ФУТБОЛ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Кризис. Он коснулся всех. Из-за него сократились бюджеты клубов, а то и сами клубы. И нас, болельщиков, он не обошел стороной. Кому-то минимизировали «бюджет», то бишь зарплату, кого-то просто сократили… Теперь больше поводов задуматься: а стоит ли идти на футбол, если на стадионе нам совсем не рады?

Что предлагается болельщику в обмен на 200 рублей – среднюю цену самого дешевого билета за ворота? Путь от метро (станции, вокзала) до стадиона с прохождением нескольких кордонов досмотрщиков, грязное пластмассовое кресло на трибуне и снег или дождь на голову – козырьками оборудованы далеко не все наши арены. Да и команды частенько могут «наградить» не самым приятным зрелищем. И костеришь себя, ожидая ухода с сектора, что не потратил эти 200–300 рублей на кресло в кинотеатре. Там, в отличие от стадиона, тепло и чисто…

Гендиректор «Динамо» Дмитрий Иванов в прошлом году на «Прямой линии» в «Советском спорте» отметил важную вещь, говоря о реконструкции нового стадиона для клуба: «На арене зрителям должно быть в первую очередь тепло (все-таки большинство матчей у нас проходит не в самую лучшую погоду. – Прим. ред.). Чтобы было где поесть, где посидеть, легко добраться до стадиона и уехать домой…».

Жаль, что в России о комфорте для зрителя начинают задумываться лишь сейчас. Например, в Дании, где промозглый дождь и ветер бывают не реже, чем в России, на стадионе скромного «Мидтьюлланда» сам видел, что под козырьком установлены электрообогреватели. Причем над всеми трибунами, а не только над VIP-ложей, как на «Локомотиве». Который при этом, кстати, остается одним из самых удобных стадионов в стране.

Однако, не располагая комфортными аренами, клубы не стремятся привлечь зрителя другими способами. Как удалось выяснить, почти во всех городах открытие чемпионата ограничится традиционным поднятием флага…

Жаль, но не все наши клубы хотят, чтобы зрителю было интересно. Вот на матчах «Зенита» и «Локо» можно услышать популярную музыку – ту, что крутят по радио и ТВ. А ведь кое-где из хрипящих динамиков в перерыве звучат затертые записи середины 90-х. У того же «Локо» или «Сатурна» есть талисманы, которые так нравятся детям. Но все это – исключение из правил. А ведь ребятишкам наверняка хочется пожать лапу белому мишке, как на хоккейном матче «Трактора» или, скажем, сфотографироваться с талисманом-лисенком на игре «Магнитки». В следующий раз уже сын или дочь поведет папу с мамой на хоккей. А что интересного приготовили для самых маленьких зрителей на футболе? Похоже, ничего.

Вот еще способ доставить удовольствие фанатам и объединить торсиду – обычная футболка. Руководство хоккейного «Динамо» из Риги раскошелилось на белые майки для своих болельщиков – и вид трибун на матче плей-офф с московскими одноклубниками оказался весьма и весьма впечатляющим. Почему же футбольные клубы, у которых бюджет будет повыше, чем у рижан, не планируют подарков для фанов?

А возьмите работу с болельщиками баскетбольного ЦСКА! Перед каждым поединком на паркете – лазерное шоу (может быть, его тоже использовать на вечерних футбольных матчах?), конкурсы для болельщиков. Давайте активнее применять этот опыт в перерывах футбольных матчей!

А еще в клубах подчеркивают, что доходы от продажи билетов, абонементов малы и почти не ощущаются в бюджете. Так, может, цены вообще сделать чисто символическими? А вот когда болельщикам не нужно будет по полчаса ждать выхода с сектора, когда кресло будет чистым, а стадион уютным (как «Локо», «Арена-Химки») – тогда и повышать стоимость билетов. И зарабатывать на зрителе, у которого отрицательные эмоции от похода на арену будет вызывать разве что поражение любимой команды.