«Поменял девять клубов. Могу еще!»

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН ВАРТАН МАЗАЛОВ. Самый скандальный футболист первого дивизиона и одновременно один из наиболее продуктивных нападающих турнира – 32 гола в двух последних сезонах за ростовский СКА – в прошедшее межсезонье умудрился два раза сменить работу
news

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ВАРТАН МАЗАЛОВ. Самый скандальный футболист первого дивизиона и одновременно один из наиболее продуктивных нападающих турнира – 32 гола в двух последних сезонах за ростовский СКА – в прошедшее межсезонье умудрился два раза сменить работу. В ноябре форвард подписал контракт с «Ростовом», а в январе разорвал договор и исчез из информационного пространства на полтора месяца, пока в марте его фамилию не нашли в заявке махачкалинского «Анжи» – уже девятой команде (!) в карьере 25-летнего игрока.

В откровенном интервью корреспонденту «ССФ» Мазалов объяснил, откуда у него такая склонность к перемене мест, рассказал, может ли футболист первого дивизиона на одну зарплату купить себе Maserati, и пообещал, что скоро мы все-таки увидим его в премьер-лиге.

– Вартан, вы сами-то не сбились со счету еще?

Да клубов 9-10, наверное, уже поменял.

– «Анжи» – ваш девятый клуб. А если учитывать, что вы уже играли в Махачкале полгода и ушли оттуда после сезона-2004, нынешний трансфер – десятый по счету. Неплохо для двадцати пяти лет!

Это все из-за характера. Взрывной я по натуре. Если мне что-то не нравится, сразу об этом говорю. А потом начинаются проблемы…

Первый «трансфер» у меня состоялся в 11 лет, когда семья из Самарканда переехала в Кисловодск. Записался в футбольную школу – и понеслась! С маленького возраста играл вместе со взрослыми. Понял, какая огромная разница, когда люди просто гоняют мяч, или когда рубятся за деньги. Представляете, уже в 14 лет я играл на КФК во взрослой команде, а потом вообще во второй лиге! Мне в Кисловодске хороший тренер попался, постоянно меня в «тренажерку» отправлял. Да я и сам хотел физически крепким быть. Один раз даже 90 килограмм поднял! Тогда же, правда, этой штангой чуть не придавило… Но зато после таких тренировок вполне уверенно себя чувствовал рядом с мужиками.

– Наверное, с такой фамилией тренер не сразу в нападение поставил?

Как раз нет, с самого детства играл в атаке, потому что много забивал. Хотя мне, если честно, больше нравится отбирать мячи. Всегда хотел, чтобы меня поставили в защиту! Я ведь даже в нападении бегу за каждым мячом, постоянно прессингую защитников. Благодаря этому и забил большинство своих голов, кстати. Бежал до конца, защитник ошибался, и я наказывал.

Но все равно с каждым годом меня тянет все ближе и ближе к своим воротам. Сейчас очень хочется хотя бы опорным полузащитником поиграть. Обожаю жесткий футбол! Гаттузо, Давидс – всегда равнялся на этих ребят.

АРМЕЙСКИЕ «ШУТОЧКИ»

– Впервые слышу, чтобы нападающий жаловался на то, что защитником не стал. Обычно-то наоборот… Вернемся, однако, к вашей витиеватой карьере.

– В 17 лет я уехал из Кисловодска в Тольятти, подписал контракт с «Ладой». Там все было еще серьезнее. Это сейчас в первом дивизионе стали помягче играть, а тогда футбол там очень грубый был. Но мне это нравилось! Я никого не боялся и на равных боролся со здоровыми мужиками.

– А зачем из Тольятти поехали во второй дивизион, в подольский «Витязь»?

– Пришлось переезжать не по собственному желанию. Мне в «Ладе» очень нравилось. Я заработал там свои первые деньги, купил на них в шестнадцать лет машину – ВАЗ-21099…

– Так в шестнадцать же еще права не выдают?!

Без них ездил! Перегнал автомобиль в Кисловодск, а там уже все знакомые были, никто не останавливал.

– «Пришлось переезжать не по собственному желанию». Расшифруйте?

– Вокруг футболистов всегда крутится куча людей, которые часто определяют развитие их карьеры. Вот здесь был как раз такой случай. Но мне в «Витязе» сразу не понравилось. Побыл там 3 месяца, сыграл одну игру и уехал. Просто не мог там больше находиться. Бывает такое, чувствуешь – не твоя команда. Не можешь там нормально спать, есть, тренироваться…

– В ЦСКА потом как попали?

Дядя, который тогда занимался моими делами, привел меня к Гинеру. Тот сказал, что даст мне шанс. А я после Подольска пять месяцев не тренировался, приехал с лишним весом… Аджем, тренер дубля, объяснил, что нужно сбросить четыре килограмма, и тогда он сразу начнет в состав ставить. Первый круг я мучился, потом все-таки сбросил вес и стал стабильно играть, забивать. В итоге занял первое место в списке лучших бомбардиров чемпионата дублеров-2003 – 15 голов наколотил.

Но самое яркое воспоминание – это, конечно, первый и в итоге единственный выход на замену за основную команду в последней игре сезона с «Рубином». Причем накануне я еще за дубль матч отыграл. Мы бронзовыми призерами тогда стали, всю ночь с ребятами отмечали. Легли спать уже под утро. Не успел заснуть – звонят в номер и говорят, чтобы я живо ехал в расположение первой команды. Сначала не поверил, думал, шутят! А на самом деле внизу уже машина ждала. Когда в гостиницу привезли, встретился там с Газзаевым, и он мне сказал: «Готовься, сегодня выпущу тебя на замену» – я сразу забыл и про вчерашнюю игру, и про ночные посиделки. Мне контейнер сил как будто подвезли!

Выпустили, как и обещали, во втором тайме. Я два раза в штангу попал. Газзаев после игры сказал, что такие моменты надо реализовывать.

Но на зимние сборы меня взяли с основой. Тогда уже команду Жорже тренировал. Он мне честно признался после сборов: «Ты мне в принципе подходишь, но для тебя самого было бы лучше поиграть еще год в первой лиге, получить там хорошую игровую практику. Здесь же пока только на замене будешь».

А я такой человек, что не могу сидеть на скамейке. Даже в ЦСКА! Поэтому поехал в «Химки».

ИГРАТЬ, КАК БЕКХЭМ

– В «Химках» вы лишь на полгода задержались. Да и за «Анжи» после летнего перехода тоже всего один круг отыграли. Опять «переезды не по собственному желанию»?

Нет, тут чисто футбольные причины были. В «Химках» у Владимира Шевчука был перебор нападающих, и он решил из меня Бекхэма сделать: поставил на правый фланг полузащиты и требовал, чтобы я оттуда голевые передачи раздавал. Но это же совсем не мое! У меня не получалось, я нервничал и почти в каждом матче получал карточки. Просил Шевчука попробовать меня в нападении, а он отвечал: «Будешь играть там, где я захочу!».

С «Анжи» другая история – выходил в основе, играл в атаке, но мяч в ворота не шел! Всего два гола тогда забил за полсезона. Галямин зимой оставлять меня не захотел.

– И, легко догадаться, очень пожалел о своем решении, когда вы в следующем году наколотили 15 мячей за челябинский «Спартак».

Это надо у него спросить. А ту нашу команду – с Торбинским, Хагушем, Кусовым, Лешонком – до сих пор вспоминаю. Хотя в межсезонье ничто не предвещало удачного года. Всю зиму фактически только на сборах с молодежной сборной тренировался. Челябинск меня только после первого тура заявил…

Я сначала туда приехал абсолютно без настроения. Но Первак сразу подошел и сказал: «Я в тебя верю! Гинер мне сказал, что ты очень хороший нападающий». В итоге я в первой же игре забил уже на пятнадцатой минуте, потом во втором матче отличился… Так и пошло. Один из лучших сезонов в карьере!

– В следующем году клуб переехал в Нижний Новгород, и вас как подменили: ни одного гола за весь первый круг. Настолько зависимы от окружающей обстановки?

Нижний я вообще вспоминать не хочу! Это была катастрофа! Тренер Морозов начал невесть что из себя строить, хотя в Челябинске он даже советовался с игроками, кого в состав ставить. Но в Нижнем «зазвездился». Потом Галямин пришел, но с ним у нас опять не сложилось.

Вообще Нижний Новгород для меня, как для футболиста, прямо какая-то «черная дыра». Даже когда в составе других команд приезжал играть в этот город, ну вообще ничего не получалось! Зато именно в Нижнем познакомился со своей нынешней девушкой. Наверное, все-таки бог специально послал меня туда, чтобы я встретил Таню…

MASERATI ЗА 4 МИЛЛИОНА

– Удивляюсь, как вы совершенно без полутонов в карьере обходитесь. Уж либо «катастрофа», как в Нижнем Новгороде, либо потом 32 гола за два сезона в СКА.

– Да, у меня вся жизнь – зебра какая-то! Перед СКА ведь была еще «Салют-Энергия», куда я из Нижнего отправился доигрывать второй круг сезона-2006. Там вроде никто не мешал играть, но просто не моя команда была, не нравилось мне там.

А в СКА меня после такого «феерического» сезона тоже не сразу взяли. Только через знакомых, через дядю удалось туда попасть. Я приехал в Ростов – вообще полный ноль, абсолютно растренированный! Начал вкалывать на каждой тренировке, а тренер – чех Франтишек Комняцки – постоянно говорил: «Да зачем он нужен? Уберите его из команды – это самый слабый нападающий у меня». Но я вообще на это не обращал внимания, даже не здоровался с ним. И так вот через тренировки постепенно набрал форму и за второй круг забил 11 мячей.

– А в первом круге, говорят, вас ругал почти весь стадион…

Было такое. Постоянно всякие гадости с трибун орали, я в ответ с поля что-то кричал, меня штрафовали… Но в итоге Комняцки стал мне доверять: видел, как я работаю на тренировках. А при Степушкине, который в октябре пришел, вообще все окончательно наладилось. Зимой меня выбрали капитаном команды, и прошлый сезон стал пока самым результативным в карьере – 21 раз отличился.

– Это притом, что в сентябре вы написали заявление об уходе из клуба и не доиграли больше половины второго круга. Что там случилось?

Все из-за денег произошло. Саввиди не в полном размере выдавал нам премиальные. Ребята ко мне как к капитану подходили и просили решить этот вопрос с президентом. Я постоянно ходил к Саввиди, мы ругались.

Один раз снова у кого-то выиграли, обещанных премиальных не получили, и я пошел к президенту. Очень жестко поговорили тогда, он меня выставил за дверь и сказал, чтобы я больше в СКА не появлялся. Но самое обидное, что никто из команды не заступился за меня, хотя я по их же просьбам эти деньги пробивал! Не хватило духу просто всем вместе прийти к Саввиди – целиком же он команду бы не разогнал! А так все оказались слабаками. Я почти ни с кем сейчас из той команды не общаюсь, разочаровался в людях полностью.

– Едва ли не больше, чем ваши 32 гола за два сезона, в СКА всем запомнился Hammer, на котором вы разъезжали по Ростову-на-Дону…

Это еще что! Когда я Maserati купил за 4 миллиона рублей, там вообще все с ума сошли и чуть от зависти не умерли. А кто им-то мешает столько зарабатывать? Мне же эти деньги никто не подарил!

– Простите за нескромный вопрос: каким образом в команде-середняке первого дивизиона можно заработать на Maserati?

– Ну, мне не только футбол доход приносил. Еще с друзьями в Ростове бизнесом занимался – не могу в подробности посвятить, это не для прессы.

ПРОКЛЯТЫЕ ДЕНЬГИ

– Когда со СКА контракт разорвали, много было звонков из других клубов?

– Уйма! Может быть, тогда я сам чуть-чуть «зазвездился». Когда каждый день тебе звонят из 8-9 разных клубов – три предложения были и из премьер-лиги – волей-неволей начинаешь торговаться, выдвигать свои условия. В итоге я выбрал «Ростов» – даже никуда уезжать не надо было. Осенью уже начал тренироваться с командой, забивал во всех двусторонках, с ребятами отлично общался. Шикунов и Долматов подходили и говорили: «Мы на тебя делаем ставку. Обязательно будешь играть!». Но потом опять эти проклятые деньги…

– Официальная версия вашего ухода из «Ростова»: не согласились с понижением зарплаты, которое случилось после перевода всех контрактов игроков команды из долларов в рубли. Так и было на самом деле?

Там очень запутанная история – я опять же не могу в прессе подробно распространяться на эту тему. Проблема была еще и в бизнесе: поднакопилось у меня долгов… Чтобы расплатиться, нужен был хороший контракт, поэтому я не согласился на новые условия «Ростова».

А про меня еще тут же стали распространять всякие слухи, что у Мазалова серьезные проблемы со здоровьем. Но я же не враг сам себе! Было бы так на самом деле – не носился бы сейчас в «Анжи», как угорелый, а спокойно сидел бы в Ростове и вел бизнес.

– Из «Ростова» вы ушли в середине января, в «Анжи» пришли в начале марте. Чем полтора месяца занимались? Опять «всякой ерундой»?

Очень трудная получилась зима! Если честно, вообще хотел закончить с футболом. Но потом позвонили из «Анжи». Тогда я решил: надо еще раз самому себе доказать, что могу стабильно играть на высоком уровне и забивать по 20 голов за сезон.

Я сразу предупредил Тетрадзе, что уже долго не тренировался и не хочу никого обманывать. Честно, я никогда раньше так не запускал себя, как этой зимой! Приехал в «Анжи» на предпоследний сбор, на всех тренировках занимался с командой, и плюс еще индивидуально бегал-прыгал. В итоге решили подписать контракт на два года.

– Сезон вы начали игроком основного состава, но пока еще ни разу не забили. Неужели опять не ваша команда?

Наоборот, меня в «Анжи» пока все устраивает. И главное, что Тетрадзе меня поддерживает. Потихоньку все встает на свои места, проблемы решаются, я набираю форму. В следующем сезоне надо все-таки уже в премьер-лиге играть!

– Тут у вас с «Анжи» цели совпадают…

Очень надеюсь, что вместе их добьемся!

– А если не получится в Махачкале?

– Ну, пока нет оснований так думать: я стабильно выхожу на поле, команда идет в лидерах. Но если что-то пойдет не так, могу еще хоть десяток клубов поменять! Не собираюсь ни под кого подстраиваться, ломать характер. Куда мне в 25 лет меняться?!

Махачкала

Вартан МАЗАЛОВ

Родился 14 октября 1983 года.

Клуб: «Анжи» Махачкала.

Амплуа: нападающий. Рост 177 см. Вес 70 кг.

Карьера: воспитанник московского ЦСКА. Выступал за тольяттинскую «Ладу» (2001-2002), подольский «Витязь» (2002), ЦСКА (2003-2005), «Химки» (2004), махачкалинское «Анжи» (2004 и с 2009 года), челябинский «Спартак» (2005), нижегородский «Спартак» (2006), белгородскую «Салют-Энергию» (2006), ростовский СКА (2007-2008). В премьер-лиге сыграл 1 матч.

Достижения: чемпион России 2003 года. В 2003 году с 15 мячами стал лучшим бомбардиром первенства дублеров. В 2008 году с 21 мячом поделил 4-5 место среди бомбардиров первого дивизиона.

Сборная: за молодежную сборную России выступал в 2004-2005 гг. n