«Я что, должен был бежать к Адвокату и за руку его ловить?!»

ЭХО СКАНДАЛА АЛЕКСАНДР ГВАРДИС. Его сделали крайним в деле о «семи легионерах», одновременно выпущенных «Зенитом» на поле в матче 5-го тура с «Локомотивом». Исполком РФС отстранил калининградского рефери от обслуживания игр премьер-лиги до конца первого
news

ЭХО СКАНДАЛА

АЛЕКСАНДР ГВАРДИС. Его сделали крайним в деле о «семи легионерах», одновременно выпущенных «Зенитом» на поле в матче 5-го тура с «Локомотивом». Исполком РФС отстранил калининградского рефери от обслуживания игр премьер-лиги до конца первого круга. За что? В чем была его вина? В разговоре с корреспондентом «ССФ» Александр Гвардис искал ответы, но не находил…

Располагая информацией, что Гвардис собирается в Москву на ежегодный судейский семинар, набираю телефонный номер арбитра, чтобы заранее договориться об интервью. На просьбу пообщаться Александр откликается сразу: «Скрывать мне нечего! Расскажу все, как есть». Мысленно представляя нашу встречу, «рисую» собеседника раздраженным, обиженным человеком. К счастью, ошибаюсь…

«С НАКАЗАНИЕМ НЕ СОГЛАСЕН!»

– Почти две недели прошло с того злополучного матча в Черкизово. Эмоции поутихли?

Да, но прийти в себя после всех переживаний оказалось непросто. Если бы отстранили по делу, за конкретную судейскую ошибку, повлиявшую на результат – такое в моей практике уже случалось. Но сняли-то практически ни за что! Поэтому и обидно вдвойне, втройне даже! Я готовился к сезону, вкалывал на сборах в Кисловодске, Турции, а меня вот так… – Александр берет паузу, переводит дыхание.

 – Спрошу прямо: кто виноват, что лишний легионер «Зенита» появился на поле?

Обязанности судейской бригады из четырех человек известны. Вот смотрите, – Гвардис предлагает разложить все по полочкам. – Я, как главный арбитр, обслуживаю матч. Помощник на линии, где скамейки запасных, отвечает за офсайды, ауты и по возможности следит, что происходит за моей спиной. Помощник на ближней бровке делает все то же самое, только еще помогает с двойными заменами. Если замена одиночная – это полностью работа резервного арбитра. Он же отвечает за все, что происходит в технической зоне, включая заполнение специальных бланков замен. Вот и ответ на ваш вопрос.

 – Выходит, наказывать нужно было только резервного арбитра Тимура Арсланбекова?

Самое удивительное, в регламенте об этом не было ни слова! Нигде не говорилось ни о санкциях к арбитрам в случае ошибки, ни о санкциях к клубу, выпустившему лишнего легионера…

Мы с Тимуром общались после игры. Он парень молодой еще, к тому же там ситуация напряженная была… Я на 78-й минуте показал красную карточку Баше. Защитник «Локомотива» хотел сесть на скамейку запасных, что правилами не разрешается. Тимур пошел провожать его до раздевалки. Когда вернулся – Текке уже стоял на бровке, готовился войти в игру. Питерцы стали подгонять Тимура: «Ты где там ходишь?! Давай, нам замену нужно делать! Быстрей!». Полагаю, в этой спешке ему просто не хватило опыта, чтобы сверить карточку замены с протоколом и еще раз пересчитать легионеров. Я же во время замены стараюсь скорее убрать уходящего с поля, дабы избежать затяжек времени. Главному арбитру есть, чем заниматься, кроме как легионеров считать…

И потом ведь, если разбираться – Текке мог играть в матче? Мог. С карточкой, заявкой, экипировкой у него все было в порядке. Вот и выпустили его. Мы просто не имели права не выпустить турка на поле! А седьмой он легионер или десятый – для чего тренер с помощниками на лавке сидят? Или мне надо было подбежать к Адвокату и за руку его ловить со словами: «Выпускай другого игрока на замену, этого нельзя!»? В конце концов там мой помощник есть, которому я доверяю – резервный арбитр. Он такой же член бригады, как и линейные. И зарплату он получает. Выходит, я и легионеров должен считать, и «вне игры» самостоятельно ловить, никому не доверяя? Смешно!

 

«И МИНУТЫ НЕ ПРОШЛО – «ЗЕНИТ» ЗАМЕТИЛ ОШИБКУ…»

В какой момент узнали о нарушении «Зенитом» регламента?

Кажется, минуты не прошло после замены Погребняка на Текке, как в переговорном устройстве я услышал обрывки фраз резервного арбитра, беседующего с кем-то из тренерского штаба «Зенита»: «Семь? Точно семь? Пересчитайте еще раз…». Но мне тогда и в голову не пришло, что речь идет о легионерах! А вот зенитовцы быстро обнаружили ошибку и выпустили Широкова. Получается, регламент был нарушен три с половиной минуты…

Сразу после финального свистка ко мне в центр подбежали лайнсмены и сообщили: «У нас проблемы. На поле был седьмой легионер». Чуть позже в судейской рассказал обо всем инспектору матча. Он сказал, что отсудили мы здорово, но работа все равно «двойками» оценена. Мы и не спорили. Думали – по делу. И только подняв документы, регламент, обнаружили – ситуация с лишним легионером нигде не прописана!

Признаюсь, был в шоке. Первым делом схватил телефон, позвонил Сергею Зуеву (председателю Коллегии футбольных арбитров. – Прим.ред.). Он попытался меня успокоить: «Не кипятись, разберемся, все будет нормально»…

В итоге «разобрались» таким образом, что отстранили вас и ваших помощников от обслуживания матчей премьер-лиги…

Еще раз повторю – наказание считаю незаслуженным! За «игровые» ошибки на поле готов отвечать, но за технические, да еще не прописанные в регламенте – увольте! Если уж до такого дошло, тогда судей и за бросание болельщиками кресел дисквалифицировать должны! А почему нет?

 

КОШЕЛЕК ИЛИ ИМИДЖ?

– Как освободившуюся паузу заполнять собираетесь?

 – Сейчас вот на семинар приехал… Еще есть работа в федерации футбола Калининграда. Там тоже дел хватает – скоро первенство области стартует…

Кошелек или имидж? Что больше пострадает от вашего простоя?

 – Все! Судейство – моя работа. А тут я лишился ее на несколько месяцев… Конечно, потери будут ощутимыми (если Гвардис не вернется к работе до конца первого круга, то потеряет до 900 тысяч рублей. – Прим.ред.).

Второй неприятный момент – летом еврокубки начинаются, и я, как арбитр ФИФА, должен их обслуживать. Но с «судимостью» (дисквалификацией) меня к международным матчам не допустят. Вдобавок – удар по имиджу, вы правы. Меньше всего хочется, чтобы твое имя в какие-то скандалы вплеталось.

После оглашения приговора вашей судейской бригаде ведущий футбольный рефери России Игорь Егоров пригрозил бойкотировать первый круг, а президента РФС Виталия Мутко послал… руководить ЖКХ!

 – Да, я читал его интервью. Что сказать – спасибо Игорю и всем ребятам из судейского корпуса, которые меня поддержали. Для меня это очень важно. Неприятно, когда тебя делают крайним, и здорово, что коллеги это понимают.

Как вам акция на матчах седьмого тура? (Все арбитры вышли на поле в футболках с надписями – «Мы – с тобой!» (на груди) и «Александр Гвардис» (на спине). – Прим.ред.).

– Для меня это стало полной неожиданностью! Признаюсь, ничего об этом не знал, такой сюрприз мне ребята устроили. Приятно, конечно, только поймите правильно – это именно акция в поддержку, а не вызов кому-то! Мы и раньше друг друга поддерживали: если не в открытую, то, например, деньгами. На операцию там…

Вот еще на какой момент стоит внимание обратить. Судей ведь никто не любит, так? Но в этот раз за нас даже профсоюз игроков и тренеров вступился! Это о чем-то говорит! А болельщики! Бывает, заходить в интернет не хочется – такие гадости пишут. Но после «Зенита» люди только поддерживали. Очень неожиданно и очень приятно было…

– Болельщики вас даже благодарили за созданный прецедент…

– Ну да, регламент-то РФС в итоге переписал (согласно внесенной поправке «за появление на поле семи и более легионеров в соревнованиях премьер-лиги клубу-нарушителю впредь присуждается поражение со счетом 0:3 и накладывается штраф в размере 500 тысяч рублей, а его сопернику – победа со счетом 3:0». – Прим.ред.). Теперь хоть будет понятно, кто за что отвечает. И что судьи здесь, по большому счету, ни при чем…

МЕЖДУ ТЕМ

Реабилитировать Гвардиса может очередной исполком РФС, который пройдет 15 мая. В противном случае вернуться к работе в премьер-лиге арбитр сможет только 30 июля, когда примет старт второй круг первенства.

ДОСЛОВНО
Сергей ЗУЕВ, председатель КФА:

– Судье, находящемуся на поле, вменено огромное количество функций. Если он еще при каждой замене будет доставать из кармашка протокол и пересчитывать легионеров, мягко говоря, на пользу делу это не пойдет. Да, в футболе нет мелочей – в этом мы сейчас убедились особенно наглядно. Но, на мой взгляд, отстранение Гвардиса за техническую ошибку, не входящую в его прямые обязанности – не повысит уровень судейства в России. Поэтому КФА подготовил документы с просьбой на очередном заседании исполкома РФС пересмотреть решение о дисквалификации Гвардиса.

Что касается Игоря Егорова, заявившего о желании не обслуживать матчи первого круга, то его позицию по-человечески я поддерживаю, хотя могу не соглашаться с ней как руководитель КФА. Игорь уже обратился к нам с просьбой не привлекать его к работе. При этом, насколько мне известно, у него небольшой рецидив травмы ноги. Поэтому задействовать в ближайших турах мы его не будем, пусть приведет свою форму в полный порядок…

А КАК БЫЛО У ЖЕНЩИН?

Идентичный случай с перебором количества легионеров не так давно произошел в женском футболе, причем в финале Кубка страны. Интересно, что наказание было вынесено другое…

23 октября 2006 года на стадионе «Москвич» проводился первый из двух финальных матчей Кубка России между московским «Спартаком» и подмосковной «Россиянкой».

По регламенту в матчах женских команд в то время разрешалось одновременно находиться на поле четырем иностранным футболисткам. Тренеры «Спартака» ошиблись, и в перерыве матча сделали замену, выпустив пятого иностранного игрока. Неточность заметил инспектор матча, но уже спустя несколько минут по его окончании, заполняя протокол. Ни судьи, ни тренеры «Спартака» за сорок пять игровых минут внимания на это не обратили…

Далее ситуация развивалась любопытным образом. Руководство «Россиянки» перед ответным матчем написало письмо в Департамент по проведению соревнований, с просьбой… не наказывать «Спартак» и оставить результат мачта прежним (2:2). Однако КДК РФС, несмотря на то что в регламенте меры наказания прописано не было, засчитал красно-белым техническое поражение со счетом 0:3. Через пять дней в Подмосковье команды сыграли вничью 1:1 и трофей достался «Россиянке»…

События тех дней специально для «ССФ» вспомнила ведущий российский арбитр Наталия Авдонченко.

 – Арбитров, обслуживавших первый финальный матч, дисквалифицировали на месяц. Чемпионат они начали судить не в мае, а в июне. Команда «Спартак» пострадала гораздо серьезней. Удивительно, кстати, как не имевший права играть футболист мог находиться на поле все сорок пять минут?! И чем руководствовался РФС, принимая решение засчитать красно-белым техническое поражение?

В истории же с мужским футболом мне больше всего жалко «Зенит» – за что их наказали на 500 тысяч рублей? Почему не на миллиард? Что касается действий рефери, то, на мой взгляд, наказания заслуживает резервный арбитр, отвечающий за замены…

 

Новости. Футбол