«На поле нельзя ностальгировать…»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
«Зенит» – «Динамо»
АЛЕКСАНДР КЕРЖАКОВ. В воскресенье впервые в жизни Александр ступил на поле родного стадиона в Питере игроком команды соперника. 29 октября 2006 года выходил Кержаков в последний раз на «Петровский» в форме «Зенита». Теперь он здесь – гость. Но гость особенный. «Петровский» одобрительно загудел при объявлении имени «пятерки» московского «Динамо». Помнят!
Наш корреспондент поинтересовался самочувствием форварда до и после матча.
ДО ИГРЫ
За последние пару лет Кержаков постоянно попадал в непростые ситуации. Приятные и не очень. Словно качели. Переход в «Севилью» – вверх. Тамошняя скамейка запасных – вниз. Достойный контракт с «Динамо» – вверх. Слабоватая результативность и потеря места в сборной России – вниз. «Динамо» впервые за 11 лет «доигралось» до медалей чемпионата страны и дебюта в Лиге чемпионов – снова вверх…
«ОСТАЛСЯ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ»
– Как живется в Москве?
– Но я ведь живу не в Москве, а в Новогорске. Чтобы быстрее до базы добираться.
– Все ясно – пробки…
– Дело не в пробках, просто изначально рассчитывал жить рядом с тренировочной базой, не хотел жить в Москве. Жилищные условия достойные – снимаю дом, мне все нравится…
– Питер и Москва – можно сравнить?
– Разные совершенно города – и сравнивать нечего.
– То есть ты Москву не принимаешь, и вряд ли когда-нибудь примешь?
– Ну, наверное… Как и все петербуржцы. Я не хочу как-то конкретизировать свои ощущения, просто Петербург мне больше нравится. А Москва… Не мое это. Не могу сказать, почему. Просто не нравится. Иногда мне приходится быть в городе, но не рвусь туда. Мне и за городом хорошо.
– Свободное время как проводишь?
– С семьей. Ходим или в кино, или в кафе, в рестораны ездим – здесь есть неподалеку.
– Складывается такое впечатление: ты здесь немножко не в своей тарелке. От этого и игра не очень идет.
– Как это не в своей тарелке? С чего это вдруг создалось такое впечатление? Чем, какими поступками и каким поведением я мог вызвать такое мнение? Я всем здесь доволен – в бытовом плане, в игровом…
– В Питер часто ездишь?
– Не настолько, насколько хотелось бы. В последний раз был во время перерыва – сборная на Евро играла. Но при первом же случае, когда выпадает окно в чемпионате, стремлюсь туда. Хотя у меня ведь в Новогорске жена с дочкой – особо не поездишь. Родители зато приезжают…
– Часто?
– Один раз были… Недавно.
– В Питер на машине гоняешь?
– На поезде.
«ВСТРЕЧУ НА «ПЕТРОВСКОМ» ЖДУ С ВОЛНЕНИЕМ»
– На стадионе «Петровский» впервые после своего ухода из «Зенита» будешь играть?
– Нет. Играл за сборную против Андорры. А против «Зенита» – впервые.
– Особые эмоции? Или профессионал должен плюнуть на все сантименты?
– Конечно, будут! Ничего себе! Город, в котором я жил и живу. Играл на этом стадионе шесть лет…
– Это будет тебе помогать, мешать?
– Первый матч на «Петровском» помнишь?
– Конечно. В 2001-м играли с Ростовом во втором туре и выиграли 3:1. Я отыграл 90 минут, но не забил. Первый гол случился намного позже – со «Спартаком».
– Сейчас с питерскими болельщиками общаешься?
– Общаюсь только с друзьями. Конечно, когда бываю в Питере и меня видят болельщики – узнают, всегда желают удачи… Но так специально никто не пишет, не звонит.
– В «Динамо» ты играешь по-другому, нежели в «Зените» или «Севилье». Не говорю, хуже или лучше, но…
– Наверное, по-другому. Раз не получается много забивать и играть так, как хотелось бы. Хотя стараюсь. Безусловно, какие-то изменения есть – и не в лучшую сторону. А с чем это связано, не могу сказать. Я прикладываю максимум усилий. Прекрасно понимая, что динамовские болельщики ждали от меня большего…
– Можешь сравнить стадионы «Динамо» и «Зенита»?
– Стадионы чем-то похожи, с беговыми дорожками, только в Питере народу гораздо больше приходит. Но меня вполне устраивает поддержка и в Москве.
– Твои отношения с прессой… Раздражают расспросы, почему да отчего?
– Да нет. Когда просят об интервью, всегда даю, если есть возможность и время. Меня никто не раздражает. Даже если и напишут что-то не то, не обращаю внимания.
– Европейский подход…
– Подход нормального человека.
– Если честно, не жалеешь, что вернулся в Россию?
– Я никогда не жалею о содеянном. Какой смысл? Тем более, даст бог, «Динамо» займет третье место. Нет, все пока удачно складывается. А буду делать свое дело, и игра пойдет.
– За время, что провел в Испании, что-то в тебе изменилось? Отношение к жизни, к футболу…
– Я там не так долго был, чтобы кардинально пересмотреть свои взгляды на жизнь.
«ПОСТУПОК ДАННИ ПОНЯТЕН»
– Тебя четыре года назад признали футбольным джентльменом и одели в черный смокинг. Трудно быть джентльменом в России?
– Почему? Вполне можно быть джентльменом и в России, и где угодно. Просто надо уметь держать себя в руках. На некоторые моменты надо закрывать глаза. Ну не то, чтобы совсем отрешаться, но что-то в этом роде.
– К уходу Данни болельщики «Динамо» относятся однозначно негативно. Хотя контракт он не нарушил. Что ты по этому поводу думаешь?
– А что я могу думать? Футболиста купил другой клуб – этим все сказано. Какое еще может быть отношение? «Динамо» не играло в Лиге чемпионов, а «Зениту» предстояли матчи в Европе. Они и купили Данни под Лигу. Все понятно.
– Опять-таки ссылаясь на мнение болельщиков – деньги и Лига чемпионов это, конечно, важно, но португалец мог бы и до конца сезона подождать…
– Но тогда «Зениту», глядишь, уже и не нужно было бы покупать Данни…
– Много друзей, приятелей придет в воскресенье на стадион поддерживать тебя?
– Много. Сколько билетов удастся взять – все отдам. Хотя не думаю, что друзья, которые переживают за меня лично, будут болеть за «Динамо». Такие противоречивые чувства будут у них.
– Ну а папа? Мама?
– Нет, все мои родные всегда болеют за меня. Да так, уверен, у каждого спортсмена – семья болеет прежде всего за него, а потом уж за какую-то команду…
ИГРА И ПОСЛЕ
Матч в Питере – оглушительный и дымящийся (по вине сумасшедших болельщиков) – Кержаков отпахал на славу. Именно отпахал – собирая по всему полю фолы соперников (всего пять), цепляясь за мячи, бодаясь с защитниками, соревнуясь с ними в беге на короткие и длинные дистанции… Игры – той Игры, за которую Питер любил Кержакова пару лет назад и которую сейчас страшно не хотел увидеть в его исполнении – было мало. В конце первого тайма Саша рванул с мячом к углу вратарской и с острого угла то бил по воротам, то простреливал – угодил в ногу вратаря. В конце второго – оказался (сам, наверное, не поверил!) один перед вратарем – опять попал в Малафеева… Однажды сделал хитрый пас в штрафную Кириллу Камбарову…
«АТМОСФЕРА МНЕ НЕ МЕШАЛА…»
– Поздравить или посочувствовать?
– Бронзу завоевали! Почему же не поздравлять?!
– Можно было и побеждать…
– Но можно было и проиграть… Но установка была на победу.
– Какую установку на матч дал тебе тренер?
– Установка всегда одна – забить.
– Но как-то большей частью впустую впереди бегал. Не было помощи партнеров…
– Так складывалась игра. В некоторых моментах действительно в одиночку с защитниками боролся. В других – была помощь…
– В интервью ты говорил, что твоя задача – отрешиться от того, что играешь на родном стадионе? Удалось отрешиться?
– Ну, как тут отрешиться! Но атмосфера мне не мешала. Наоборот, атмосфера стадиона, на котором я играл много лет, помогала. А ностальгировать можно до или после матча, но никак не на поле.
– Баннер зенитовских болельщиков видел про тебя и Кобелева?
– Нет. А что там было написано?
– Что вы хорошие люди…
– Приятно. Спасибо болельщикам.
– Пообщался с ребятами из «Зенита»?
– Не удалось пообщаться. Сегодня вечером уезжаю в Москву… Автографов дал много. Болельщики подходили, встретили меня тепло, никто не говорил ничего обидного. Я им за это благодарен.
– Последний момент… Должен был забивать?
– Я должен забивать вообще в каждом матче (раздраженно). Но так получилось – что можно еще сказать! Это футбол. Где-то я сыграл не так, как надо было, но есть тут заслуга и вратаря… Это футбол – кто-то забивает, кто-то отбивает…
– Последний момент напомнил твою игру, какую все помнили в Питере – на острие. А до этого – вокруг да около… Если б забил – сказали бы: вот это настоящий Кержаков…
– А сейчас что сказали?
– Промахнулся! Жалко!
– Ну ладно…
Александр КЕРЖАКОВ
Родился 27 ноября 1982 года.
Клуб: «Динамо» Москва.
Амплуа: нападающий. Рост 175 см, вес 67 кг.
Карьера: выступал за питерский «Зенит» (2001-2006), испанскую «Севилью» (2006-2007), в московском «Динамо» с 2008 года. В чемпионатах России сыграл 185 матчей (в 2008-м – 26 игр), забил 69 мячей (в 2008-м – 5). Рекордсмен «Зенита» по числу забитых мячей (64) в чемпионатах России. В чемпионатах Испании сыграл 26 матчей, забил 8 мячей.
Достижения: серебряный призер чемпионата России 2003 года, бронзовый призер 2001 года. Обладатель Кубка премьер-лиги 2003 года. Лучший бомбардир чемпионата России-2004 – 18 голов. Обладатель Кубка УЕФА (2007), Кубка Испании (2007) и Суперкубка Испании (2007). Заслуженный мастер спорта.
Сборная: в сборной России провел 44 матча, забил 13 мячей. Первая игра 27 марта 2002 года с Эстонией – 1:2, последняя 21 ноября 2007 года с Андоррой – 1:0.n
КАК ЭТО БЫЛО У ДРУГИХ ЗЕНИТОВЦЕВ?
16 июля 2002 года.
«Зенит» – «Сатурн» – 1:2.
Александр ГОРШКОВ, полузащитник «Зенита» (за «Зенит» сыграл 195 матчей, играл против питерцев за «Сатурн» в сезонах 2002– 2003 гг.):
– Когда я первый раз ступил на поле родного «Петровского» в качестве игрока раменской команды, дрожи в коленках не было. Но что-то такое особенное я чувствовал. Нет, не реваншизм – мне не надо было кому-то что-то доказывать. А какое-то дополнительное волнение. Не хотелось, как ни крути, ударить в грязь лицом перед знакомой публикой. Мне, кстати, было очень интересно, как отреагируют на меня трибуны. И знаете, они приняли меня очень тепло. Когда во время объявления составов произнесли мою фамилию, болельщики встретили ее аплодисментами. Не скрою, такая реакция очень порадовала.
19 августа 2002 года.
«Зенит» – «Динамо» – 1:2
Александр ПАНОВ (до отъезда за границу сыграл за «Зенит» 90 матчей в чемпионатах России):
– После годичной игры во Франции в 2000 году вернулся не в Санкт-Петербург, а в Москву, в «Динамо». Ситуация похожа на нынешнюю кержаковскую. В том же сезоне впервые сыграл на «Петровском» против «Зенита». К игре готовился спокойно, как к любому другому матчу. За год болельщики меня не забыли. Многие не знали предыстории моего появления в Москве, поэтому без свиста, недоброжелательных криков в мой адрес не обошлось. А тут еще меня удалили. Это вызвало у фанатов бурную реакцию.
Саше Кержакову не завидую, ведь фанаты «Зенита» сейчас более агрессивны, чем шесть лет назад. Ему труднее…
19 марта 2006 года.
«Зенит» – «Сатурн» – 1:1.
Алексей ИГОНИН (за «Зенит» сыграл 155 матчей), капитан «Сатурна»:
– Впервые после ухода из «Зенита» на поле «Петровского» вышел два года назад. Уж не помню, как сыграли. Наверное, в лучшем случае была ничья. С «Зенитом», особенно в Санкт-Петербурге, «Сатурн» почему-то играет неудачно.
Перед игрой на родном стадионе никакого напряжения не чувствовал. Колени, как говорится, не дрожали, бессонницей не страдал. Когда вышел на поле, болельщики встретили доброжелательно. Ведь они знали, что я ушел из «Зенита» не по собственной воле, а по решению тренера Петржелы. Поэтому и на мою игру реагировали нормально.
30 апреля 2006 года.
«Зенит» – «Спартак» – 1:4
Владимир БЫСТРОВ (за «Зенит» сыграл 61 матч), полузащитник «Спартака»:
– Страшно не было нисколечко! Меня поддержали партнеры по команде, которые говорили: «Не бойся, Вова, мы тебя в обиду не дадим!». Да и вечером накануне игры в гостинице поболтал со своими давними питерскими друзьями и почувствовал себя очень хорошо. Настолько, что накануне матча спал сном младенца.
Но давление трибун, конечно, было. Перенести его оказалось очень тяжело. Слышал и обидные выкрики…. Они меня здорово заводили. Хотелось поскорее сделать так, чтобы стадион замолк.





