Прежнюю сборную увидим в Хельсинки. Юрий Севидов размышляет о том, почему у команды Хиддинка возникли проблемы в Вадуце, и прогнозирует выход из этого тупика уже в июне

«Забили – и забыли» – таков, если оставить за скобками сетования болельщиков на невзрачную игру и огромный брак в передачах, вывод после игры в Лихтенштейне. С оговорками с ним согласен и наш обозреватель Юрий Севидов.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР ЧМ-2010
ГРУППА 4. ЛИХТЕНШТЕЙН – РОССИЯ – 0:1

«Забили – и забыли» – таков, если оставить за скобками сетования болельщиков на невзрачную игру и огромный брак в передачах, вывод после игры в Лихтенштейне. С оговорками с ним согласен и наш обозреватель Юрий Севидов.

ЛИХТЕНШТЕЙН, КАК И АЗЕРБАЙДЖАН, РОССИЯ ОБЫГРАЛА НА КЛАССЕ?

— Нет. Я уже говорил после матча с Азербайджаном, что о победах на классе нашей сборной и думать не стоит. Несмотря на великолепно проведенный чемпионат Европы, мы все же пока не можем говорить об огромном превосходстве в уровне мастерства даже над так называемыми «карликами». И этого нечего стыдиться – мы такие, какие есть!

Главная наша отрада и надежда – волевые качества, запредельная самоотдача, демонстрируя которую, мы в принципе можем обыграть любую сборную мира. Конечно, такой самоотдачи ни с Азербайджаном, ни с Лихтенштейном не было.

По уровню же игры, по физической готовности сборная вернулась в отборочный турнир к Евро-2008. И здесь ничего не попишешь – в технике игрокам команды уже не прибавить, а чтобы бегать быстрее, надо больше готовиться под руководством Хиддинка.

Исчезла «физика», но остались наработанные игровые связи. Впрочем, на фоне довольно невысокого, мягко говоря, темпа они не играют определяющей роли. Если нет «взрыва», если команда не бежит, пусть и за счет волевого усилия, то от игровых связей толку мало. Зато оборона и вратарь за две игры фактически не совершали ошибок, что позволило избежать позора в виде ничьих с не самыми сильными соперниками.

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ПЛОХО ИГРАЕМ С «КАРЛИКАМИ»?

Проще всего наговорить сборной обидных слов. Но не хочу этого делать. Покопайтесь в истории – у нас в российский период было не так уж и много матчей с «карликами», когда мы громили соперника, побеждая его, что называется, за явным преимуществом. Нет, чаще приходилось глотать валидол – наша команда с большущим трудом, при весьма посредственной игре, с множеством ошибок в обороне давала повод за себя поволноваться.

В чем здесь дело? Во-первых, в отсутствии этого самого класса – прежде всего, у атакующих игроков. Глупо говорить, что сейчас все научились играть в футбол и каждый может обыграть каждого. Нет, это не так! Каждый, даже «карлик», может не проиграть каждому – обороняться, а не атаковать, научились все. Это проще и более эффективно, чем что-то создавать у чужих ворот.

Во-вторых, и это куда важнее, наша команда выглядит тем лучше, чем сильнее соперник, чем больше она его боится. Тогда появляются злость, страсть, запредельная самоотдача, желание выпрыгнуть из трусов. Команда в таких матчах, даже опасаясь соперника, не зажимается, а выдает на-гора все свои лучшие качества. Очевидно, что сборная России поднялась не только в рейтинге ФИФА, но и в своих собственных глазах. Начала делить соперников на сильных и не очень. Лихтенштейн к сильным не относится. Его не боялись.

В-третьих, когда глазки лидеров (Аршавина, Павлюченко, Жиркова) уже не загораются от встречи с Лихтенштейном, стоило, возможно, пригласить новичков и дать им шанс – Глушакова, Бухарова. Несомненно, пригодился бы и Быстров… Настрой у них был бы совсем другой.

ОТЧЕГО СТОЛЬКО БРАКА В ПЕРЕДАЧАХ?

— Во-первых, в обилии неточных передач виноваты не столько те, кто их отдавал, сколько получатели пасов. Движение под пас было очень плохим, а в условиях скученности в центральной зоне и прессинга со стороны хозяев дающим было вдвойне сложно – передачи были все в борьбу.

Во-вторых, поле очень узкое. Зазоры между защитниками очень малы, для форвардов остается буквально маленькая щель, чтобы прорваться к воротам. В результате дающие передачи очень рискуют, стремясь обострить игру. Отсюда – брак.

Хиддинк совершенно правильно решил сделать наш фронт атаки максимально широким, но решение не сработало – слишком низкими были скорости.

ЗВОНОК ЧИТАТЕЛЯ

БРАК В ПЕРЕДАЧАХ У РОССИЯН – 18,6%

Вчера в редакции раздался звонок. Читатель Андрей Переверзев из Москвы, возмутившись качеством игры россиян, поинтересовался: не вели ли мы статистику передач сборной в поединке с Лихтенштейном – уж больно много комбинаций обрывалось у нас, что называется, «на самом интересном месте».

Такая статистика есть. И, судя по цифрам, все выглядит не так уж печально. В Вадуце подопечные Гуса Хиддинка сделали 601 передачу, и 489 из них оказались точными. Таким образом, процент брака невелик: всего 18,6 процента. Футболисты сборной Германии в поединке с Уэльсом ошибались примерно столько же – в 17,8 процента случаев.

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ НИЗКИХ СКОРОСТЕЙ?

— Команда попадает к Хиддинку на слишком уж малое время, Гус просто не успевает подготовить «тесто».

Но есть и другая, более глубокая причина. Она в нас самих, в нашем чемпионате. Помните, едва приехав в Россию и посетив парочку наших матчей, Гус сказал: так, как у вас, мол, в Европе играли 15 лет назад. А высказывания Игоря Акинфеева в ту пору, когда он залечивал травму, помните? Вратарь, наблюдая за играми с трибуны, восклицал: какой же медленный у нас футбол!

У нас, за исключением трех-четырех команд, этакий коллективный Лихтенштейн. Большинство команд играют от обороны – 6-7 человек, условно говоря, не покидают свою половину поля, целиком сосредоточась на защите. Поэтому противникам нет нужды играть быстро – зачем, если до чужой штрафной можно дойти пешком и без сопротивления. А у штрафной на первый план выходит не скорость, а техника.

Именно поэтому наша команда и не приучена играть в скоростной футбол. Взрывы, как на Евро в течение недели, когда команда обыграла греков, шведов и голландцев, случаются, но для этого команду нужно отдавать в руки Гуса на более длительный, чем неделя, срок.

С ЧЕМ СВЯЗАНА ЗАМЕНА СЕМАКА НА ТОРБИНСКОГО?

С желанием тренерского штаба нашей команды сыграть, во-первых, в атакующий футбол, и, во-вторых, с тактической задумкой действовать в три нападающих, растягивая оборону сопернику. Павлюченко вышел на позиции центрфорварда, Торбинский играл правого нападающего, Аршавин левого. Ход стопроцентно верный, ибо поле узкое, защитников много, по центру не пробиться. Остается полагаться либо на индивидуальное мастерство лидеров, либо на то, чтобы растащить оборону соперника.

Но Торбинский, который сменил в составе Семака, все-таки давно не играл на фланге. В «Локо» он действует все же в середине поля. По сути, Дмитрий смог проскочить по своему флангу лишь раз. Все остальное время – борьба, борьба, борьба… На этой позиции, возможно, был бы полезнее чисто фланговый игрок с высокой как стартовой, так и дистанционной скоростью.

Что касается появления на поле Семака, то и оно логично – Сергей игрок умный, дисциплинированный, который в концовке был очень полезен, умело варьируя темп игры, перекрывая зоны.

ЧЕМ ИГРА ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ МАТЧА С АЗЕРБАЙДЖАНОМ?

— Силой соперника. Я немного удивлен, но Лихтенштейн оказался сильнее Азербайджана. Он был быстрее, храбрее в единоборствах и сумел по ходу матча прибавить. В конце концов Лихтенштейн имел несколько неплохих моментов для взятия ворот. Да и бил по этим воротам почаще. Очевидно, что за пару последних отборочных циклов эта команда выросла в плане мастерства. Причем прибавила, что почти сенсация, и в атаке!

ИГРУ ОБРАЗЦА ЕВРО ТЕПЕРЬ УВИДИМ ТОЛЬКО В ЮАР?

С одной стороны, все говорит именно за это – сделать так, чтобы вся команда, или даже 11 человек основного состава, находились в оптимальном состоянии, смогли показать такие же высокие скорости, как прошлым летом, крайне сложно.

С другой стороны, я уже говорил, что наша команда выдает лучшую игру только в тех случаях, когда матч действительно что-то решает.

И в этом плане встреча с финнами в начале июня очень знаковая. Ведь если считать фаворитом нашей группы немцев, то игра в Хельсинки становится фактически решающей в борьбе за второе место. Если Россия победит, финиш отборочного турнира превращается лишь в борьбу за первое место, и развернется она между нами и немцами. Если же будет ничья или, упаси господь, поражение, то России предстоит крайне нервная концовка в борьбе за место в стыковом матче – о первой позиции в группе придется забыть.

В общем, матч многое решает, и, думается, это тот самый случай, когда нашей команде есть чего опасаться. Соперника, гнева болельщиков и гнева Хиддинка. Уверен, что в Финляндии в июне скорости будут совсем другие. И игра другая. Возможно, мы увидим, наконец, прежнюю сборную России, по которой все так соскучились.

НЕМЦЫ ПРОВЕЛИ ДВА ПОСЛЕДНИХ МАТЧА БОЛЕЕ УВЕРЕННО, ЧЕМ РОССИЯ?

— Безусловно. Германия очень уверенно разгромила Лихтенштейн дома, и счет 4:0 не отражает реального соотношения сил на поле. В Уэльсе немцам, конечно, повезло – во-первых, арбитр не дал явный пенальти за игру рукой у защитника гостей, во-вторых, очень помог команде Лева нелепый автогол.

Но при всем везении я должен отметить одну простую вещь. Слабость соперника ничуть не расслабляет немцев, а дисциплинирует, заставляя играть как можно сильнее. Проблемы, если и возникают, то очень редко.

У нас слабость соперника неизменно приводит к расслабленности, и трудности эти появляются в каждом матче. И вот над этим надо работать.

ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД

 
И
В
Н
П
М
О

1

ГЕРМАНИЯ

6

5

1

0

18-4

16

2

Россия

5

4

0

1

9-3

12

3

Финляндия

4

2

1

1

6-6

7

4

Уэльс

6

2

0

4

4-7

6

5

Азербайджан

4

0

1

3

0-4

1

6

Лихтенштейн

5

0

1

4

0-13

1

Следующие матчи: 6 июня. Азербайджан – Уэльс, Финляндия – Лихтенштейн. 10 июня. Финляндия – РОССИЯ.