«Ваш «Зенит» недооценил наших парней…»

ЕВРОКУБКИ На трибуне УДИНЕЗЕ - ЗЕНИТ АНДЖЕЛО ТАВАРИС. Моему собеседнику 69 лет. Он отменно говорит по-русски, страстно любит наш футбол, хотя и живет в маленьком провинциальном городке на севере Италии. Сейчас Анджело на заслуженной пенсии, а еще два г
news

ЕВРОКУБКИ
На трибуне

УДИНЕЗЕ - ЗЕНИТ

АНДЖЕЛО ТАВАРИС. Моему собеседнику 69 лет. Он отменно говорит по-русски, страстно любит наш футбол, хотя и живет в маленьком провинциальном городке на севере Италии. Сейчас Анджело на заслуженной пенсии, а еще два года назад он работал в Москве в очень престижном учреждении. И еще один штришок – в квартире у него огромная коллекция фотографий, где он заснят со спортивными знаменитостями. Большинство из них – советские футболисты…

Сейчас Таварис проживает в Гонарсе – маленьком пятитысячном городке недалеко от Удине – городке, который найдешь далеко не на каждой местной географической карте. А в недавнем прошлом он сорок лет, пусть и с перерывом, проработал в Москве в редком качестве метрдотеля (главного распорядителя) глав дипломатических миссий – сначала послов Австралии в СССР, а затем послов США в СССР и в России.

Анджело сам прилично в молодости играл в футбол и даже подавал определенные надежды в роли полузащитника, однако жизнь в итоге распорядилась им иначе. Попав в своем необычном качестве в Москву, болельщик «Интера» и поклонник «Удинезе» Анджело превратился в ценителя советского, а затем российского футбола. Благодаря своей элитарной работе Таварис получал доступ ко многим звездам нашего и иностранного футбола.

Но разговор мы начали, конечно, с недавнего матча «Зенита»…

«НИКАКОГО ПЕНАЛЬТИ В УДИНЕ НЕ БЫЛО!»

– Перед матчем в Удине вы сказали мне, что считаете явным фаворитом этой пары питерский «Зенит». Что вы теперь думаете по этому поводу?

– Думаю, что правильно сделал, что не стал добывать футболку Погребняка для молодого парня из нашего городка. Есть у нас такой Массимилиано Моретти, подающий надежды в футболе. Так вот ему очень нравится форма «Зенита», а из игроков – Павел Погребняк. Но елки-палки: как же Погребняк слабо сыграл в Удине! Черт возьми, ну кто же знал, что ваш «Зенит» проиграет нашему «Удинезе», да еще со счетом 0:2? Это вот мой сын Антонелло, который сейчас живет и работает в Москве, уверял меня, что «Удинезе» скоро приедет сыграть в Москву против ЦСКА, а я с ним спорил. Правда, пока никто из нас этот спор не выиграл, потому что впереди ответные матчи Кубка УЕФА, но теперь я могу и проиграть пари!

Я не верил, что «Зенит» вообще проиграет в Удине, а уж тем более с разницей в два мяча. По-моему, ваши ребята недооценили наших парней, и теперь им придется в домашнем матче выдумывать что-нибудь эдакое, чтобы пройти поймавших кураж игроков «Удинезе».

– Какой счет был бы, на ваш взгляд, приемлемым для «Зенита» в прошедшем матче?

– Думаю, что 0:0 вполне мог бы считаться справедливым результатом. Ну куда смотрел со своей скамейки Адвокат, почему он вовремя не заменил этого Ширла?! Ведь видно было, что Пепе в любой момент готов его оббежать, вот так и случилось. Ну а второй гол и вовсе придумал судья.

– В каком смысле?

– Да в том, что не было там никакого пенальти! У нас в Серии А в каждом туре таких эпизодов столько, что они не влезают в телевизор, а тут этот свистун взял и придумал нарушение правил. Да еще двоих ваших ребят предупредил, причем для Широкова желтая карточка превратилась в красную! Ничего себе, как этот испанец начудил!

– Постойте-постойте, вы же выдаете себя за поклонника «Удинезе», а волнуетесь так, словно болеете за «Зенит»!

– Нет, я не болею за «Зенит», мне за Россию в данном случае обидно!

«РОМАНЦЕВ – ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»

– А за кого вы болеете в России с тех пор, как появились в Москве в конце шестидесятых годов прошлого века?

– За «Спартак»!

– Это почему?

– Так уж сложилось. Хотя и киевское «Динамо» первой половины семидесятых годов мне очень нравилось.

– На фотографиях из вашего чудного альбома вы запечатлены с двумя бывшими и с нынешним тренером московского «Спартака». Каким образом судьба свела вас с Олегом Романцевым, Станиславом Черчесовым и Микаэлем Лаудрупом?

– Давайте уж по порядку. Романцев – это величина в вашем футболе, можно даже сказать, что целая планета. Я любил ходить в «Лужники» на домашние матчи его команды, будь то чемпионат страны или Лига чемпионов. Классный тренер! Жаль, что он как-то незаметно сошел со сцены, я даже потерял его из виду. Нет, мы не были близко знакомы, просто я всегда симпатизировал Романцеву. В силу благоприятных обстоятельств мне удавалось смотреть матчи «Спартака», да и многих других команд, прямо с кромки поля, так что я нередко переживал все события заодно с Романцевым. На той фотографии, которую вы видите, Романцев безо всякого снобизма согласился уделить мне немного времени. Я слышал, что про его непростой характер рассказывали всякое, но я при своих мимолетных встречах с ним никогда не испытывал никакого дискомфорта.

– С нынешним тренером «Спартака» датчанином Лаудрупом как вам удалось сфотографироваться? Он же в то время выступал за знаменитую «Барселону»…

– Да, и это фото тоже сделано, кажется, в «Лужниках». Лаудруп был тогда звездным игроком, а потому у меня были опасения, что он не захочет фотографироваться и будет вести себя заносчиво. Ничего подобного! Микаэль оказался очень приятным парнем. Я знаю, что сейчас ему непросто работать в «Спартаке», ведь у команды много проблем. Я симпатизирую Лаудрупу и хочу верить, что он справится с ними. «Спартак» должен быть в России лучшим. Да и в большую Европу пора бы возвращаться! Правда, вот Лаудруп проиграл осенью нашему «Удинезе» на своем поле, но это не так страшно: ведь «Удинезе»-то для меня тоже не чужая команда!

«НАДЕЮСЬ, ЧЕРЧЕСОВ ПОМНИТ СТАРИКА АНДЖЕЛО»

– Ну а со Станиславом Черчесовым что вас связывает?

– Это особый случай. Вот с ним у меня были приятельские, теплые отношения. Вернее, не у меня одного, а у нас с сыном. В моем итальянском доме на самом видном месте до сих пор висит картина, сделанная по мотивам снимка, на котором Станислав изображен с моим Антонелло. Мой сын очень прилично играл раньше на позиции вратаря на любительском уровне, так что для него личное знакомство с Черчесовым имело особое значение. Ну а на той фоторафии, где я изображен со Станиславом, мы с ним сняты в Тарасовке.

– Вы и туда имели доступ?

– Мы часто пересекались в «Лужниках», когда Черчесов сам еще играл за «Спартак». Подробностей я сейчас уже не помню, но как-то раз Станислав пригласил меня в Тарасовку. Как болельщику «Спартака», мне было бы непростительно упустить такой шанс посмотреть, где и как тренируется команда. Черчесов – классный мужик, настоящий боец по духу. Мне всегда было приятно с ним общаться, вот только я давненько его не видел. С удовольствием передал бы привет Станиславу через ваше издание. Надеюсь, он помнит про старика Анджело!

– Раз уж «Спартак» – ваша любимая российская команда, то назовите кого-нибудь из тех игроков, кто больше всех нравился вам в этом клубе.

– Ну, Черчесов само собой. Про него я уже сказал… Мне трудно выделить кого-то одного, ведь столько интересных и незаурядных футболистов через романцевский «Спартак» прошло! Цымбаларь, Карпин, Мостовой, Аленичев, Титов… Да всех разве упомнишь!

«ЯШИН И В АВСТРАЛИИ ЯШИН»

– Я смотрю, у вас неравнодушное отношение к нашим вратарям. Недаром, значит, фотографию с Львом Яшиным вы считаете одним из самых ценных экспонатов своей уникальной фотоколлекции…

– Что правда, то правда. Этому снимку лет сорок! А сделан он в посольстве Австралии в Москве.

– Это каким же боком наш Лев Иванович был связан со страной кенгуру?

– Дело в том, что в один прекрасный день Федерация футбола CCCP договорилась о том, что московское «Динамо» посетит Австралию. Ну а самым знаменитым представителем той команды считался как раз Лев Яшин, вот его и пригласили в московское посольство.

Один раз, по-моему, у нас в посольстве, где я тогда работал, был устроен прием в честь всей команды, а вот в другой раз пригласили одного Яшина. В тот раз я с ним и сфотографировался на память. А потом Яшин мне и свою открытку с дарственной надписью подарил. Она тоже до сих пор хранится в моем альбоме. Вот это был человечище! И я, и моя жена были знакомы также с супругой Льва – Валентиной. Это очень приятная женщина… А еще в том легендарном московском «Динамо» был такой суперигрок – Численко.

«ФАККЕТТИ СПЕЦИАЛЬНО ПРИЛЕТАЛ К ЧИСЛЕНКО»

– Вы с ним тоже были знакомы?

– Да. Вы бы знали, как вашего Численко ценили в Италии! Да тогда вообще считалось, что он способен по своему таланту играть за любую команду Серии А! Его уважали даже такие звезды, как наш великий защитник Джачинто Факкетти из «Интера».

Я вам расскажу об одном маленьком, но характерном случае. Однажды Факкетти специально прилетел в Москву, чтобы повидаться с Численко и подарить ему в знак уважения позолоченные часы. Сами понимаете, какой это был по тем временам подарок! Помню, мы отправились в ресторан «Арагви», который гремел на всю Москву. Нас было несколько человек вместе с Факкетти, и мы долго ждали Игоря. Он в итоге опоздал примерно на час и пришел, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Факкетти тогда очень расстроился, когда понял, что у Численко такие проблемы со здоровьем. Великий капитан «Интера» очень тепло и по-дружески относился к Игорю и искренне жалел, что у того не сложилась послефутбольная жизнь. К сожалению, сам Факкетти относительно недавно ушел из жизни, так что он больше не сможет посещать могилы Численко и Яшина, а раньше он регулярно это делал, когда оказывался по делам в Москве.

– С кем еще из великих игроков нашего прошлого сводила вас судьба?

– С великим советским хоккеистом Александром Якушевым, например. Однажды я оказался с ним в одной компании, и это опять же благодаря Факкетти. Якушев тогда, помнится, клюшку легенде «Интера» подарил. Численко тоже был с нами, у меня где-то и соответствующая фотография сохранилась, вот только ее качество оставляет желать лучшего.

– Какие-нибудь смешные истории с вами происходили, когда вы знакомились со звездами?

– М-мм… Пожалуй, вот что мне вспоминается. Дело было в Киеве, после матча «Динамо» Киев – «Фиорентина». Наутро мы с моим товарищем-итальянцем улетали обратно в Москву, а киевляне из сборной СССР летели, кажется, в Турцию на какой-то сбор или матч. Мы подошли в аэропорту познакомиться к Мунтяну и Бышовцу. Уж Бышовец-то тогда гремел на весь СССР, да и в Европе был известен! Так вот. Дело было часов в восемь утра. Мы направились к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение и сфотографироваться, а Мунтян с Бышовцем как закричат: «О, итальянцы, идите к нам!». Короче говоря, они повели нас в какой-то бар, где угощали коньяком. Коньяк – в восемь утра! Я думаю, что ни до, ни после того случая у меня такого опыта больше не было.

– Игроки сборной СССР тоже пили с вами коньяк в восемь утра перед вылетом в расположение своей команды?

– А вот на этот провокационный вопрос я вам отвечать не буду! Должны же у старика Анджело остаться хоть какие-то секреты!

Удине

КСТАТИ

В еврокубках наши клубы крайне неудачно выступают в Италии – из 19 поединков мы выиграли только самый первый: более 16 лет назад столичное «Динамо» в матче 1/16 финала Кубка УЕФА одолело «Торино» со счетом 2:1. С тех пор россияне добились лишь 5 ничьих, а в 10-ти из 19 матчей не смогли распечатать ворота хозяев поля.

Кубок УЕФА 2008/09

1/8 финала

Первый матч. 12 марта

Удинезе (Италия) – Зенит (Россия) – 2:0 (0:0)

Голы: Квальярелла, 85 – 1:0, Ди Натале, 90 – с пенальти – 2:0.

Удинезе: Ханданович, Сапата, Кода (Фелипе, 84), Домицци, Паскуале, Инлер (Ободо, 78), Д`Агостино, Асамоа, Пепе (Исла, 88), Квальярелла, Ди Натале.

Зенит: Малафеев, Анюков, Крижанац, Широков, Ширл, Тимощук, Денисов, Зырянов (Ионов, 86), Данни, Погребняк (Текке, 62), Хусти (Семшов, 62).

Предупреждения: Удинезе – Д`Агостино, 12, Инлер, 28, Кода, 36, Домицци, 88, Квальярелла, 90. Зенит – Широков, 25, Денисов, 71, Крижанац, 73, Анюков, 90, Тимощук, 90. Удаление: Зенит – Широков, 90 (2-я ж.к.).

Судья Э.Иуральде Гонсалес (Испания).

12 марта. Удине. Стадион «Фриули». 25 000 зрителей.

Ответный матч – 19 марта в Санкт-Петербурге.