Алан взял разгон

ДЗАГОЕВ. ДФЛ каждый год вручает памятную доску лучшему молодому игроку премьер-лиги. В этом году единогласно (!) все сто голосующих специалистов вписали армейца Дзагоева первой строкой в пятерку лучших (приз так и называется «Первая пятерка»). Он лучший
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ДЗАГОЕВ. ДФЛ каждый год вручает памятную доску лучшему молодому игроку премьер-лиги. В этом году единогласно (!) все сто голосующих специалистов вписали армейца Дзагоева первой строкой в пятерку лучших (приз так и называется «Первая пятерка»). Он лучший и по статистике: 18 лет, 13 голов, 10 передач…

– Позвоню отцу! – набирает номер Юрий Наниев. Обменявшись десятком слов с «отцом», поясняет: – Тут все переполошились: Алан заболел. Но, слава богу, вылетел!

Отец оказался не Наниевым, а Дзагоевым, сын его Алан только что вылетел из Беслана на награждение призом от ДФЛ. Точно такие же награды получали в свое время Кержаков, Быстров, Билялетдинов, Акинфеев, Шишкин и Кирилл Комбаров…

Юрий – первый тренер Дзагоева, Валерий Газзаев – третий. А между ними промежуток с 2002-го по 2007-й занимает Игорь Осинькин.

РЕБЕНОК СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ

– Юра, когда впервые парнишку увидели в деле?

– У меня была команда – 1985 года рождения. Однажды подходит к концу тренировка, разделились, чтобы играть двусторонку поперек поля. А на бровке сидит Алан – маленький, в кепке. Я ему в шутку: «Что – хочешь поиграть?». – «Да». – «Сможешь?». – «Конечно, смогу!». – «Ну-ка, давай свою кепку, выходи на поле!». Было ему лет шесть, а моим – одиннадцать. На пять лет старше. Но смотрю – все грамотно делает, встал сзади, подчищает… Я Алана до этого знал – он сосед мой. Сколько помню – все время с мячом, обстучал все ворота соседям! Недавно приезжало телевидение, соседи «пожаловались»: мы, говорят, не знали уж, как этого беса утихомирить… Утром все спят, а он: бум-бум-бум – по воротам…

Я потом набрал команду помоложе – 1988 года рождения, за нее играл и Алан, но все равно, когда старшие 85-го года должны были играть за Россию, я Алана в заявочку включал. Когда он выходил на поле, соперники спрашивали: «Этот малыш что – тоже будет играть?». Но играл он очень неплохо. Правда, не на своем месте – правым полузащитником. Многие родители возмущались: «Что ты его выпускаешь! Маленький же!». Я говорю: «Подождите, он еще вырастет – посмотрите!». У меня было несколько таких «малышей» в команде – на 3-4 года младше. Ставил перспективных, чтобы у них было побольше практики. Но они ничего не портили. Сколько раз я слышал после матчей: «Команда у тебя ничего, а вот эти мелкие – просто класс!». Потом, хотя Алан в «Юность» к Осинькину перешел, когда мой 85-го года подрос и начал играть во взрослом чемпионате республики, мы Алана тоже подключали – лет тринадцать ему было. Осинькин возражал: «Юра, нельзя его выставлять, он еще маленький! Алан ведь лидер по натуре, а со взрослыми может сломаться психологически». Но самое-то интересное, что он и среди взрослых был лидером! Мне кажется, что вот эта школа игры со старшими очень много ему дала. Поэтому он и во второй лиге в 15 лет заиграл, и в ЦСКА.

«ПАРНИШКА-ТО ВАШ УЖЕ ВСЕ УМЕЕТ»

– Алан в детстве много забивал?

– Практически во всех играх. Даже за взрослых. Причем подавал все угловые, штрафные. Ведь самый маленький, ему в штрафной делать нечего, а вот навесы получались очень здорово… Помню, на турнире в Георгиевске после матча подошел ко мне судья (из Узбекистана), говорит: «Парнишка-то ваш уже все умеет. Осталось только ждать, когда подрастет». А Алану было одиннадцать лет.

– Были все-таки у него какие-то недостатки? Или все так гармонично, что главное было – не помешать…

– Вот, скорее, именно так – не помешать. Я думаю, если бы он даже с Осинькиным не поехал в этот интернат, ничего бы не изменилось! Он ведь когда уезжал, уже тогда поговаривали, что спокойно можно везти и в школу ЦСКА – взяли бы с руками и ногами! Алана и здесь не отпускали – «Алания» хотела заключить контракт, чтобы застолбить… Хотя в Тольятти, конечно, условия сумасшедшие!

– С Тольятти повезло – там была команда второй лиги… Хотя и в «Алании», наверное, подпускали бы ко второй лиге.

– Уверен на все сто! Практика бы была по любому.

– Вот человек дорос до сборной – по идее какое-то звание вы должны получить…

– Да не знаю… Не надо звания, сделали бы лучше условия для ребят нормальные. Ведь даже раздевалок нет – на улице переодеваются. Почему Алан и перешел в «Юность» – там хоть помыться можно было после тренировки…

«МОЛЧИ, ЩЕНОК!»

С Аланом я познакомился летом 2007-го. Приехал в Тольятти писать о «детской» команде второй лиги «Крылья Советов – СОК» (ныне ФК «Тольятти») – там обкатывались выпускники знаменитой школы-интерната имени Юрия Коноплева. Там-то мне и сказали: есть у нас одна «звездочка»… Впрочем, извлеку из архива прямую речь.

Владимир Малышев (тренер вратарей в школе и юношеской сборной России): «Дзагоев – это просто чудо! Но пусть еще окрепнет, поиграет во второй лиге. А потом отпустим – в «Челси», ЦСКА, «Спартак», но только не в дубль!». («Эка загнул!» – подумал я).

«Звезда» оказалась щуплая и стеснительная – сидел Алан на скамеечке и страдал от необходимости что-то говорить о себе. Недавно на юношеском чемпионате России он в шести матчах, будучи опорником, забил 12 голов…

– Как тебе мужской футбол?

– В прошлом году я на первую игру вышел – было 15 лет. Совсем другой футбол! Как только принимаешь мяч – сразу накрывают. Начнешь финтить – могут просто срубить. Получишь по ногам, чуть-чуть огрызнешься, они: «Да успокойся, ребенок!». – «Какой же я ребенок! Могу с вами на равных играть!». – «Молчи, щенок!». Но у меня в голове было одно: ни на что не обращать внимания, набираться опыта…

Вот и «набрался опыта» – за год перепрыгнул из второй лиги в первую сборную России.

ВМЕСТО УЧЕБНИКОВ – КЕДЫ

В ресторан за призовой доской от ДФЛ пришел все тот же стеснительный парнишка, только подросший на десяток сантиметров. В костюме и галстуке – явно не в своей тарелке.

Пресс-конференция, слава богу, не слишком серьезная – «детская»: традиционно на «Пятерочке» вопросы задают дети. Сейчас это команда ЦСКА 1998 года рождения. Первый вопрос, как блин, комом:

– Как же вы достигли…. Вот сейчас перед нами… сидите, отвечаете на вопросы… (Смех в зале.)

– Да, по большому счету, еще немногого достиг. Надо работать. И всегда надо думать только о футболе. Даже когда ложишься спать, надо прокрутить пару моментов в голове. Это очень полезно. И Игорь Витальевич всегда говорил…

Игорь Витальевич Осинькин сидит в президиуме рядом, тут же Юрий Наниев рассматривает наградную доску (тоже на сцене не в своей тарелке).

Кто у вас в детстве был кумиром?

– Роналдо. Но потом, когда он сломался, я начал следить за «Челси» – очень нравился Лэмпард.

Была в интернате задумка – отправить Дзагоева в «Челси» на стажировку – в молодежку. Но с ЦСКА получилось удачнее…

– Любили ходить в школу?

– Нет. Честно, не любил ходить в школу. И до класса, наверное, третьего, пока Юрий Атарович не перевел во вторую смену, я вместо книжек брал с собой форму и кеды и отпрашивался с уроков на тренировки.

– По какому предмету у вас была первая двойка? (Оживление среди детей.)

– По-моему, по математике…

– Первый гол…

– Даже и не вспомню. На каком уровне?

– Первый гол Алан во второй лиге забил, когда ему было 15 лет, – говорит за Дзагоева Осинькин. – Но он не всегда был лучшим бомбардиром. А вот по системе «гол+пас» практически на всех турнирах был лучшим.

О том первом голе я спрошу Осинькина на следующий день. «В Нижнекамске забил. Два раза на замахе убрал мяч под себя – и в дальний угол. Довольно красиво…».

– Если бы в финале Кубка мира вратарю дали красную карточку, вы бы встали на ворота?

– Да, я бы встал. Потому что такое уже было. Удалили вратаря при счете 3:2 – я занял его место. Слава богу, в ворота не попали. (Смех в зале.)

На десерт мероприятия подадут… гонки на картинге. Поэтому автомобильный вопрос:

– Как вы себя чувствуете за рулем?

– Недавно подарил отцу машину, и вот сейчас был в Беслане – поездил немножко. Но вообще-то у меня нет прав и я не умею ездить…

СПАСИБО ВАГНЕРУ!

Наконец, вручение. Сначала «Золотой мяч» от радио. Этак дело пойдет, получит еще и настоящий от «Франс Футбола»… Потом – доска. Повернись сюда, повернись туда, улыбочку, снимаем! Трещат затворы… Президент ДФЛ Виктор Горлов: «Надо потерпеть, Алан. Не надо было столько забивать…». (Все смеются.)

 Как очередной подарок, Горлов торжественно преподносит новость: в следующем сезоне Дзагоев будет играть с десяткой на спине. Аплодисменты… Затем неформальное общение с журналистами. На самом деле хуже «формального» – обложили со всех сторон, микрофоны тычут чуть ли не в рот. «Новый год буду справлять дома… Ушел Газзаев – плохо, будет не хватать его…».

Как дела у брата?

– Пока без работы. После Нового года будем искать ему команду. Брат, наверное, талантливее меня, просто, может быть, терпения не хватало…

Брат Гела – на два года старше Алана. Занимался в Москве в ФШМ, но что-то не заладилось. Вернулся, в 2005-м играл за дубль «Алании»…

Действительно, талантливый братишка? – спрашиваю Осинькина.

– Техничный, физически, может быть, даже посильнее Алана. Но вот один заиграл, другой нет. Может, потому что у «одного» футбол в голове – 24 часа в сутки…

Переехал в ЦСКА из Тольятти вместе с Аланом и Дима Рыжов. В прошлом году все думали, что он «выстрелит» первым в премьер-лиге – в зоне «Урал-Поволжье» наколотил 17 голов (Алан – только пять), но вот засел на скамье…

– Почему? Дело в психологии?

– У всех есть свои минусы и плюсы. Так вот у Алана минусов почти нет. И есть у него что-то, что позволяет в любой стрессовой ситуации не ломаться, быть самим собой. Это очень редкое качество… А если о Рыжове. Психология тут не при чем. Он же сидит под Вагнером! И никакой психологии ни у одного российского футболиста не хватит, чтобы посадить на скамейку Вагнера.

– Связка Дзагоев – Вагнер очень удачная…

– У Алана на редкость тонкое понимание футбола, и только Вагнер сейчас из игроков атаки может говорить с ним на одном языке. Остальные чуть-чуть… как бы не обидеть… попроще...

В МОСКВУ НЕ РВАЛСЯ

– Сейчас, с высоты успеха, можно сказать: отправили Алана в ЦСКА вовремя. Но год назад наверняка были сомнения?

– Конечно! Сомнения были даже в начале этого сезона. Алан спрашивал меня: «Может быть, остаться? Еще годик поиграть во второй лиге?». Он не рвался в Москву, в отличие от других ребят. Алан сомневался, что у него будет возможность играть в серьезный футбол. И когда в первых играх его не выпускали, мы думали: рано отпустили… Но когда стало ясно, что Карвальо не конкурент – возникла надежда…

– Помните, когда впервые увидели Алана на поле?

– Ему было лет девять. У нас на поле «Юности» проводился «Кожаный мяч». Подошел Юра (Наниев. – Прим.авт.), сказал, что у него есть очень интересный мальчишка, сейчас будет играть: обрати внимание. Последил я за ним. Действительно, интересный. Но он тогда играл с ребятами на 2-3 года старше, и трудно было понять его истинную силу. Был он на две головы меньше остальных, но очень активный! Пытался все время быть с мячом: подавать ауты, угловые, штрафные, бить пенальти – мяч отбирал у «взрослых» (другие игроки были для него взрослыми)… Игра не очень складывалась, у него чуть не слезы на глазах… Я его запомнил. А через год Юра передал его мне. Спасибо ему, не старался удержать… Понимал, что в Беслане никаких условий.

«ГОНЩИК ОН ГОРЯЧИЙ…»

Приготовиться к гонкам! Алан снимает костюм, надевает фирменный красный гоночный, телевизионщик одалживает более спортивную обувку (в лакированных башмаках смотрелся бы как клоун), получает огромный шлем с забралом. Его соперники на гоночной дорожке – 10-летние одноклубники и чемпион России 2008 года по зимним трековым гонкам МС Алексей Дудукало.

Все уже в креслах за рулем, но Алан продолжает расписываться на мячах, позировать для фото…«Вот и в ЦСКА – все уже уехали, а этот до последнего автографы раздает. Не научился отказывать…» – говорит Осинькин.

Довольно холодно. «Давайте начинать! Простудим парня!» – кричит кто-то. Наконец, парень усаживается в свой карт. Подходит «механик», пытается завести – как бензопилу «Дружба», дергает за «веревочку». Раз, два, десять, пятнадцать… Без толку! Слава богу, есть еще запасные машины. Поехали! Для человека без прав Алан довольно лихо управляет «драндулетом». И даже пытается обогнать Дудукало, но несколько раз не вписывается в повороты – его заносит, он врезается в ограждение из шин, шины пытаются взлететь к небу, подбегает «механик», вытаскивает авто за «бампер» на дорожку (у авто нет задней скорости)… «Неплохой гонщик бы из него получился, – скажет после финиша Дудукало. – Правда, излишне горячий…».

Алан ДЗАГОЕВ

Родился 17 июня 1990 года в Беслане (Северная Осетия).

Полузащитник. 179 см, 70 кг.

Начинал заниматься футболом в Беслане.

В 2006-07 гг. выступал за «Крылья Советов-СОК» из Димитровграда. Во втором дивизионе провел 37 игр (6 голов).

В ЦСКА в премьер-лиге – 20 матчей (8 голов).

Обладатель Кубка России-2008.

За первую сборную страны сыграл 2 матча (дебют – 11 октября в поединке с Германией).

Новости. Футбол