Главный тренер «Динамо» Андрей Кобелев: Приоритет – не лиге, а чемпионату России

В пятницу на «Прямой линии» в редакции «Советского спорта» побывал главный тренер «Динамо» Андрей Кобелев. За два часа общения он получил приглашения от читателей в Германию и Сергиев Посад, рассказал, как изменился тренировочный процесс в «Динамо» после
news

ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

В пятницу на «Прямой линии» в редакции «Советского спорта» побывал главный тренер «Динамо» Андрей Кобелев. За два часа общения он получил приглашения от читателей в Германию и Сергиев Посад, рассказал, как изменился тренировочный процесс в «Динамо» после ухода Данни, поведал о селекционных планах клуба и объяснил, зачем в Новогорске кенгуру.

1-й ТАЙМ

вопросы читателей

«ПОШТИГА? ПЕРВЫЙ РАЗ СЛЫШУ!»

– Меня зовут Михаил Цаор. Звоню из Германии, из Франкфурта-на-Майне. Хочу сказать вам спасибо за сезон – и не только от себя, но и от своих друзей, динамовских болельщиков. Нас тут человек тридцать-сорок. Меня очень интересует такой вопрос: как в команде могут играть такие люди, как Карпович и Генков?

– Хорошо могут играть. Они ведь пользу приносят! – удивляется Кобелев. – Конечно, если сравнивать Карповича-созидателя, допустим, с Хохловым, то он не смотрится. Но ведь он входит в тройку лучших в нашей команде по выигранным единоборствам. Что касается Генкова, то вы, наверное, забыли, как хорошо он начинал сезон. Потом ему пришлось перенести операции на голеностопах, и вторую половину чемпионата он играл на уколах.

– Ясно… А в Германии на сборах когда будете?

– В конце февраля – начале марта. Скорее всего в районе Дюссельдорфа.

– Хотим подъехать, посмотреть на вас. Новичков к тому времени уже планируете приобрести? Пять-шесть человек бы не помешало…

– Планируем. Но я думаю, обойдемся двумя-тремя футболистами. К концу декабря, надеюсь, появится определенность и по фамилиям. Скажите, а у вас кризис там чувствуется уже?

– Приезжайте к нам домой, мы вам покажем, какой у нас кризис. В магазинах, например, продукты дешевеют, вещи…

– А футболисты тоже дешевеют? Если тоже, то приедем к вам и пять-шесть игроков купим! – улыбается Андрей Николаевич.

– Это из Сергиева Посада вас беспокоят. Андрей Сергеевич меня зовут. Болею за «Динамо» более 50 лет, хотя сам всего лишь 1950 года рождения. А вы, наверное, где-то 1955-го?

– Я? – удивляется Кобелев. – Я – 1968-го!

– О, как хорошо! Я в этом сезоне был на трех матчах – с «Химками», со «Спартаком» и с «Зенитом». Во всех «Динамо» победило.

– Так что ж вы так редко на стадион ходили?

– Работы много. Я – замглавы Сергиево-Посадского района. Будете у нас – заходите в гости. Организуем вам экскурсию в Лавру, пообедаете с батюшками хорошими… А вопрос у меня по Семшову. Он и в самом деле уходит?

– Во-первых, спасибо за приглашение. Во-вторых, только что был в клубе – никаких официальных бумаг из «Зенита» по поводу Семшова нет. Игорь сейчас в отпуске. Намерение уйти у него есть, но определенно пока сказать, уйдет он или нет, нельзя. У Семшова в контракте есть пункт, поставленный еще при его переходе из «Торпедо»: если за него заплатят определенные деньги, он волен уйти. Вероятность велика.

– Как будете без Семшова-то?

– Я считаю, что не может команда зависеть от одного или двух футболистов. Да, потеря серьезная, но будем ее восполнять. Спокойно, планомерно, а не так, как летом: «У нас некому играть, давайте быстрее брать Куштодио!». А теперь ищем ему новую команду.

– Я как раз сегодня прочитал, что «Динамо» планирует пригласить какого-то португальского нападающего…

– Поштигу.

– Да-да, Поштигу.

– Первый раз слышу! В смысле, когда мне сегодня рассказали об этом, очень удивился. Вы не читайте перед обедом газет – помните, как в «Собачьем сердце»? «Советский спорт» читайте, а другие газеты – не надо.

«В ОБОЙМЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 15–16 ИГРОКОВ»

– Крылов Валерий, 53 года, Москва. Почему руководство клуба так легко продает ведущих игроков?

– Тут правильнее сказать: не мы продаем, а у нас покупают, пользуясь пунктом об отступных, который указан в контрактах. Там было с Данни, так сейчас с Семшовым. По-моему, больше ни у кого из игроков команды этого пункта нет.

– Все равно обидно! Такое ощущение – дай волю, разбежались бы все из команды!

– Да что вы! Никто из команды не бежит. Наоборот, уходят со слезами на глазах. Просто рынок никто не отменял. У ребят появляются более выгодные предложения – их тоже можно понять.

– Болельщик «Динамо» Марат из Балашихи. Мы тут с друзьями посидели и придумали: а не попробовать ли нам Колодина в полузащите? В обороне-то у него случаются провалы, а в центре поля он сможет не только отборы делать, но и чаще пользоваться своим мощнейшим ударом…

– Два-три года назад Колодин пробовался в полузащите, провел несколько матчей на этой позиции. Но мое мнение: его место – в обороне. По крайней мере, два последних года он очень достойно отыграл на этой позиции.

– Вы согласны, что у «Динамо» короткая скамейка?

– В плане количества футболистов, я считаю, у нас была нормальная скамейка. Но когда нужно было варьировать составом, иногда возникали проблемы. Особенно на флангах. Братья Комбаровы молоды, им всего по 21 году, можно было их где-то подменить. Но не получалось. Поэтому Люка Уилкшира, например, мы брали не на замену Данни, как многие говорят, а просто как человека, способного помочь команде, причем на разных позициях… В идеале мы должны прийти к тому, чтобы у нас имелось 15–16 полевых игроков, но каждое место было дублировано.

– На каком рынке будете искать новичков? Российском, европейском, южноамериканском?

– Каких-то ограничений в этом плане нет. Лимит на легионеров сейчас нас не тяготит. Главное – сочетание «цена–качество».

– Есть ли цена, больше которой «Динамо» не заплатит за игрока?

– Пожалуй, есть. Хотя конкретную цифру я не назову.

«В СБОРНУЮ МНЕ ПОКА РАНО»

– Меня зовут Александр, я – фанат московского «Спартака». Но в то же время очень рад достижениям «Динамо» в этом сезоне. На какие позиции будете приобретать новичков?

– Надо укреплять центр полузащиты, откуда у нас ушли два игрока. Не помешал бы нападающий.

– После поражения «Спартака» от ЦСКА 1:5 Станислав Черчесов сослал в дубль Титова и Калиниченко, в итоге вынудив их уйти из команды. Вы можете представить себя в такой ситуации?

– Вряд ли, – смеется Кобелев. – Главный тренер лучше всех знает, что происходит в команде и несет ответственность за свои действия. Вот и все, что могу сказать по этому поводу.

– После матча с «Крыльями» вы посетовали, что «Динамо» трудно было справиться с парочкой баскетболистов, имея в виду, видимо, Коллера и Ярошика. Как будете решать эту проблему?

– Будем на следующий год готовить Сашу Димидко – он высокий. И Антона Шунина периодически выпускать на поле, – улыбается Кобелев. – Если серьезно, нашей команде и впрямь не хватает роста. Постараемся решить эту проблему.

– Меня зовут Алексей, я переживаю за «Динамо» с 1990 года, когда вы сами еще блистали на поле. У меня провокационный вопрос: вы могли бы возглавить сборную России после Хиддинка?

– Во-первых, я не вижу повода менять Хиддинка. Он отлично работает, при нем сборная вышла на новый уровень. Давайте сначала подождем, пока он сам решит уйти. Да и рано мне еще думать о сборной. Я только в начале пути. В стране есть масса более опытных и заслуженных специалистов – взять того же Валерия Георгиевича Газзаева.

– В Объединении отечественных тренеров не состоите?

– Нет. Как-то не довелось вступить. Но во всем поддерживаю эту организацию. Не хочу обидеть иностранных тренеров, но есть Хиддинк и Адвокат, а есть тренеры, которые к нам приезжают никому не известными и точно такими же уезжают. Это, на мой взгляд, перекос.

– Меня зовут Андрей Павлович. Я – болельщик московского «Динамо» с большущим стажем. Переживаю за бело-голубых с июня 1945 года, когда «Динамо» выиграло у ЦДКА 4:1. Помните, наверное?

– Я тогда еще не родился (смех в зале).

– Ну, это не важно. Я хочу спросить про молодого нашего голкипера Антона Шунина. Тот прошлогодний матч с «Зенитом», проигранный 3:9, сломал его. Хотя он мог бы быть лучшим. Как думаете, он выйдет на тот уровень, на который должен был выйти?

– Я не думаю, что тот матч его сломал. Да, после разгрома в Питере всем было тяжело, особенно молодым. Но Антона никто не упрекал. Он, если помните, даже не с начала играл – вышел на замену вместо Карчемарскаса. Не Гонтаря же Николая Палыча выпускать было? На парня просто много всего свалилось – не только игра в премьер-лиге, но и внимание болельщиков, прессы. Это сыграло с ним злую шутку. Ничего, прошло время, он повзрослел, и мы верим, что в будущем он долгие годы будет защищать ворота «Динамо».

– Здравствуйте, Игорь беспокоит. Недавно из уст наших хоккейных ветеранов прозвучала очень интересная идея – провести матч чемпионата КХЛ по хоккею на футбольном стадионе «Динамо». Как вы к этому относитесь?

– Отношусь положительно. Жаль, что есть технические сложности и, похоже, неразрешимые. Я ведь и сам в детстве в хоккей играл. Правда, только во дворе и пока не стал серьезно заниматься футболом. С первого класса начал ходить в секцию, а в шестом перешел в спортшколу, где было две тренировки в день. Уходил из дома в полвосьмого утра, возвращался в полвосьмого вечера. Хорошие были времена, хоть и тяжелые…

2-й ТАЙМ

вопросы журналистов

«МЕСЯЧНЫЙ ПЕРЕРЫВ ЛЕТОМ – ЭТО ХОРОШО»

– Первый сбор «Динамо» проводит в Турции с 8 по 20 января. А уже на втором сборе предусмотрено участие в Кубке Первого канала. Как вписывается в планы предсезонной подготовки?

– Лучше всего он, безусловно, вписывается в планы команды, которая весной участвует в еврокубках. Для нас это в определенной степени новшество, интересный международный опыт. Посмотрим, что из этого получится. Первый матч у нас запланирован на 26 января, вылетаем в Израиль 25-го.

– Вам еще не доводилось готовить команду к сезону с учетом грядущих еврокубков. Чьего совета попросите?

– Я не думаю, что подготовку к сезону нужно строить иначе, чем обычно. Еврокубки предстоят летом и осенью. Да и вообще наша главная задача – успешно выступить в чемпионате страны, доказать, что наше третье место – не случайность. Какой смысл выпрыгивать из штанов, чтобы пройти два раунда еврокубка, а потом финишировать восьмыми или десятыми в чемпионате? Приоритет – национальному первенству.

– Вас устраивает проект календаря, который был роздан на собрании клубов премьер-лиги?

– Идеального варианта мы не найдем. Но, на мой взгляд, должны стремиться к какой-то стабильности. В Европе все примерно понятно на несколько лет вперед. А у нас Кубок то из двух игр, то из одной, переносы, перерывы различной длительности… В следующем году крупных турниров для сборов не будет, но есть месячный перерыв. Это, наверное, правильно и может повторяться из года в год.

– Как относитесь к переходу на систему «осень–весна»?

– Премьер-лиге перейти не проблема. А первому дивизиону? Второму? Там клубам нужно решать много оргвопросов в межсезонье. Если оно длится месяц, будет трудно. Так что мое мнение: сначала нужно привести в норму стадионы и поля, а потом думать о переходе.

«ГОТОВ ВЗЯТЬ ДАННИ НАЗАД»

– Вы поиграли в Европе. Взяли на вооружение какие-то европейские подходы к тренерской работе?

– Я сторонник того, чтобы футболисты приезжали на игру прямо на машинах. Но как можно выходить на поле, если ты два с половиной часа добираешься до стадиона? Вы знаете, что такое Москва, что такое пробки. Поэтому мы собираемся на базе за день до игры.

Не придерживаюсь тотального контроля за игроками. На базе игрок должен выполнять определенные требования. Выехал за ее пределы – сам себе хозяин. Лишь не забывай, что завтра ты должен снова сюда приехать в полном порядке. К ребятам у меня в этом плане нет никаких претензий.

– Вы практически не садитесь на скамейку во время матчей…

– Не сидится. Волнуюсь. И лучше видно.

– Бесков считал, что лучше видно с трибуны. Вы не пробовали?

– Сверху расположение игроков виднее, но я чувствую себя в отрыве от команды. Рядом с полем удобнее.

– Диалог с легионерами как строите?

– Пытаюсь по-русски. У нас почти все разговаривают по-русски, даже Люк Уилкшир начинает. Кстати, мы Люка попросили привезти из Австралии маленького кенгуру. Воспитаем его в Новогорске, пусть прыгает – территория-то большая, – смеется Кобелев. – Возвращаясь к вашему вопросу, напомню, что мы сознательно отказались от переводчиков. Первое время иностранцу тяжело, зато потом намного легче – и не только на поле, но и в быту. Хотя сам я могу общаться по-испански. С Фернандесом разговариваю, если нужно, с Данни общался – он ведь из Венесуэлы…

– Андрей Талалаев в одной из телепрограмм сказал, что после ухода Данни Кобелев перестроил весь тренировочный процесс. В чем это заключалось?

– Тут скорее нужно говорить о том, что больше стали уделять внимания тактике. Раньше Данни нам обеспечивал быстрый выход из обороны в атаку. Можно было действовать на контратаках. С его уходом пришлось поработать над позиционным нападением.

– В футбольных кругах уже поговаривают, что жене Данни надоел Санкт-Петербург? Возьмете назад?

– Жену? Или Данни? (Смех в зале.) Вопрос – за сколько. За 30 миллионов евро – нет. Дешевле, конечно, не откажемся. Мы знаем Данни, он знает нас. Не вижу проблем. Но на самом деле сомневаюсь, что он решит вернуться.

– Питер – тяжелый город для человека со стороны?

– Я отыграл там три года. У меня впечатления самые положительные. Вначале чувствовалась настороженность: о, москвич! Но потом – никаких проблем. Погода плохая? Да, зимой за счет ветра с Балтики холод ощущается сильнее. Зато летом – тепло, хорошо, с одной стороны залив, с другой – озера… Отдыхай не хочу. Красота!

– А в Севилье каково было?

– Жарко. Плюс там день состоит из двух частей. К этому нужно привыкнуть. Соберешься в семь вечера пойти поужинать – а все закрыто. Жди восьми-девяти, пока все откроется. Мы с семьей поначалу никак не могли попасть в этот ритм.

«ИЗ «ДИНАМО» УХОДИТЬ НЕ ХОЧУ»

– Слышали о том, что турнир для 17–19-летних ребят, который предлагал Гус Хиддинк, умер, не родившись?

– Мы сейчас тренируемся на базе и с молодежной, и со старшей командами школы. Удобно. Но эти возрастные рамки сделают из турнира некий инкубатор. Если парень не проходит в дубль, то вполне можно проходить обкатку во втором дивизионе, турнире КФК. Хотя, если здраво реализовать идею такого турнира для молодых, это может стать благом для нашего футбола.

– В этом сезоне заговорили о молодом форварде «Динамо» Кокорине. Как получилось, что вы его у «Локомотива» перехватили?

– У него закончился контракт в «Локомотиве», который стороны не хотели продлевать. Когда узнал, что есть возможность пригласить Сашу к нам, сразу сказал: «Да». Домой к нему уговаривать, как писали, не ездил.

Я Кокорина видел еще в играх за локомотивскую школу, когда сам работал в динамовской. Он отличался техникой, видением поля, умением нестандартно мыслить. Быстрый, резкий в игре парень. Конечно, очень молодой, еще не сформировался физически. Но, я считаю, у него светлое будущее. Поэтому мы и заключили с ним долгосрочный контракт.

– А у вас на какой срок рассчитано соглашение с «Динамо»?

– Еще на год.

– Не пора начинать переговоры о продлении?

– Куда спешить? Мы всегда спокойно решали такие вопросы. После окончания следующего сезона сядем, поговорим. Могу лишь сказать, что сам я не хочу никуда уходить из «Динамо».

Новости. Футбол