«В «Сибири» называют Брюсом Ли»

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН ДЕНИС ЛАКТИОНОВ. В декабре 2007-го из Южной Кореи, где отыграл дюжину лет, устроил быт, получил тамошнее гражданство и фамилию, он вернулся в родной Новосибирск – выводить «Сибирь» в премьер-лигу…
news

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ДЕНИС ЛАКТИОНОВ. В декабре 2007-го из Южной Кореи, где отыграл дюжину лет, устроил быт, получил тамошнее гражданство и фамилию, он вернулся в родной Новосибирск – выводить «Сибирь» в премьер-лигу…

На деле, как это часто бывает, получилось иначе – «Сибирь» никуда не вышла, Лактионов лишился контракта, после четырехмесячного простоя заключил новый, при этом оставшись в команде… корейцем.

Накануне исторического для «Сибири» противостояния с «Рубином» в Кубке страны экс-полузащитник сборной России поведал корреспонденту «ССФ» о трудностях реакклиматизации, удивил по-восточному философским подходом к жизни и признался, что все еще делает выбор между двумя паспортами.

«И ДЛЯ ЖЕНЫ – СОН НАМ»

– Начнем, если не возражаете, с парадоксальной темы вашего статуса: коренной сибиряк Денис Лактионов – в России легионер…

– Не знаю, может, для кого-то это и странно, и парадоксально даже, но я уже шесть лет, как гражданин Кореи, и давно свыкся со своим положением. Обстоятельства так сложились (отношения стран не предполагают двойного подданства), что мне в свое время пришлось отказаться от российского паспорта. Конечно, пойти на такой шаг было непросто. Желания не было никакого, кошки на душе скребли. Много часов провел в раздумьях. Принять окончательное решение помог тот факт, что свою дальнейшую жизнь я связывал с Кореей, хотел там остаться после окончания карьеры футболиста, не предполагая, что когда-нибудь вернусь в Россию…

Но вернулись…

– Потянуло. Ностальгия. Родители, брат, сестра, племянники – все здесь. Очень захотелось к ним, домой. Вспомнить жизнь российского человека, что это такое. Даже тот момент, что придется менять высшую лигу Кореи на первый российский дивизион – не пугал. Хотя по уровню организации это, конечно, – небо и земля. Даже сравнивать нечего.

Раз уж в заявке «Сибири» числитесь как легионер, могли бы и под своей корейской фамилией выступать – Ли Сон Нам (Лактионов взял ее в честь клуба «Соннам Ильва Чунма», за который выступал с 2003-го по 2005 годы. – Прим.авт.). Сами ведь как-то признавались: «Я уже и для себя – Сон Нам, и для жены – Сон Нам»…

– Это в Корее было – в России я Денис Лактионов. Никогда не забывал об этом, отвыкать от имени даже не думал и вариант выступать за «Сибирь» под корейской фамилией не рассматривал.

Мистер Ли – так вас в Новосибирске кто-нибудь называет?

– Ребята в команде, бывает, подшучивают. «Наш Брюс Ли», говорят.

Вообще много проблем – с корейским паспортом в России жить?

– Проблем нет, есть определенные сложности, и то связанные не с бытовыми моментами, а с работой. По ходу сезона все нормально, но, скажем, зимой, когда команда собирается на сборы за границу – чтобы получить визу, приходится мотаться из одного конца города в другой, кучу бумажек собирать, оформлять документы... Знаете, как это у нас, в России, делается. Накладно – отнимает массу времени и сил.

«У нас, в России»?

– Так корейский паспорт не мешает мне помнить, откуда я родом и где мои корни! В душе я – русский, и в семье у нас никто больше корейского гражданства не получал. Ни жена, ни дети. У меня же, повторюсь, на то были веские причины. Одна из которых – не хотелось в Корее легионером быть.

Вы им в России стали... Руководство «Сибири» наверняка обращалось с предложением – помочь гражданство вернуть? Все-таки в первом дивизионе лимит строгий – три легионера на поле. А в команде и без корейца Лактионова четверо варягов.

– Да, в начале прошлого года были такие разговоры, но я сразу сказал – о возвращении российского паспорта пока не думаю. Руководство не настаивало, и больше мы этой темы не касались.

Хотя с переездом в Новосибирск, что скрывать, мысли появились – не получить ли обратно корочку с двуглавым орлом? Пока у меня вид на жительство, а там – поживем, увидим…

РАЗОРВАННЫЙ КОНТРАКТ

И все-таки, корейский паспорт мешает в «Сибири» раскрыться?

– Вы о лимите? Мне он нисколько не мешает. Все ведь от футболиста зависит. Готов – играешь, не готов – сидишь в запасе, готовишься.

Переиначу вопрос. Когда в «Сибирь» шли, о лимите знали? Или получили какие-то гарантии, что будете играть?

– Гарантий не было. Ехал, чтобы помочь. Согласен был и на «лавке» посидеть ради общего успеха.

Выхода в премьер-лигу?

– Да, такая задача стояла перед «Сибирью» в прошлом году.

И почему не удалось решить?

– Все вместе сошлось. Главное – психологически команда надломилась. А тут еще, как начали терять позиции, да финансовый кризис грянул, руководство задачу сняло. Можно сказать, сезон просто доигрывали. Настроя не было. В Кубке такие команды проходили – «Зенит», «Крылья Советов», а в чемпионате проигрывали середнякам. Стабильности не хватало. Может, потому что поддержки не было. Не было единого кулака, сплоченности. Команда сама по себе, руководство само по себе.

– Ваша статистика в прошлом сезоне – 18 матчей за «Сибирь», причем считаное число в «основе». Не такого возвращения ждали?

– Считаю, что для меня это был хороший сезон. Я получил огромное удовольствие, колоссальный опыт, познакомился с отличными людьми…

– Стоп-стоп-стоп. Хороший сезон? Это притом, что вас фактически выгнали из команды?!

– Так сложились обстоятельства – в августе мы вынуждены были разорвать контракт. Но на мою оценку это никак не влияет – год получился удачным. Убежден в этом.

– Команда не вышла в премьер-лигу, вы остались без работы… Другие в такой ситуации в депрессию впадают, а Лактионов твердит – удачный год!

– А почему он не может быть удачным? Я вернулся в родной город, воплотил в жизнь мечту… Депрессия? Я стараюсь никогда не опускать руки. Все, что от меня требовалось в «Сибири», я делал. Когда разорвали контракт, знал – есть семья, которая всегда и во всем поддержит.

Какой бы сложной ситуация ни была, всегда нужно искать положительные моменты. Жизнь-то продолжается. Да, остался без работы. Зато эти несколько месяцев дали мне возможность наверстать упущенное за годы футбола. Провел время с женой, с детьми. Съездили в Китай – на остров Хайнань, в Корею, отдохнули…

– Чтобы семью обеспечивать – нужны деньги, зарплата, а вас этого лишили…

– Ну, на то я и мужчина, чтобы найти возможность заработать. Сделать так, чтобы семья себе ни в чем не отказывала.

– И все-таки хочется понять, чье это было решение, что вы «Сибири» больше не нужны?

– Придерживаюсь официальной версии: «Решение было принято по взаимному согласию сторон».

То есть вы сами хотели уйти?

– Инициатива исходила не от меня. Просто вызвали в клуб, где мы душевно пообщались, и, пожелав друг другу удачи, пришли к общему мнению, что нам нужно расстаться.

Неожиданностью стало?

– Я стараюсь быть ко всему готовым. Знаю, что в этой жизни ничему удивляться не стоит.

Есть версия, что у вас с Обориным отношения не сложились, и это стало причиной отставки…

– Нет, в той истории он большой роли не играл.

А если предположу, что травмы помешали в «Сибири» раскрыться? Ведь одна за другой шли…

– И на травмы пенять не стану. В футболе от этого никто не застрахован.

Поразительная выдержка! Вас Корея такому смирению научила? Ни на кого не обижаться, тяготы жизни с достоинством принимать?

– Повторюсь, во всем нужно искать лучшее. Я до сих пор играю перед новосибирскими болельщиками, семья рядом, в доме достаток... Разве можно желать большего? Конечно, что-то могло сложиться по-другому, но не всегда получается так, как мы этого хотим. Я всем доволен. Даже очень – с такими людьми здесь познакомился! Взять команду – отличный коллектив, прекрасные ребята… Одно это весь негатив перевешивает!

«КОРЕЯ – ОДНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»

К месту подметили: «До сих пор играю перед новосибирскими болельщиками». Как обратно-то в «Сибирь» удалось вернуться?

– Тогда, в августе, я и представить себе не мог, что снова буду здесь играть. Не успел контракт с «Сибирью» разорвать – сразу предложение из Южной Кореи поступило. Но мы с женой сели, посовещались и решили до зимы никуда не срываться, взять паузу. У меня друг команду тренирует, выступающую на первенстве Новосибирска – с ними занимался. В Корее тоже без дела не сидел. А в декабре на меня вышел один из руководителей «Сибири», человек, которого я очень уважаю, и предложил вернуться.

И никаких обид?

– Никаких. Я, и когда контракт со мной разрывали, думал только о команде. Думал, если мне не суждено здесь заиграть, может, у других ребят получится…

К тому моменту, как вам предложили вернуться, уже ясно было, что Оборина в «Сибири» не будет?

– Я вернулся бы даже в том случае, если б он оставался главным тренером.

В начале года вы подписали новый контракт…

– Да, на год.

Подписали после разговора с новым главным тренером – Игорем Криушенко?

– Просто подписал. Разговора не было. И я не знаю – видел ли он меня в своей команде или нет. В эту тему не углублялся.

В таком случае, уверены, что будете играть? Не боитесь повторения прошлогодней истории?

– Все в этой жизни возможно. Что будет через год? Я прогнозировать не возьмусь. А вы?

– Я думаю, может, вам на самом деле лучше было в Корею вернуться? Там бы точно играли…

– Откуда вы знаете? Звездой там не был – обычный игрок, каких хватает…

Верите – нет, но за все это время в Новосибирске ни разу не было такого желания – махнуть на все рукой. Ни разу! При этом не стану скрывать, всей семьей скучаем по Корее. Все 12 лет, что я там жил – получал огромное удовольствие. Корея – это одна большая семья. Люди очень доброжелательные, все чисто, аккуратно. Сегодня я переживаю за эту страну, как за Россию. Там мой второй дом. Но вернуться…

Я не могу поставить семью перед фактом: «Все, я решил, завтра едем!». Родные имеют такое же право голоса, и сами должны решать, где им лучше жить, гражданство какой страны принимать. Я только за себя могу отвечать. Пока большого желания вернуться нет. Хотя вопрос действительно сложный...

БУМАЖКИ НА ДОРОГАХ

Вы в Корее блондином стали…

– Корея здесь не при чем. Просто супруга с моими прическами экспериментировать любит. Хобби у нее такое. Решила как-то, что мне нужно волосы в белый цвет покрасить. Я не отказался. Самому хотелось что-то изменить.

Что особенно шокировало в российском футболе после корейского? Поля, перелеты, судейство…

– Безусловно, перелеты. Я в прошлом году, как космонавт, налетался! И на маленьких аппаратах, и на больших, и страшно было, и не очень…

Корейский язык не подзабыли? Практикуетесь?

– Стараюсь не забывать, общаюсь с корейцами, которые в Новосибирске учатся. Студенты, второе высшее образование получают. Вместе вот на хоккей ходили – наша «Сибирь» играла.

Недвижимость у вас в Корее осталась?

– Кое-что есть…

Привыкнув к корейской чистоте, и в Новосибирске, верно, на улицах не мусорите?

– Что за вопрос – разумеется! Желаю, кстати, родному городу стать еще чище и красивей. Вижу, как люди над этим работают, стараются, убирают. Иное дело, тепла не хватает – все-таки Новосибирск – не Сочи, и ментальность другая. Если в той же Корее ребенок с детства привык к чистоте и бумажку на дороге не бросит, то в России это в порядке вещей. Увы.

Чему нам еще не помешало бы у корейцев поучиться?

– Уважать старшее поколение – там это у каждого в крови.

То есть на судей никто из южнокорейских футболистов голос не повышает?

– Потому что они старше? Если рефери хорошо свою работу выполняет, то кричать на него не будут ни в Корее, ни в России. В то же время футбол – это прежде всего азартная игра, по ходу которой трудно сохранять голову холодной. Тем более разбирать – кто на поле младший. Бывает, что и не сдержишься, накричишь. Эмоции...

УЗНАТЬ СЕМАКА

Возвращаясь к «Сибири». Как свои шансы расцениваете против «Рубина» сыграть?

– Насчет шансов – это к главному тренеру. Конечно, хочется выйти. Пусть даже на 10 минут. Кто ж откажется в матче с чемпионом России свои силы проверить? С другой стороны, мне сейчас даже готовиться к этой игре – и то в радость! Я ведь только-только травму залечил. Доведется сыграть – буду очень рад. Но если и не выйду – на тренеров не обижусь. Только на самого себя. Значит, не доказал, что достоин.

Дайте прогноз – «зарубится» «Сибирь» с казанцами?

– Выиграть тяжело будет. В Кубке только один матч, и с «Рубином», по жребию, мы играем на выезде. Считаю, это несправедливо – в одной игре все решать. Играли бы дома – совсем другое дело.

Кто ваш фаворит Кубка России-2009? Какой-то команде симпатизируете?

– Раньше мне «Локомотив» нравился. Привлекали «железнодорожники» тем, что не шарахались из стороны в сторону. Но это еще при Семине было…

В среду можете с Сергеем Семаком на поле встретиться, вспомнить, как вместе в составе сборной к чемпионату мира-2002 готовились. Как думаете – сразу вас узнает?

– Вот я его узнаю точно! – смеется. – Сергей всегда симпатии вызывал. Воспитанный, элегантный. Таких людей в нашем футболе немного. Да и не только в футболе…

Семак и в 33 года – капитан сборной страны. А для вас ворота национальной команды в 2002 году как открылись, так и закрылись. От сборной какие воспоминания остались – футболка да фото?

– Это – само собой. Но главное, что в душе. Я тот период всегда с большой радостью и теплотой вспоминаю.

Несмотря на то что в заявку не попали?

– Если б у меня была возможность что-то в жизни изменить – я бы ничего не менял. Хотя чемпионат мира – это, конечно… Не знаю даже, как словами выразить. Хотелось, но не получилось. Был шанс, и ушел – вот так, пожалуй.

Получая корейский паспорт, закрывали себе дорогу в сборную. Настолько были уверены, что больше не вызовут?

– Сказать, что был уверен – не могу. Это моему мировоззрению не соответствует – всегда верить в лучшее. Отвечу так – предполагал, что этого больше может не произойти.

Уникальный случай – за сборную играли, а в российской высшей лиге ни одного матча не провели…

– Опять-таки – не судьба.

Я к чему веду – с «Сибирью» в премьер-лигу реально попасть?

– Загадывать нельзя, но стремиться нужно. Сложится все удачно – попадем.

Насчет официальной задачи, стоящей перед новосибирской командой в этом году, спрашивать не стану – знаю, что к руководству отошлете. Но вот какую задачу лично перед собой Денис Лактионов, мистер Ли, на этот сезон поставил, сказать можете?

– Хочется, чтобы и команда добивалась результата, и я удовольствие от игры получал.

В 31 год, в первом российском дивизионе – это еще возможно?

– Я не думаю о годах – просто делаю свою работу. Принцип жизненный: взявшись за дело, доведи его до конца. Играешь в футбол – играй. Но далеко не заглядывай. Сколько бог даст – столько и отбегаешь. Просто ведь, правда?

Правда-то правда, но какой-то вы уж очень правильный получаетесь…

– А разве это плохо?

Денис ЛАКТИОНОВ

Родился 4 сентября 1977 года.

Клуб: «Сибирь» Новосибирск.

Амплуа: полузащитник. Рост 180 см, вес 70 кг.

Карьера: выступал во втором дивизионе за холмский «Сахалин» (1994-1995), сыграл 59 матчей, забил 29 мячей. Играл за южнокорейские клубы «Сувон Самсунг Блю Уингз» (1996-2002, 2006-2007), «Соннам Ильва Чунма» (2003-2005), «Бузан Ай Парк» (2005). В «Сибири» с 2008 года. В чемпионатах Южной Кореи сыграл 189 матчей, забил 44 мяча. За «Сибирь» сыграл 18 матчей.

Достижения: чемпион Южной Кореи (1998, 1999, 2003, 2006), обладатель Кубка (2002) и Суперкубка (1999, 2000) Южной Кореи. Победитель Кубка азиатских чемпионов (2001, 2002) и Суперкубка Азии (2001, 2002).

Сборная: за сборную России сыграл 2 матча. Первая игра – 17 мая 2002 года со сборной Белоруссии – 1:1. Последняя игра – 21 августа со Швецией 2002 года – 1:1. n

Новости. Футбол