Дикое поле

Увиденное в матче «Зенит» – «Сатурн» оставило впечатление нереальности происходящего. Зазеркалье. Пустой «Петровский», гимн «Зенита» прямо по ходу матча (команды первые минуты играли под музыку), блестящий комментарий коллеги Черданцева, который умышленн
news

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
2-Й ТУР. «ЗЕНИТ» – «САТУРН» – 2:1

Увиденное в матче «Зенит» – «Сатурн» оставило впечатление нереальности происходящего. Зазеркалье. Пустой «Петровский», гимн «Зенита» прямо по ходу матча (команды первые минуты играли под музыку), блестящий комментарий коллеги Черданцева, который умышленно говорил мало и позволял зрителям слышать все сказанное тренерами и игроками. Запомните этот день – 22 марта 2009 года впервые в истории премьер-лиги был сыгран матч без зрителей.

Конечно, я поддерживаю наш КДК. Считаю решение, принятое комитетом осенью прошлого года, абсолютно верным. Дальше так продолжаться не могло – и дело даже не в том, кого в ноябре 2008-го оскорбили на «Петровском». Количество выходок недорослей на трибунах переполнило чашу. Надо было что-то делать.

Члены КДК, знаю, выдержали зимой сильное давление со стороны общественности Петербурга и просто здорово, что своего решения не изменили. Матч проведен без зрителей.

Теперь надо задуматься о том, как жить дальше. Как сделать, чтобы обстановка на трибунах стала меняться, чтобы поле, наше общее поле российского футбола, перестало быть диким.

У меня три соображения на этот счет.

Первое. Не знаю, по каким причинам, но фамилии тех, кто малевал тот самый баннер «в честь» Льва Яшина, так и не названы. В том ли причина, что это оказались детки непростых родителей или просто нету такого закона, по которому их можно наказать, мне неведомо.

«Их имена установлены», — сказал в интервью «Советскому спорту» важный милицейский чин. «Их наказали по понятиям», — отметил на недавней встрече, посвященной проблемам безопасности, глава РФПЛ. «Они никогда больше не придут на «Петровский», — говорят в питерском фанатском движении.

Не верю. Мы знаем более десятка героических имен в фанатской среде – Комбат, Шляпа, Вичка, Каманча, Денски… А того, кто рисовал баннер в Питере, не знаем. Ну не чудно ли?

А ведь одна тайна тяинет за собой другую. Неизвестные подняли фашистский флаг в Ярославле, неизвестные нарисовали нацистский плакат в Самаре, потом был питерский баннер…

Безнаказанность рождает новое зло.

Второе. В прошлую среду, 18 марта, «Советский спорт» опубликовал интервью и.о. начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России Михаила Артамошкина. Речь шла о проекте закона, который регламентирует поведение зрителей и милиции на стадионах.

Конечно, можно дождаться выхода закона (по плану – 2010 год). Но уже сейчас клубам стоит задуматься о лояльности своей аудитории, об изменении ее ядра. Надо предложить ей не один лишь футбол. Надо создавать шоу, которое публика не захочет испортить. В России под организацией перфоманса в основном понимают баннеры (часто – огромнейших размеров, мешающих смотреть футбол целым секторам) и кричалки довольно обидного содержания. В лучшем случае – танцы чирлидеров или крики диджея.

Но ведь есть и другой перфоманс, дающий не агрессивную энергетику, а добрую.

Есть опыт Европы – в Амстердаме, к примеру, перед матчем «Аякса» и «Марселя» в Кубке УЕФА прямо на поле играл скрипач, который исполнил «Хор пленных иудеев» из оперы Джузеппе Верди «Набукко».

Есть наш опыт, внутрироссийский. Несколько лет назад на матче сборной гимн пела великолепная Любовь Казарновская и была принята на ура. Быть может, мы просто думаем о футбольной публике чуть хуже, чем она того заслуживает? А она откликается баннерами, погромами в Приэльбрусье и фашистскими плакатами?

Третье соображение.

Его непроизвольно сформулировала в ноябре прошлого года Валентина Тимофеевна Яшина. Вдова Льва Ивановича, когда к ней после печальной истории с баннером дозвонились корреспонденты «Советского спорта», сказала: «Ребята, не пишите ничего. Только раззадорите тех, кто это рисовал…»

Футбольное начальство перевело стрелки именно на этот путь, что, на мой взгляд, опасно. На матче за Суперкубок на армейской трибуне был вывешен оскорбительный баннер уже в адрес главы Минобороны. Официальный протокол этого не заметил, КДК инцидент не рассматривал. Его, получается, просто не было.

Какого калибра должен быть герой подметного баннера, чтобы назвали имена художников?

Новости. Футбол