Что наш футбол? Игра?

«СПАРТАК» – «ЗЕНИТ». Финальный свисток, как театральный занавес. Футболисты отправляются в раздевалки, словно актеры в гримерки. Что осталось в памяти от игры-спектакля? От сезона в целом? Обсуждая последний тур, «ССФ» решил дать слово профессионалам сце
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Гвоздь тура

«СПАРТАК» – «ЗЕНИТ». Финальный свисток, как театральный занавес. Футболисты отправляются в раздевалки, словно актеры в гримерки. Что осталось в памяти от игры-спектакля? От сезона в целом? Обсуждая последний тур, «ССФ» решил дать слово профессионалам сцены, до фанатизма преданным обожаемым ими командам – Михаилу Боярскому, верой и правдой служащему родному «Зениту» и Артуру Смольянинову, страстному поклоннику «Спартака».

Михаил БОЯРСКИЙ

Российский актер театра и кино, певец. Снимался в более чем 50 кинофильмах. Первый – «Укрощение строптивой» (1973).

Руководитель театра «Бенефис». Заслуженный артист РСФСР (1984).

Народный артист РСФСР (1990).

Артур СМОЛЬЯНИНОВ

Российский артист театра и кино.

Первый фильм – «Кто, если не мы» (1998).

Актер театра «Современник» с 2006 года.

1. Все по справедливости?

Михаил БОЯРСКИЙ: Никаких неожиданностей мне лично матч в Лужниках не преподнес. Случилось то, что и должно было быть. «Зенит» заявил о своем превосходстве уже с первых минут. Погребняк, Данни... Красотища как ребята играли! Перемещались по полю быстро, в передачах ошибались редко, а Аршавин прямо-таки исторический пас отдал. Питерцы, в общем, ниже своего уровня не опустились, подтвердили класс. И во втором тайме на таком же уровне сыграли, по результату отработали, можно сказать. «Зенит», как в боксе – набрал очки и грамотно довел дело до победы. Ушел в защиту, причем достаточно успешно.

Ну а спартаковский тренер, полагаю, в перерыве сказал: мол, ребята, терять вам нечего, но шанс есть. Так давайте, свой хлеб отрабатывайте. И красно-белые встрепенулись… Но поздно. Удивительное качество у этой команды: она не умеет распределять психологические силы на весь матч. Зачастую начинает играть на пределе лишь ближе к его концу. Этим, кстати, и мой «Зенит» грешит. А классные европейские клубы всегда начинают и кончают игру в одном тонусе.

Артур СМОЛЬЯНИНОВ: Я тоже считаю, что все было по делу. На сегодняшний день «Зенит» лучше «Спартака», а потому результат закономерен. Я перед матчем, естественно, надеялся на лучшее, но увидев, что на поле происходило, понял, ловить спартаковцам нечего. Были в их составе два-три футболиста, которые боролись. Прудников неплох в последнее время, и здесь старался. Ковач вдруг заиграл, после чего стало ясно: наконец-то, в команде появился капитан. Ковальчук, в которого, признаюсь, уже верить перестал, тоже прилично выглядел. С линией обороны надо, конечно, что-то делать. Павленко следует в физике прибавлять: процент выигранных единоборств у Александра практически нулевой. К тому же у хава со скоростью проблемы. Родригес особой надежностью не отличается. Что же касается Майданы, то приобретение аргентинца, на мой взгляд, было большой ошибкой.

Словом, дел у Лаудрупа по горло. Хотя с приходом датчанина мысль в игре у команды появилась. Но осталась проблема с исполнителями. Надо полкоманды сменить, поскольку у кого-то с мотивацией беда, у кого-то с классом.

2. Минувший сезон – сезон радости или разочарований?

М.Б.: Радости сезон несоизмеримо больше оставил. Наград команда много завоевала. А сколько было ярких матчей!. Но на европейской арене. Дома же не все столь гладко было. И, на мой взгляд, давали о себе знать внутрикомандные проблемы, в которые, к сожалению, не посвящен. Хотя живу напротив Адвоката, и мы всегда при встречах вежливо раскланиваемся, но не более того. Однако я прекрасно знаю Тимощука, и для меня загадка, почему Анатолий собирается уходить. Этот чрезвычайно интересный спортсмен, уверен, хорошую команду так просто не оставил бы.

Я, кстати, питерский клуб с Атосом сравнил бы по характеру. Играл вдумчиво, уверенно, рассудительно, с чувством собственного достоинства… Но не задиристо. А год назад в его манере дартаньяновское начало преобладало. И как раз качеств гасконца нынешнему «Зениту» не хватало. Он как бы остепенился. Ну и успехи, конечно, давали о себе знать. Пройти медные трубы труднее всего. А на ребят такое количество всего околофутбольного обрушилось!

Оно оказалось даже более весомым, нежели сам футбол. Но таковы уж законы шоу-бизнеса. Продюсеры вот даже делают программу, в которой артисты, как боксеры, друг другу физиономии на ринге в кровь разбивают. Глядишь, и болельщиков скоро во что-нибудь втянут. Футбол, образно выражаясь, – тунгусский метеорит, вокруг которого столько всего крутится-вертится… Тут трудно голову не потерять.

А.С.:Наиболее светлым пятном в сезоне стал, естественно, выигрыш у ЦСКА. Все остальное вызывало в лучшем случае недоумение. Но ничего особо страшного я не вижу. И армейцы в конце концов через это проходили, и «Зенит», и «Динамо», только сейчас из болота выбравшееся. Не бывает всегда хорошо или плохо. Так что, надеюсь, к следующему сезону команда выправится. А причина моего оптимизма в том, что я вижу, какую игру Лаудруп подопечным прививает. Есть такое понятие, как современный футбол, играть в который должен каждый уважающий себя клуб.

3. Кто в чем виноват?

М.Б.: Главная причина нестабильности не только «Зенита», но и других команд мне видится в психологическом настрое игроков. Не занимается столь важной составляющей подготовки никто. Как это делают, скажем, режиссер в театре, командир полка перед броском, дирижер оркестра. А если настрой у футболистов такой, к примеру, как «За нами Москва! Ни шагу назад!», то даже самые скромные из них нередко прыгают выше головы. Уверенность в себе, заряженность на победу во многих матчах отсутствуют. Их пытаются подменить добротной игрой – ремесленничеством, иначе говоря. И это очень хороший уровень. Но, мне кажется, должны быть еще и вдохновение, азарт, вселить которые способны лишь самые искушенные тренеры.

Что-то должно ребят стимулировать. Когда артист, например, играет в сотый раз один и тот же спектакль, его ничто не волнует: все равно зритель придет, посмотрит. Но если представление дается в единственном числе, скажем, на фестивале, его участники выкладываются на полную катушку. Должно присутствовать постоянное ощущение, что это больше не повторится. То же самое и в команде.

Однако на многих футболистов звездность и деньги давят. Такое впечатление, что они выходят на поле с мешками долларов на ногах. И чем туже они набиты, тем больше это мешает играть. Я всегда в пример «Рубин» с БАТЭ привожу. Налегке ведут борьбу за очки эти команды, и выходит по Высоцкому: «А наши ребята за ту же зарплату...».

А.С.: Все беды в руководстве команды. И главная – Леонид Федун. Я, конечно, не вправе судить о работе спартаковского предводителя: ваш покорный слуга – любитель, а он возглавляет профессиональный футбольный клуб, что дело, наверное, непростое. Тем более, если это – не основное дело в жизни. Здесь каждый сам для себя определяет, что важнее – бизнес или футбол. И тот, кто находит верную пропорцию, тот оказывается на вершине. Мне кажется, что Федун по складу характера и поступкам все-таки больше бизнесмен.

Ну и, конечно, со сменой тренера «Спартак» запоздал: это следовало гораздо раньше сделать. Черчесов и результата не давал, и, что самое важное, игры. А футбол – прежде всего игра, на которую хочется смотреть. Сейчас у команды нет результата, но хотя бы игра стала появляться. И мне, как болельщику, уже только этого достаточно, чтобы настроиться на режим ожидания и не дергаться перед каждой игрой в «предвкушении» тоски и муки.

4. Верите в светлое будущее?

М.Б.: Для начала хотелось бы узнать, что будет представлять из себя коллектив в начале сезона. Стремление покинуть его, уверен, испытывают немногие, и уже совсем скоро станет ясно, кто остался, кто ушел, кого руководство купило. Все это пока муссируется на уровне слухов. Известно одно – остается Адвокат, который объявил, что собирается строить новую команду. Что значит новую? Для меня, например, это возвращение того азарта, который имел место при Петржеле и который академически обработал его голландский преемник. Скажу откровенно: я не за академизм. Я за тех заводных, сумасшедших ребят, которые по весне выйдут на поле, чтобы доказать свою состоятельность. Ведь купить самых дорогих футболистов мира все равно, что заполучить на руки четыре туза, заплатив крупье. Это неинтересно. Надо уметь играть с любой картой.

В межсезонье некоторые лидеры из «Зенита» уйдут. Что ж, в Голливуде хочет сниматься каждый артист, даже если он служит в лучшем театре страны. Аршавин, Тимощук – эти ребята нигде не пропадут. А вот Погребняк не знаю, куда стремится. По скамейке соскучился? Ведь судьба почти всех наших легионеров оказаться не у дел в Европе и вернуться домой, растеряв львиную долю качеств.

И вот что еще скажу. После игры со «Спартаком» я снял зенитовский шарф, который, как обещал, носил ежедневно. Похожу пока без него, но если спросят, готов ли опять с ним целый сезон не расставаться, отвечу так: хоть три года, если «Зенит» будет бороться за чемпионство.

А.С.: Оптимизм есть. И базируется он, как я уже говорил, на стремлении Лаудрупа предложить что-то новое, несвойственное команде. Датчанин стремится научить «Спартак» тому футболу, в который сам раньше играл, который любит, который ему интересен. Вопрос в том, готовы ли игроки принять его и освоить?

Конечно, без свежей крови новому главному тренеру не обойтись. Потребуются высококлассные мастера. Фатхи, Майдана, Баженов, Дзюба, Шишкин – ребята, безусловно, способные, но не уровня «Спартака». А команде и форвард забивной необходим, и надежных центральных защитников парочка… Но все это из разряда мечтаний, поскольку даже представить себе не могу, кто сейчас поедет в «Спартак». Да и политика, которой, к сожалению, придерживается господин Федун, особых надежд не внушает. Ну и мировой финансовый кризис, боюсь, на трансферных делах команды отразится. Хотя «Спартак», следует признать, никогда не тратил больших денег на покупку звездных футболистов. Однако и без них Лаудрупу по силам сколотить играющую команду. Именно играющую, а не отбывающую на поле номер.

СЛОВА

Михаил БОЯРСКИЙ

«После игры со «Спартаком» я снял зенитовский шарф, но готов с ним хоть три года не расставаться, если команда будет бороться за чемпионство».

Артур СМОЛЬЯНИНОВ

«Лаудруп стремится научить «Спартак» футболу, в который сам раньше играл. Вопрос, готовы ли игроки принять его и освоить?».

Новости. Футбол