Главный тренер «Москвы» Миодраг Божович: За тренировки плачу наличными

Вчера «Москва» провела первые тренировки на анталийском побережье. Главный тренер «горожан» Миодраг Божович нашел время для спецкора «Советского спорта», поведав о своих радостях и печалях. Миодраг объяснил, почему его не страшит существенное урезание кл
news

ФУТБОЛ
МЕЖСЕЗОНЬЕ

Вчера «Москва» провела первые тренировки на анталийском побережье. Главный тренер «горожан» Миодраг Божович нашел время для спецкора «Советского спорта», поведав о своих радостях и печалях. Миодраг объяснил, почему его не страшит существенное урезание клубного бюджета и почему он не противится распродаже лидеров.

«Москва» живет в том же отеле и тренируется на том же поле, что были закреплены за «Спартаком» на первом сборе в середине января. Явный симптом экономии…

Эксклюзивное поле – это, конечно, здорово. Но это для грандов, – соглашается Миодраг. – Меня же не смущает ранее использованное. Оно зеленое и ровное.

– Предыдущий этап подготовки «Москвы» оказался смазанным – международный турнир в ЮАР объявил себя банкротом, едва начавшись…

– Банкротство как явление – это ужасно. Но у нас в ЮАР все было не так драматично. Ну да, по слухам, кто-то из организаторов забрал все деньги и куда-то исчез. А еще автобус как-то раз за нами не приехал. Все это пустяки.

– Невзыскательный вы человек…

– Что правда, то правда. Надо искать в каждой истории что-то хорошее. Когда еще побываем в ЮАР? Да, дорога утомительная – 26 часов. Но в ЮАР так хорошо – сухо, 30 градусов, море, сафари… Два заключительных матча турнира отменять из-за банкротства не стали, но они носили неофициальный характер. Мы стали победителями, также неофициально, и получили в подарок деревянную статуэтку со слоном. По заверению местных жителей, слон принесет нам удачу.

– Сколько полагалось победителям?

– Около 30 тысяч долларов. Мы их, разумеется, не получили. И из-за денег не стоит расстраиваться. Мы ехали не за премиальными, а готовиться к сезону.

«БЛОХИНА СНИМАТЬ НЕ НАДО»

– В пересменок между сборами успели побывать в своем новом рабочем кабинете, посетить стадион имени Стрельцова?

– Не довелось. Не думаю, что Олег Блохин оставил мне в кабинете что-то интересное типа секундомера или свистка. Там наверняка пусто. По себе знаю: все свое забираешь с собой.

– В хозяйской раздевалке на Восточной к стенке крепко прибит портрет Блохина. Не в курсе, его уже сняли?

– Для меня Блохин – кумир юности. Я помню, как он блистательно играл. Я не против его портрета, даже за. Но пусть сотрудники клуба сами решат, как оформить интерьер.

– Блохин и Божович – диаметрально противоположные личности. От Олега Владимировича по отношению к журналистам часто исходил негатив, а то и хамство. Вы – чего уж там! – чертовски обаятельны.

– Я разное слышал о Блохине и, конечно, не стану это комментировать. Есть житейская теория: если тренер без уважения относится к болельщикам и журналистам, то они отплатят ему той же монетой. Я не собираюсь себе изменять. От своего лица предлагаю дружбу всем.

– Интересный факт: вы – самый высокий тренер в премьер-лиге.

– В этом нет никаких сомнений – 1 метр 95 сантиметров.

– На Восточной очень низкие потолки и дверные проходы.

– Мне говорили. Если даже стукнусь пару раз о косяк, вида не подам, улыбнусь.

«МЫ С ДМИТРИЕВЫМ ОБА «ВОЛОСАТЫЕ»

– Сколько москвичей в «Москве»?

– На одной из первых тренировок я спросил: «Ребята, кто родился в Москве?». Подняли руки четверо – Самедов, Набабкин, Ребко и Голышев. На мой взгляд, четверо местных игроков в команде – это очень мало. Тогда спрашиваю: «Почему вы называетесь «Москвой», не имея в составе москвичей?». Все от души посмеялись – видно, понравился вопрос. Было бы неплохо, чтобы в клубе с таким названием было больше местных. Но если качественных футболистов в столице не хватает, то выхода нет. Как и прежде, будем брать иногородних и легионеров.

– Беда «Москвы», мне кажется, не в происхождении кадров. Ваш клуб, говорят, стал раза в два беднее, чем тот же «Амкар».

– В российском чемпионате остались всего три-четыре команды, у которых нет проблем. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что у «Москвы» с деньгами не очень. Посмотрим, может, со временем нам увеличат бюджет.

– Вспомните: как президента «Амкара» Валерия Чупракова за глаза называют?

– Чупракионе. Почему на итальянский манер, не знаю.

– Кто он для «Амкара»?

– Царь и бог. Он сделал хороший клуб за несколько лет. Именно Чупраков помог мне проявить свои способности, за что ему большое спасибо.

– А Чупраков, кажется, вам не очень благодарен. Злится, когда вспоминает о вашем уходе.

– Я не думаю, что сейчас он злится. Прошло уже.

– С вашим новым руководителем Игорем Дмитриевым вы внешне похожи. Например, прической.

– Да, согласен! Мы оба волосатые. И легко находим общий язык. Как человек он мне нравится.

– Но он не может купить вам хороших игроков.

– Не думайте, что я от руководства клуба чего-то требую. Понимаю, какая ситуация с финансами. Я приехал из Перми не из-за денег. Если будешь трудолюбив и удачлив, то деньги к тебе обязательно придут. К тому же мне нравятся сложные ситуации. Адреналин в крови играет. Если вытаскиваешь команду из сложной ситуации – обязательно добьешься признания. В богатых клубах сложнее. Когда клуб при больших деньгах, даже болельщики судачат: мол, мы бы тренировали не хуже. И они в чем-то правы.

– Минус Кузьмин, минус Иванов. Вы хотели видеть их в команде?

– По ним поступили хорошие предложения. Кузьмину и Иванову в «Локомотиве» дали больше денег. Они в солидном возрасте, отказываться нельзя. Мне жалко, что они ушли, но это к лучшему для всех. Замену мы найдем. На сборах 27 человек, надо искать среди них. Я жду прорыва от многих. Самедов, Чеснаускис, Вукич, Шешуков, Епуряну... Тарасов, который присоединится к нам вскоре, талантливый футболист. Лопес подъедет, сейчас он по случаю рождения сына отъехал домой.

«ПРИЗ ЗА ТРЕНИРОВКУ – 12 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

– Кто заманил в «Москву» 19-летнего защитника Григалаву, который в кругу специалистов считается перспективным?

– Агент Деян Яксимович. Я не знаю, как удалось убедить Григалаву выбрать «Москву», а не «Спартак». Однозначно это талантливый игрок. Но ему еще придется доказать, что достоин основы. Григалава для нас вдвойне хорош, потому что у него российский паспорт.

– Кто станет капитаном «Москвы»?

– Мне нужны 5–6 человек на эту роль. Я серьезно. Хочу видеть компанию крепких мужиков, которые поведут команду вперед. Если вам нужна конкретная фамилия, то в принципе можно назвать Жевнова. Позднее я спрошу у ребят, кто достоин. Решим вместе.

– В разговорах с игроками с удивлением узнал, что на тренировках «Москвы» можно неплохо подзаработать. Объясните подробно: каким образом?

– У нас есть ряд упражнений. Попасть в кеглю мячом метров с 12, потом в перекладину ворот и так далее. Такие упражнения мы используем после выходных. Да, открыто признаюсь: тренировка идет на деньги. Победитель (тот, кто показал наибольшую точность) получает 12 тысяч рублей, за второе место полагается 10, за третье – 5. Каждый игрок, а их здесь 27, предварительно вносит тысячу. На последнем таком занятии победили Набабкин, Крунич и Голышев. Не подумайте, что у нас все на деньгах завязано. Но так интереснее.

– Вы чувствуете на себе взгляды с соседнего поля, где тренируется «Амкар»?

– Конечно, чувствую. Но сам туда не поглядываю – слишком занят. Пусть амкаровцы знают: именно они сделали из меня тренера.

– Во всех командах премьер-лиги заведено: за растяжкой игроков на ковриках следит тренер по физподготовке. А в «Москве» этим занят главный тренер!

– Мне что тактика, что коврики – хочу постоянно участвовать в процессе! Это называется жажда работы.

– Каков ваш досуг на сборах?

– Каждый день бегаю в интенсивном темпе в течение 35 минут. Преодолеваю четыре-пять километров.

«МНЕ БЛИЗОК ДУХ РАБОЧИХ ОКРАИН»

– Что знаете о корнях клуба?

– В прошлом клуб носил названия «Торпедо», «Торпедо-ЗИЛ», «Торпедо-Металлург». За него болел трудовой народ. На стадион приходили серьезные и ответственные ребята с автозавода… Вот обо мне говорят: Граф. Но дух рабочих окраин мне ближе аристократической философии. И игроки мне требуются такие же – с характером простых рабочих. Пока этот характер не сформирован.

– Какое прозвище у вашей команды?

– Это легкий вопрос – «горожане».

– Я об ироничном прозвище…

– А-а… «Кепки»! Это потому, что мэр Лужков любит этот головной убор. К лицу ли мне кепка? Не задумывался…

– Каламбур: «Москву» в Москве мало кто поддерживает.

– Я уже обратил внимание, что болельщиков у команды немного. Но эту ситуацию можно изменить за каких-то пару лет. Если есть характер и результат, то народ подтянется.

Новости. Футбол