Владикавказская кухня

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН «АЛАНИЯ». Предвкушая, возможно, самый интересный турнир первого дивизиона за последние годы, корреспондент «ССФ» отправился встречать его старт во Владикавказ, чтобы оценить на месте, как проходит процесс возрождения когда-то грозной «Ал
news

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

«АЛАНИЯ». Предвкушая, возможно, самый интересный турнир первого дивизиона за последние годы, корреспондент «ССФ» отправился встречать его старт во Владикавказ, чтобы оценить на месте, как проходит процесс возрождения когда-то грозной «Алании». Она в этом сезоне – впервые после изгнания во второй дивизион – всерьез нацелилась на возвращение в премьер-лигу.

Главная достопримечательность, с которой первым делом знакомит приезжих любой осетинский таксист – снежная шапка горы Казбек. Мой водитель по дороге из владикавказского аэропорта в гостиницу не ограничился сообщением общих сведений и приоткрыл некоторые тайны советского табачного производства.

– Вот, смотри, – показали мне вытащенную из бардачка картонку, которая оказалась пачкой из-под папирос «Казбек». – Храню до сих пор для памяти: это же был символ целой эпохи! Посмотри в окно: видишь, у настоящего Казбека другие контуры. А тут Джигит гарцует на фоне Эльбруса. Но по приказу Сталина название папирос поменяли с «Эльбруса» на «Казбек».

Если изобразить в графическом виде жизнедеятельность «Алании» в российский период отечественного футбола, как раз получится почти точная копия рисунка с пачки «Казбека». Планомерный подъем в начале 90-х, закончившийся чемпионством в 1995-м, потом небольшой спуск и несколько лет возле вершины, а с начала нового века – почти свободное падение, обернувшееся в 2005-м вылетом из премьер-лиги, юридической смертью клуба и переводом во второй дивизион. Сейчас – новое восхождение. До вершины еще далеко: пока даже из первого дивизиона выбраться не получается. И хотя такая цель ставится перед «Аланией» третий год подряд, только в этом сезоне за словами о задаче вернуться в премьер-лигу скрывается не банальная необходимость хотя бы на словах соответствовать известному бренду, а реальные амбиции, уже подкрепленные конкретными поступками.

Во Владикавказе шутят, что многие соперники по первому дивизиону заранее отправили «Аланию» в премьер-лигу, лишь узнав, в каких местах команда проводила предсезонные сборы. Когда иные участники турнира с трудом находили деньги на поездку в Турцию, красно-желтые за зиму дважды слетали на Кипр и еще один сбор провели в Испании. На трансферном рынке боссы клуба тоже не были замечены в скопидомстве. Подписав восьмерых новичков, управлять, по сути, новой командой руководство «Алании» выписало из Москвы тренера Валерия Петракова.

ВАЛЕРИЙ ПЕТРАКОВ: «НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ БОЛТОВНИ!»

Еще лет пять назад знатный бомбардир «Торпедо» первой половины 80-х и большой друг Валерия Газзаева считался одним из самых перспективных отечественных специалистов. Но скандальные уходы из «Москвы» и «Ростова» изрядно подпортили репутацию Петракова. Да и второе пришествие в почти родную «Томь», которую тренер в свое время подготовил для прорыва в премьер-лигу, получилось неудачным – в конце мая прошлого года, когда команда шла на одиннадцатом месте, Петраков получил в клубе расчет.

– Летом ездил на отдых в Испанию и там по телевизору смотрел почти все матчи чемпионата Европы, подмечал для себя какие-то интересные моменты. Потом отдыхал в Подмосковье, – рассказывает тренер, как он заполнил полугодовую паузу в своей карьере. – Предложения из клубов поступали постоянно. Звали из «Луча», из «Шинника», но далеко ехать не хотелось, так же как и не было никакого желания идти в команду, не ставящую перед собой серьезных задач. Какое-то время основным вариантом были «Химки». Мы договорились с руководителями клуба, что созвонимся после окончания чемпионата. Но мне так никто и не позвонил, а сам я навязываться не стал.

И тогда дал согласие на предложение «Алании». Меня, кстати, уже звали во Владикавказ в 2005-м, но я решил вернуться в Томск, чтобы работать в премьер-лиге. Сейчас с премьер-лигой не сложилось, но не вижу ничего страшного и в первом дивизионе. За шесть лет, которые прошли с того момента, когда я работал здесь с «Томью», многое поменялось в лучшую сторону. Раньше кучу сил отнимали всякие организационные моменты: ужасные автобусы, плохие гостиницы, перелеты на рейсовых самолетах. Сейчас все это на уровне. К тому же очень надеюсь, что в следующем году мы будем играть уже в премьер-лиге.

Замечу, чтобы поговорить с главным тренером «Алании», мне пришлось обращаться за помощью к генеральному директору красно-желтых Хасану Джиоеву, который лично позвонил Петракову и затем передал трубку корреспонденту «ССФ». До этого наставник несколько дней подряд, несмотря на предварительную договоренность, не отвечал на телефонные звонки, а на просьбу о встрече через третьих лиц передавал, «что сейчас не время для болтовни». Более того, запрещал общаться с журналистами и своим игрокам!

НА УСЛОВИЯХ АНОНИМНОСТИ

Конечно, оценивая перспективы союза «Алания» – Петраков, не стоит выносить на первый план весьма своеобразные представления тренера о принципах работы с прессой: гораздо важнее, как он будет общаться с командой. Тем более что все до сих пор помнят откровенное интервью, которое во время прошлогодних предсезонных сборов на условиях анонимности дал один из футболистов «Томи»: про то, как Петраков постоянно оскорбляет своих подопечных, разговаривает только матом и увлекается горячительными напитками.

Зная, как трепетно Валерий Юрьевич относится ко всему, что говорится о нем в прессе (особенно собственными игроками), футболисты «Алании» соглашались поговорить о тренере на тех же условиях анонимности. Но никаких сенсационных признаний я не услышал.

– Петраков – нормальный мужик, – сказал один из игроков. – Когда надо – «напихает», когда надо – похвалит. Он требовательный, строгий, но зато всегда все говорит прямо и честно.

– Много матом ругается? – переспросил другой футболист, когда я напомнил ему о высказываниях томского анонима. – Да я бы не сказал. Не больше, чем наши предыдущие тренеры. Вообще сейчас в команде хорошая атмосфера и чувствуется, что всем ребятам очень хочется решить поставленную задачу.

При Петракове, надеются во Владикавказе, вряд ли повторится история двух предыдущих сезонов, когда с «Аланией» работал местный тренер Станислав Цховребов и команда очень часто теряла очки дома в матчах с середняками и аутсайдерами, просто потому что выходила на игры расхлябанной. Кажется, и сами игроки, наконец, действительно заразились идеей выхода в премьер-лигу, да и для Петракова наступил, возможно, ключевой момент в карьере. Если после неудач с «Ростовом» и «Томью» у него не получится и с «Аланией», то о тренере с такой фамилией приличные клубы могут просто забыть.

ИНАЛ ДЖИОЕВ: «БОЛЬНО, ЧТО ОСЕТИЯ СЕГОДНЯ НЕ ЖИВЕТ ФУТБОЛОМ»

Перед тем как отправиться на матч-открытие сезона – «Алания» в первом туре принимала астраханский «Волгарь–Газпром-2» – я позвонил одной из живых легенд осетинского футбола – капитану золотого «Спартака-Алании»-95 Иналу Джиоеву. Попросил поделиться предстартовыми ожиданиями.

– В этом году должны биться за выход в премьер-лигу, но только через месяц-два после начала чемпионата станет понятно, готова ли «Алания» к этому, – отметил аксакал. – Состав у нас сейчас самый сильный за последние годы. Но я вспоминаю свою команду: в 96-м и 97-м подбор игроков у нас был не слабее, чем в 95-м, но еще раз взять чемпионство мы не смогли. Потому что была проблема: слишком много звезд и совсем мало людей, готовых по-настоящему пахать. Надеюсь, в этой команде такой проблемы нет.

И еще вот что хочу отметить. В мое время почти все в «Алании» держалось на одном человеке – Валерии Георгиевиче Газзаеве. Когда он ушел, клуб посыпался. Стали приходить совершенно непонятные люди, чьи-то ставленники, которые просто не понимали, что такое футбол: вообще есть его надо или пить? Обидно, что, когда можно было построить что-то серьезное, ничего не делали. А сейчас, когда денег нет, вдруг зашевелились…

– Сами на стадион сегодня пойдете?

– Нет. Я сейчас работаю начальником отдела таможенной службы, и по времени, бывает, не получается выбираться на матчи. Но я не знаю никого другого, кто бы так всей душой переживал за «Аланию», как я! Знаете, у меня дома до сих пор хранится газета 95-го года, где фотография с нашего последнего матча сезона против «КАМАЗа». Мы уже тогда стали чемпионами, с турнирной точки зрения игра ничего не решала. Но на стадион пришли 50 тысяч человек: на 12 тысяч больше, чем он тогда официально вмещал! Все ступеньки были заняты. В конце игры болельщики зажгли на трибунах газеты – файеров тогда еще не было – и это была невероятная картина! Та фотография для меня даже больше значит, чем сама золотая медаль. Тогда вся Осетия жила футболом! Сейчас, увы, я такого сказать не могу. И от этого очень больно…

«ВПЕРЕД, КАВКАЗ!»

Несмотря на дождь и начинающуюся в то же самое время встречу сборных России и Азербайджана, первый домашний матч «Алании» собирает семнадцать с половиной тысяч зрителей. Перед началом игры заехавший на несколько дней домой Валерий Газзаев сообщает в микрофон собравшейся публике, «что этот сезон может стать для «Алании» историческим».

По первому тайму, впрочем, очень трудно поверить, что одна из находящихся на поле команд ставит перед собой задачу повышения в классе. Только после перерыва за все отрицательные эмоции будет выплачена компенсация: красно-желтые забивают три гола, причем отличаются исключительно воспитанники осетинского футбола – Амзор Айларов, Джамбулад Базаев и Тамерлан Варзиев.

Три дня спустя к «Алании» приезжает «Анжи». Матч двух претендентов на выход в премьер-лигу вызывает во Владикавказе еще больший интерес, чем стартовая игра сезона. Газеты накануне матча обещали на стадионе около 25 тысяч зрителей. В итоге пришли 19,5 тысяч – все равно очень серьезная цифра, значительно превосходящая среднестатистическую посещаемость даже в премьер-лиге.

Кавказское дерби удивило единством болельщиков – по ходу матча оба фан-сектора несколько раз устраивали перекличку «Вперед, Кавказ!», а на трибуне махачкалинцев висел баннер с изображением флагов двух республик и подписью «Братство навеки»; впечатлило страстями – 10 желтых карточек за 90 минут и кинутая с трибуны после первого тайма в судью Гвардиса полуторалитровая бутылка (в последний момент снятая с головы арбитра расторопным ОМОНовцем); огорчило количеством опасных моментов – у «Алании» их было всего два за матч, а у «Анжи» вообще полмомента, зато реализованных – Сердюков во втором тайме забил совершенно сумасшедший гол дальним ударом в «девятку».

Толпа расходилась со стадиона, так и не получив ответа на вопрос, можно ли в этом году ждать от «Алании» качественного прорыва, а местные репортеры окончательно убедились, как тяжело им будет работать с Валерием Петраковым. Тренер зашел в зал для пресс-конференций уже довольно раздраженным, остался недоволен формулировкой вопросов и порой с таким лицом смотрел на собравшихся, что становилось страшно – не обладает ли Валерий Юрьевич способностями василиска, убивающего лишь одним своим взглядом.

Корреспонденту «ССФ» и то было радостью, что на следующий день Петраков все же дал добро на общение с игроками…

ИБРАГИМ ГНАНУ: «В МОЛДАВИИ НА МЕНЯ НАПАДАЛИ С АРМАТУРОЙ»

В обширном списке зимних покупок «Алании» – сплошь знакомые фамилии: Томашек, Дмитрий Годунок, Александр Яркин, Сергей Штанюк, Никола Валентич, Виталий Чочиев, Захар Дубенский. Единственное новое имя – защитник Ибрагим Гнану. Не просто очередной африканец, заброшенный нелегкой судьбой на бескрайние российские просторы, а первый легионер из Буркина-Фасо в истории отечественного футбола. «Алании» его порекомендовал один из молдавских агентов, сотрудничающих с клубом.

– До «Алании» вы уже выступали в Европе за «Шериф» и «Мидтьюл-ланд». Как вас вообще угораздило попасть в Молдавию из Буркина-Фасо? – спрашиваю Гнану, который приехал на интервью вместе с переводчиком: африканец немного понимает по-русски, чуть-чуть говорит по-английски, но его основной язык – французский.

На родине я выступал за сильнейший клуб страны – «Асву». В защите играл в паре с футболистом из Нигера, к которому однажды приехал менеджер-тоголезец. Посмотрев пару наших матчей, он обратил внимание и на меня. Предложил сотрудничать – я согласился. Этот менеджер и нашел вариант с «Шерифом».

Боюсь даже представить, какой культурный шок испытывает человек, родившийся и проведший всю юность в Буркина-Фасо и вдруг переезжающий в Молдавию!

Мне действительно было очень непросто. На родине мы обычно тренировались один-два раза в день. В «Шерифе» всегда занимались в двухразовом режиме, на сборах вообще доходило до четырех занятий в сутки! Причем на протяжении всего года хотя бы одна тренировка в день была посвящена физической подготовке. Знали бы вы, как я там набегался!

В Молдавии была еще одна проблема. Не все игроки «Шерифа» хорошо относились к темнокожим легионерам. Хотя в команде было пять человек из Буркина-Фасо, двое из Того, двое из Нигера и еще один бразилец. Уже на первой неделе я крепко повздорил с одним игроком на этой почве.

В городе мы тоже чувствовали себя не слишком комфортно. Однажды на меня с другом даже напали на улице. Мы просто стояли и разговаривали, как сзади на нас наскочили шесть местных жителей, причем у одного из них в руке была арматура. Это были никакие не скинхеды – обычные взрослые мужчины. Повезло, что друг увидел их, и я успел пригнуться, как раз когда на меня замахивались этой железякой. В итоге только чуть-чуть оцарапало руку. Мы с другом подняли арматуру с асфальта и смогли защитить себя.

Был еще один неприятный случай. Я стоял возле банка, хотел отправить деньги, а в это время мимо проезжала BMW, и оттуда мне показали средний палец…

– В датском «Мидтьюлланде», выкупившем ваш трансфер у «Шерифа», наверное, было получше во всех отношениях?

Да, там все организовано на очень профессиональном уровне. Команда была как большая семья. Правда, когда оттуда ушел тренер, который меня пригласил, начались проблемы. С новым тренером у нас отношения не сложились. Он не видел мне места в стартовом составе и даже не здоровался со мной, когда я тянул ему руку. Поэтому я решил, что надо уходить. Сначала поехал в австрийский «Капфенберг». Но когда приехал туда, понял, что это команда слишком низкого уровня для меня. А присоединившись на сборах к «Алании», сразу увидел, что в этом клубе я смогу вырасти как футболист, и подписал контракт. К тому же здесь хороший коллектив, игроки общаются друг с другом гораздо теплее, чем в «Шерифе». Я немного выучил русский язык в Молдавии, и сейчас мне эти знания очень пригодились – стараюсь разговаривать со всеми ребятами. Плюс очень хорошо, что у меня все-таки есть переводчик: с ним проще понимать указания тренера.

НЕ БЕЗ ПОМОЩИ ГАЗЗАЕВА

К сожалению, еще двое «новичков» «Алании», с которыми у меня были планы пообщаться, отказались давать интервью. Сын Валерия Газзаева Владимир, закончивший недавно учебу в ВШТ и ассистирующий теперь Валерию Петракову, и новый спортивный директор клуба Александр Стельмах, все годы работы Газзаева-старшего в ЦСКА трудившийся там начальником команды, попросили дать им немного времени, чтобы вжиться в новые роли. Пришлось за всех отдуваться коммуникабельному генеральному директору «Алании» Хасану Джиоеву, который рассказал о настоящем и будущем клуба, вступившего в эпоху ренессанса.

– Когда «Аланию» в 2006 году перевели во второй дивизион, был ли сразу принят какой-то долгосрочный план по возрождению клуба?

– Конечно. Мы поставили задачу вернуться в премьер-лигу за два года. В первый дивизион вышли сразу же, за один сезон, а вот дальше немного не рассчитали свои силы. Думали, сразу пройдем, но оказалось, что здесь очень много хороших команд, и не мы одни ставим перед собой серьезные задачи. Плюс у команды начался спад. Оба сезона было очень много травмированных игроков, часто футболисты пропускали матчи из-за дисквалификаций, а скамейка была короткая. В итоге задержались в первом дивизионе уже на третий год. Надеемся, впрочем, что этот сезон – последний.

– Минувшей зимой пресса кого только не сватала на должность главного тренера «Алании»: Петржелу, Тетрадзе, Черчесова... С кем из них действительно велись переговоры?

Когда стало известно, что есть возможность пригласить сюда Петракова, мы сразу остановились на его кандидатуре и с другими тренерами даже не разговаривали.

– И Валерия Газзаева тоже не пробовали уговорить вернуться?

– Где бы Валерий Георгиевич ни работал после «Алании», он всегда очень переживал за наши результаты, находился в постоянном контакте, звонил, советовал, помогал, как мог. Те же Стельмах и Петраков пришли в клуб не без помощи Газзаева.

– Кажется, «Алания» провела зимой самую мощную трансферную кампанию в первом дивизионе…

– Не хочу сравнивать нас с другими клубами. Главное, что почти все трансферные пожелания тренера были выполнены. Проблема осталась только в центре полузащиты. Нам нужен хороший опорный хавбек. Летом закроем эту позицию.

– Сейчас в заявке команды обычно набирается пять-шесть воспитанников осетинского футбола. Вам не кажется, что это мало для региона, который всегда славился своими талантами?

Естественно, мы хотим, чтобы своих ребят в команде было больше. У нас сейчас работают две школы: «Спартак» и «Юность». На КФК заявим «Аланию-2» – фактически это наш дубль, там много талантливых ребят играет. Валерий Юрьевич обязательно будет ходить на их матчи. Но уже сейчас в основном составе команды есть молодежь, на которую мы возлагаем большие надежды: тот же вратарь Давид Гиголаев или полузащитник Шота Бибилов – очень способные мальчики.

– Какой бюджет у «Алании» на данный момент?

Бюджет утвержден в том же размере, что и в прошлом году. И это уже хорошо, потому что кризис серьезно задел наш регион. Мы очень рассчитываем на помощь частных инвесторов, ведем переговоры с различными людьми… Конечно, если выйдем в премьер-лигу, вкладывать деньги в «Аланию» спонсоры будут с большей охотой. Пока же почти полностью живем на деньги, которые выделяются из республиканского бюджета – это 200 миллионов рублей. Те же 15 миллионов долларов – бюджет, объявленный руководителями «Анжи» – для нас пока недостижимая планка.

– Стартом в чемпионате, надо думать, не очень довольны. Уже во втором туре проиграли дома, возможно, главному конкуренту.

Я был на всех сборах и могу сказать, что там «Алания» выглядела намного сильней, чем пока в чемпионате. Но первые игры часто получаются скомканными. Теперь нам предстоит выезд по маршруту Набережные Челны – Нижний Новгород, и я думаю, уже там все изменится.

А пока хочу заметить, что в матче с «Анжи» для меня были важны не только цифры на табло, но и сколько людей пришло на стадион. Если даже в первом дивизионе мы смогли собрать почти 20 тысяч человек, значит, болельщики снова поверили в «Аланию»! Нельзя их сейчас обмануть…

Владикавказ
Новости. Футбол