Почему их не выкуривают? Безмолвный питерский матч вряд ли вразумил поджигателей

Я бы хотел высказаться на тему, которая не имеет прямого отношения к футболу. Но в отсутствие хитового матча во втором туре первенства, при будничности прочих впечатлений, она закономерно вышла на первый план. Я о матче без зрителей говорю.
news

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ
ИТОГИ 2-ГО ТУРА

Я бы хотел высказаться на тему, которая не имеет прямого отношения к футболу. Но в отсутствие хитового матча во втором туре первенства, при будничности прочих впечатлений, она закономерно вышла на первый план. Я о матче без зрителей говорю.

И ТУТ ПОШЕЛ ДЫМ

Знаете, я и сам всегда был сторонником той простой мысли, что без зрителей футбол теряет смысл. Я и сейчас думаю точно так же. Я тоже полагаю, что за поступок нескольких людей не должны отвечать тысячи. И я готов поучаствовать в придумывании десятка забавных сравнений, чему можно уподобить матч без болельщиков. Ну да, это как спектакль без зрителей. Или как любовь без женщины. Или как любовь без мужчины. Или как ботва без моркови. Достаточно?

Но расскажу вам о довольно неожиданном явлении в моей комментаторской практике (нужно всегда быть готовым к тому, что жизнь заставит тебя пересмотреть если не глобальные взгляды на нее, то, по крайней мере, отложить или, наоборот, ускорить важные поступки). Это случилось в прошлое воскресенье, когда мы с коллегой Розановым приехали на матч первого тура «Спартак» — «Зенит». Мы шли по прозрачным Лужникам, встречали знакомых, видели, как готовятся болеть болельщики, и не знаю уж, как коллега, а я думал: надо будет в репортаже поднять тему матча без зрителей.

И действительно: вот тут, по пути вокруг стадиона, сама эта идея, причем неважно, какими целями она была обусловлена, выглядела абсурдной.

Мы отработали дебют, команды забили по голу… Матч перевел дух, и, в общем, можно было бы затеять лирическое отступление. И тут с правой от нас трибуны пошел дым.

ВОБ, РФС И КОМПРОМИСС

Тут я прошу вас сразу не ругаться, если вдруг вы уже ругались по этому поводу. Прошу вас вернуться к началу этой заметки; я понимаю, что пронесли все это на трибуну всего лишь несколько человек. Но говорить об абсурдности матча без зрителей мне резко расхотелось. Потому что в голове осталась (и довольно быстро сползла на язык) другая мысль. Вот интересно, эти люди, которые заволокли дымом происходящее на поле вовсе не только для нас с коллегой Розановым, но и для всех, кто смотрел матч по Первому каналу, – вот они помнили, что через неделю их команде играть на пустом стадионе? Я даже вполне допускаю, что именно потому и бросили, чтобы, так сказать, наперед отомстить. Есть такая версия. Но это неважно.

Важно другое. Что же может заставить людей задуматься о том, что они творят?

Дубьем били – не помогало. Слава богу, прекратили. В любом случае надо было прекращать – даже если б помогало. Создали организацию болельщиков; правда, у нее с питерскими какие-то непростые взаимоотношения. Я тут на «Динамо» заезжал в эту субботу, поинтересовался у Каманчи, он же Александр Шпрыгин, – у руководителя этой болельщицкой организации, как он все это себе видит. Потому что из пресс-релиза о встрече лидеров ВОБ с футбольными боссами так и не понял, что же делать-то планируется. Шпрыгин рассказал, что у питерских нет организации единой, что клуб с ними не работает, что дома они как-то договорились не безобразничать (слово мое), а на выездах время от времени оттягиваются. И, в общем, нужно добиваться, чтобы клуб работал.

Я с этим совершенно согласен. Надо, чтобы клуб работал.

Но мне все же кажется, что этого недостаточно. Потому, что при посредничестве ВОБа у РФС с болельщиками достигнут своего рода компромисс: мы вас принимаем, как есть, вы принимаете наши правила. Это шаг вперед, безусловно.

Но вот скажите: если мы эту схему спроецируем, например, на правила дорожного движения… Если бы был такой компромисс, скажем, с обществом автомобилистов… Скажите, это отменяло бы необходимость иметь вдумчивую систему наказаний?

РАВНЕНИЕ НА АНГЛИЮ!

Что грозит человеку, который бросил файер на поле? Да ничего. Это от силы мелкое хулиганство. А это ведь неправильно. Его накажут, ну, может, несколько дней проведет он взаперти. И все! Ходи дальше на футбол, делай, чего хошь.

И ведь самое главное, что его еще на трибуне и не сыщешь. Не уличишь: вот ты, красавец, вот так ты хулиганишь, и вот за это тебе теперь полагается (думаете, я щас предложу год тюряги? Вот еще!) отныне во время матчей твоей команды приходить в отделение милиции и отмечаться. А не придешь – вот тогда…

Я на самом деле рад, что появился ВОБ. Мне не сильно нравится эта организация, но в любом случае хорошо, когда она есть – это добавляет ситуации ясности, ответственности. Мне нравится, что у болельщиков при ее посредничестве есть диалог с футбольными властями. И в этом диалоге есть достижения. Объективные.

Но мне непонятно бездействие наших законов и наших правоохранителей. Ведь наличие общего языка между ВОБом и РФС вовсе не отменяет того, что наряду с этим для защиты нашего футбола – как зрелища, а значит, и как бизнеса – должны быть законные механизмы. Собственно, в Англии, где когда-то футбольный хулиганизм победили, именно таким образом проблема была решена действительно навсегда.

Я бы не хотел узнавать, например, об авторе баннера про Яшина, что его отметелили и разбили физиономию. Я бы хотел знать просто, что он больше не придет на футбол.