поле!
«Фантастическое трудолюбие» – врожденное качество почти любого северокорейца. Табу на нагрузки для этих людей не существует, и иногда это дает обратный эффект.
– После одного из матчей Хонг тайком отправился качаться в спортзал, – рассказали любопытную историю в клубе. – В итоге парень просто переработал и на следующую игру вышел абсолютно никаким: пришлось делать замену сразу после первого тайма. Долматов потом обо всем узнал и сказал Хонгу, чтобы больше он так не делал.
ДОПРОС У ГЕНЕРАЛОВ
– Неустрашимый воин, верный сын корейского народа и любимец Ростова – Хонг Енг Чо! – раскалял микрофон своими отчаянными криками диктор стадиона, объявляя состав перед началом последнего матча сезона «Ростов» – СКА.
Хонг вышел на позиции левого вингера, но по ходу игры постоянно менял фланги, смещаясь с одного на другой или даже действуя по центру на позиции «под нападающим». За оформление победы над принципиальным соперником взялись другие люди, а Хонг остался в их тени и не принял участия ни в одной из двух голевых акций хозяев («Ростов» выиграл – 2:0). Корейца заменили на 64-й минуте, но, несмотря даже на неброскую игру в данном матче, часть стадиона провожала его с поля стоя.
– Не суди о Хонге по сегодняшней игре, – говорили коллеги из ложы прессы. – Каким бы суперпрофессионалом он ни был, а силы все равно не беспредельны: сколько человек уже наиграл и налетал в этом году! К тому же он мыслями уже в Пхеньяне: они с Римом на следующий день после матча домой улетают.
Несмотря на венчавшую ростовское дерби торжественную церемонию закрытия сезона, во время которой Хонг едва не отбил себе ладоши, самое тяжелое испытание в этом году ему только еще предстоит. В Пхеньяне их с Римом уже ждут на обязательной процедуре допроса высокие генералы. В клубе шутят, как корейцы будут закладывать друг друга, рассказывая о своем российском житье-бытье. И уже вполне серьезно говорят, что очень надеются увидеть зимой в Ростове хотя бы Хонга…
Ростов-на-Дону
ХОНГ Енг Чо
Родился 22 мая 1982 года в Пхеньяне.
Полузащитник/нападающий. 175 см, 68 кг.
Капитан сборной КНДР. Выступал за команды: ФК «25 апреля» КНДР (2004-2007), ФК «Бежания» Сербия (2007-2008).
В «Ростове» с августа 2008 года. В сезоне-2008 провел за ростовский клуб 16 матчей, забил 2 гола.
Победитель первого дивизиона чемпионата России-2008. n
ФУТБОЛИСТЫ КНДР И ЮЖНОЙ КОРЕИ, ВЫСТУПАВШИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ
Футболист |
Страна |
Амплуа |
Команда |
Игры |
Голы |
Сезоны |
|
Цой Мин Хо |
КНДР |
Полузащитник |
Крылья Советов |
1 |
– |
2008 |
|
Ким Дон Чжин |
Корея |
Защитник |
Зенит |
50 |
2 |
2006-2008 |
|
Ким Дон Хен |
Корея |
Нападающий |
Рубин |
4 |
1 |
2006 |
|
Ли Хо |
Корея |
Полузащитник |
Зенит |
18 |
1 |
2006-2008 |
|
О Бом Сок |
Корея |
Защитник |
Крылья Советов |
25 |
– |
2008 |
|
Хен Йон Мин |
Корея |
Полузащитник |
Зенит |
10 |
– |
2006 |





