«Сказал бы Адвокат сыну прямо: «Игорь, я тебя в команду брать не хотел…»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА ПЕТР СЕМШОВ. Даже не в арифметической ошибке тут дело. Точнее, не только в ней… Да, по вине Дика Адвоката на протяжении 4 минут в концовке встречи с «Локомотивом» у зенитовцев было 7 легионеров в составе вместо положенных 6-ти (после игры го
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ПЕТР СЕМШОВ. Даже не в арифметической ошибке тут дело. Точнее, не только в ней… Да, по вине Дика Адвоката на протяжении 4 минут в концовке встречи с «Локомотивом» у зенитовцев было 7 легионеров в составе вместо положенных 6-ти (после игры голландец возьмет всю вину на себя и попросит футбольные власти о снисхождении). Но почему тренер вновь предпочел иностранцев лидеру сборной России Игорю Семшову?!

Не предполагая, что игра обернется математическим конфузом, однако, прогнозируя продолжение семшовской «ссылки», корреспондент «ССФ» решил посмотреть воскресный матч с трибуны стадиона «Локомотив» в компании отца полузащитника «Зенита» – Петра Семшова.

ПАЛКИ В КОЛЕСАХ

О максимализме Петра Ивановича (сыну от него доставалось даже после громких побед) я был давно наслышан. В «Лужниках» встречали сборную после Евро-2008 – с фанфарами. Музыка «вытрясывала» душу из тела, море флагов штормило над толпой. Сторонясь праздника, стоял единственный недовольный человек и чертыхался по поводу двух оплеух от испанцев. У незнакомца было знакомое лицо. «Семшов!» – сообразил я. Действительно, это был Семшов-старший – точная копия сына (вернее, наоборот сын – копия папы), только на десяток килограммов плотнее.

Теперь предстояло столкнуться со «сложным характером» вплотную: Петр Иванович согласился потерпеть меня рядом на трибуне в Черкизово, где «Локомотив» принимал Питер. Если уж раньше ровный, без срывов путь Игоря наверх вызывал отрицательные эмоции отца (можно было подниматься и ловчее, и быстрее!), то теперь, когда «Зенит» вдруг начал вставлять палки в колеса карьере (усадил основного игрока сборной на скамейку!), Петр Иванович, представлялось мне, бушует сплошной отрицательной энергией…

О палках в колесах, кстати, после нулевой ничьей с «Амкаром» (когда Игорь так и остался на скамейке, зато вышел Ионов) заговорили даже питерские «антисемшовцы» (есть и такие, клянущие динамовское прошлое игрока). Вспомнилось и, что сказал в ноябре прошлого года старый приятель Зырянов. «Обрадуетесь ли переезду Игоря в Санкт-Петербург?» – спросили лучшего игрока России-2007. «Широков, Файзулин, Денисов, Зырянов нисколько не хуже. Я не вижу смысла покупать Семшова, так и напишите!» – был ответ.

Накануне отъезда «Зенита» в Москву пресса снова в лоб задала вопрос Адвокату: «Почему не выпускаете на поле Семшова?» И рикошетом получила по лбу: «Объясняю в последний раз – ради одного футболиста не собираюсь менять тактическую схему!».

– Как может Семшов навредить схеме Адвоката? – интересуюсь у Александра Тарханова («крестного отца» Игоря в большом футболе – взял его из дубля ЦСКА в «Торпедо»).

– Да он может сыграть при любой схеме! Он даже на позиции правого защитника вышел против «Удинезе»! Не понимаю, почему его держат на скамейке. Ладно, если бы слабее других был. Но матчи показали, особенно со «Штутгартом» – он в Питере ведущий игрок… Забивной, мобильный. И самое главное – лидер по характеру. Характера-то «Зениту» иногда и не хватает…

– Так зачем его покупали?

– Может быть, Адвокат видел его в паре с Данни? Ведь в «Динамо» у них здорово получалось. Вот и попробовать бы сейчас эту связку – португалец-то пока не так ярок…

«ВЫПЛЕСНУЛ – И ДУША СВОБОДНА!»

– Билеты покупать?

– Не надо! Проведу по своему пропуску!

«По пропуску» оказываемся на VIP-трибуне среди ветеранов «МОСОТИСа» – бывшего «Мослифта», за который Петр Иванович бегал тридцать лет назад.

– Семь болельщиков – не маловато для группы поддержки? – оглядевшись, интересуюсь у Семшова.

– В прошлом году приходили на матчи и мать, и жена, и сестра.., – вздыхает Петр Иванович. – А сейчас, что ходить? На Денисова, что ли, смотреть?

Пока матч не начался, решаюсь задать вопрос на злобу дня. Хотя, кажется, Семшову не до вопросов – точнее, не до ответов: чихает через каждую фразу. Оказывается, чих – нервный, можно сказать, своеобразная производственная травма…

– Этот кашель я получил, работая детским тренером. Сплошная нервотрепка! Ведь тренировать можно по-разному. Кто-то кинул мяч, и «пошел в баню». А кто-то пропускает все через себя…

– Тут еще у сына в Питере дела…

– Да. Видишь, как человек переживает…

– Особо-то и не видно – все в себе держит.

– Вот в этом-то и беда! Выплеснул – и душа свободна! Не хочу обсуждать Адвоката – это его дело. Но вот сказал он после матча со «Спартаком», что не выпустил Семшова, потому что, мол, боялся – получит травму на искусственном поле. Позвольте, господин Адвокат, на этом поле Игорь родился и вырос! Семь лет отыграл! Помнится, киевское «Динамо» практиковало – брали игроков не из-за того, что они им были нужны, а чтобы ослабить конкурентов. Получается, так и с Игорем… Хотя все это он уже проходил в молодости – в «Торпедо» при Шевченко сидел в запасе, хотя должен был играть.

– Получается, ждем, когда уедет Тимощук…

– При чем тут Тимощук? Его вполне заменит Денисов – играет не хуже на месте «опорного». А Игорь нужен больше для атаки. Вот это трио – Семшов – Зырянов – Данни – очень прилично должно выглядеть. Да ведь и выходил уже «Зенит» без Тимощука – в Штутгарте. Больше того – выиграл!

– Ездили в Санкт-Петербург на матч с «Амкаром»?

– Нет. И слава богу – я бы с ума там сошел! Ну, ведь напрашивалась замена! Но…

А какую чушь в газетах пишут?! В Удине вышли на замену Игорь и Текке. «Зенит» проиграл 0:2. И Веденеев – футболист! – рассуждает: «Не угадали с заменой». Как не угадали, когда Игорь два стопроцентных голевых момента сделал! Отдал Зырянову – тот не забил. Потом Текке – там мячу деваться некуда было! Реализуй они – было бы 2:0, а не 0:2. А в Питере Игоря ставят в защиту, хотя нам нужно забивать…

Ничего не понимаю! Сказал бы Адвокат сыну прямо: «Игорь, я тебя в команду брать не хотел». Отдавай тогда в аренду, что ли…

– Вы с Игорем на эту тему разговаривали?

– Конечно. Но он всегда говорит: тренеру виднее. Может, где-то и лукавит…

«Группа поддержки» начинает обсуждать перспективы Игоря – выпустит сегодня Адвокат его или нет. Получается, перспектив почти никаких. «Выпустят только, если будут проигрывать 0:2 или так же выигрывать. А при ничьей – вряд ли…». Общее мнение: чтобы Семшов заиграл в основе, «Зениту» нужно большое потрясение.

– Куда уж больше – из Кубка УЕФА вылетели! – горячится Петр Иванович.

– Так Адвокат вроде обещал Игорю место в «основе»… вклиниваюсь в разговор.

– Обещал! Но это только слова, на бумаге ведь ничего не закреплено, – поддерживает Петра Ивановича друг семьи Александр.

Семшов-старший молчалив и задумчив. Но оживает, увидев сына (тот идет после разминки под трибуну). «Игорь! Игорь!» – кричит он и получает в ответ кислую улыбку и кивок.

Матч начинается, и сразу становится ясно, что «нужные» Семшову 2:0 или 0:2 маловероятны. Футболисты «Локомотива» бьются и за себя, и за «того парня» – Рашида Рахимова, который нервно жестикулирует у бровки.

– Как на амбразуру бросаются, – резюмирует Петр Иванович без особых эмоций. Судя по всему, смотреть эту «зарубу», в которой не находится места сыну, ему не очень интересно.

– Слушай, а Данни играет? – раздается через пару минут.

Вопрос с подвохом: почему, мол, не выпускают Игоря? «Зенит» мучается, некому наградить португальца таким умным пасом, как это умеет делать Семшов…

«ЛЕТ ПЯТЬ ЕЩЕ ОТЫГРАЕТ…»

Судья свистит на перерыв. Друзья уходят греться под трибуну. Петр Иванович остается наедине с невеселыми мыслями и назойливым журналистом.

– Матч-то этот запишете для коллекции?

– Зачем? Чтобы на других ребят смотреть? Хотя я каждый матч записываю. Коллекция большая скопилась. Когда делать нечего, просматриваю. Есть даже какая-то ностальгия.

– Значит, можете сравнить футболиста Семшова десятилетней давности и нынешнего? Здорово изменилась его игра?

– Конечно, изменилась. Меньше стал брать игру на себя. Больше играет на партнеров. Эх, а ведь он, когда в «Торпедо» выступал, «один в один» всегда мог обыграть любого! Это мы еще в детстве тренировали. Брали с ним мяч и шли играть на школьное поле – допустим, вдвоем против девятерых. Там он дриблингу и научился. А сейчас посмотришь – все время: пас, пас, пас… Это называется – «сохранение мяча».

Судя по прессе, жизнь Игоря – сплошное благополучие. Не считая какой-то аварии…

– Давно это было… На «Жигулях» резина подвела. Попали в дождь, а на дороге только что асфальт положили – как каток. Ехали километров сто – понесло, перевернулись. Машина на крыше ехала вдоль бордюра. Внутри был я, дед, Игорь. Самое удивительное – на троих ни одной царапины!

– Читаешь иногда: поехал Семшов доигрывать в Питер. Но вот Горшкова «Зенит» провожал перед матчем с «Амкаром» – ему тридцать девять…

– Игорю тридцать один. И, думаю, лет пять еще отыграет – по высшему разряду. А в первой или второй лиге вполне может играть до сорока. С его-то головой и техникой! Главное, человек соблюдает режим, не гарцует, не зажигает. Лишнего веса нет, ему бы, наоборот, добрать массы. Так что, играй да играй – лишь бы травм не было….

«ЦИРК!»

Второй тайм явно веселее. На поле желтеет от карточек. А перед Башей арбитр и вовсе зажигает красный свет – удаляет легионера за фол последней надежды (серб срубает Погребняка). Но с некоторых пор Петр Иванович смотрит не на игру, а туда, к угловому флажку – на бровку, где разминаются питерцы. Среди них сын. Видно, эта процедура – разминка в конце матча – непривычна для Игоря, а может, даже оскорбительна…

– Играет ли Торбинский? – Семшов переключается на «Локомотив». – Не надо быть специалистом – видно ведь, что Торбинский еле ходит. Замени, выпусти Глушака – он забьет!

В этой реплике снова слышится другой смысл: неужели «специалист» Адвокат не видит, кто сидит в запасе «Зенита»? Игрок, который свежее, быстрее, агрессивнее Денисова, Файзулина…

Через пять минут Рахимов прислушается к совету. Адвокат же в грохоте трибун так и не расслышит Петра Ивановича: выпустит сначала двух иностранцев (Хусти и Текке), затем в концовке Широкова…

После матча ждем Игоря около автобуса. Появляется Владимир Шелия – играл за юношескую сборную СССР четверть века назад.

– Лидер сборной, капитан – и на «лавке» сидит? Немыслимо… – звучит как соболезнование.

Выходит Александр Тарханов и повторяет примерно то же самое, что говорил мне ранее.

– Не понимаю! Мобильный, забивной, как такого в запасе держать?

В этот момент прилетает новость со стадиона: Адвокат превысил лимит иностранцев, и вместо очка «Зениту» грозит «баранка».

– Цирк! – усмехается Петр Иванович.

– Перехитрил сам себя, – говорит кто-то из окружения. – Выпусти Семшова вместо Файзулина! До чего же упрямые эти голландцы…

МЕЖДУ ТЕМ

В 2009 году Игорь Семшов за «Зенит» сыграл 6 матчей (347 минут), из них 4 игры в Кубке УЕФА против немецкого «Штутгарта» и итальянского «Удинезе» (3 матча Семшов отыграл полностью, а в одном выходил на замену на 62-й минуте). Стоит отметить, что в гостевой игре против немецкого клуба Игорь забил гол.

Дважды Семшов выходил на замену и в матчах премьер-лиги: во 2-м туре против «Сатурна» вошел в игру на 71-й минуте, а в 3-м туре – против «Томи» на 65-й минуте.

ДОСЛОВНО

Игорь СЕМШОВ, полузащитник «Зенита» и сборной России:

– Я все-таки игрок сборной России и переходил в «Зенит» не для того, чтобы полировать лавку. С другой стороны, в жизни футболиста иногда возникают такие периоды, когда приходится преодолевать трудности, перебарывать их, проходить через все, чтобы потом добиться желаемого. Словом, время подождать еще есть, но оно небольшое…

P.S.

Отец и сын стояли по разные стороны ограждения. Стражи порядка не пускали Семшова-старшего ближе. Со всех сторон болельщики «Локомотива» настойчиво требовали автографы. Только что Игорь сказал прессе, что «он – человек терпеливый по жизни, но перешел в «Зенит» все же не для того, чтобы полировать «лавку». А теперь, на бегу сфотографировавшись для «ССФ», жизнеутверждающе кивал отцу. Прорвемся? Подождем? Или?..