«Мы сейчас в первом дивизионе самые бедные из богатых…»

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН ОМАРИ ТЕТРАДЗЕ. Хотя среди клубов премьер-лиги все четче вырисовывается новый тренд – делать ставку на молодых да ранних российских тренеров новой волны – один из самых многообещающих представителей этой самой волны уже третий сезон подр
news

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ОМАРИ ТЕТРАДЗЕ. Хотя среди клубов премьер-лиги все четче вырисовывается новый тренд – делать ставку на молодых да ранних российских тренеров новой волны – один из самых многообещающих представителей этой самой волны уже третий сезон подряд кропотливо трудится в первом дивизионе. 39-летний Омари Тетрадзе не рвется раньше времени в премьер-лигу, потому что хочет прийти туда всерьез и надолго.

Корреспондент «ССФ» съездил в гости к наставнику «Анжи» и узнал, кому Тетрадзе каждый день звонит за советами, в каких случаях драка «стенка на стенку» радует главного тренера, и почему в прошлом году молодой коуч публично объявил о своей отставке, но потом передумал.

Про «феномен Тетрадзе» заговорили еще в прошлом году, когда молодой тренер за небольшие деньги – бюджет у «Анжи» был меньше 10 миллионов долларов – смог построить в Махачкале едва ли не самую играющую команду первого дивизиона. В этом сезоне бюджет клуба, по словам его руководства, вырос до 15 миллионов, и перед «Анжи» впервые за последние годы официально поставлена задача вернуться в премьер-лигу.

Президент «Анжи» Магомед-Султан Магомедов верит в Тетрадзе. И не только он. Александр Тарханов, побывавший зимой в Турции и посмотревший на подготовку к сезону многих российских клубов, по возвращении в своем интернет-дневнике вывел следующие строчки: «Порадовал меня Омари Тетрадзе. Наконец-то! Первый, пожалуй, представитель славного игроцкого поколения 90-х, который действительно заявляет себя настоящим тренером».

Мы с Тетрадзе сидим в конференц-зале уютного махачкалинского отеля, принадлежащего его другу. Стены комнаты увешаны шарфами и футболками клубов со всего мира: от «Амура» до «Ромы». Тренер кладет перед собой на стол пачку сигарет и за время интервью тянется к ней три раза. Не затрагивая в разговоре игровую карьеру – про нее уже и так было написано и сказано предостаточно – Тетрадзе откровенно рассказывает про все трудности, через которые он прошел за два с половиной года в «Анжи», чтобы в этом сезоне сдать вступительный экзамен в премьер-лигу.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Тетрадзе пришел в «Анжи» перед сезоном-2007. Команда в ту пору медленно, но верно погружалась в болото первого дивизиона, показав в чемпионате-2006 худший результат клуба в 21-м веке – пятнадцатое место. Почувствовав необходимость радикальных перемен, Магомедов доверил команду человеку, у которого на тот момент даже не было опыта самостоятельной тренерской работы – только год в должности ассистента Гаджи Гаджиева в «Крыльях Советов».

– Когда сидишь на лошади сзади, то кажется, что все легко. А вот когда сам садишься вперед и берешься за стремена, сразу теряешься. Так и у тренеров, – находит подходящее сравнение Тетрадзе. – Играющий тренер, помощник – это все, конечно, хорошо. Но только возглавив «Анжи», я понял, насколько это трудная работа. Когда подписал контракт, думал, что у меня будут все условия для работы, все по полочкам будет разложено. А пришел в первый день на работу – и как у разбитого корыта очутился. Одному игроку надо помочь решить проблему с машиной, второму – с квартирой, третьему – еще с чем-то. И столько хозяйственных вопросов сразу навалилось, что о футболе вообще не было времени думать. Приходил на тренировку – а сил уже не было заниматься с командой!

Первое время я постоянно советовался с Гаджиевым, Игнатьевым, спрашивал, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сейчас я стал увереннее в себе, хотя созваниваемся мы по-прежнему каждый день.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

РАБОТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Хотя Тетрадзе и признается, что теперь он уже научился грамотно распределять дела, чтобы футбол всегда оставался на первом месте, бытовые вопросы по-прежнему отнимают у тренера слишком много времени. Инфраструктура – пока самое слабое место «Анжи». Одна из лучших арен на всем Кавказе – «Хазар», построенная несколько лет назад на деньги частных инвесторов, уже третий год стоит без дела. Говорят, там уже по колено выросла трава. Болельщики не хотят ездить на матчи в Каспийск и предпочитают новостройке старый, но расположенный в самом центре Махачкалы стадион «Динамо».

Однако квинтэссенция уродливости махачкалинской футбольной инфраструктуры – база, где живут игроки «Анжи» и на которой даже нет… тренировочного поля! Каждый день тренеры и футболисты ездят на занятия на автобусе.

– Команда, которая хочет выйти в премьер-лигу, не имеет права каждый день тратить по 40 минут, чтобы доехать от базы до тренировочного поля, и потом еще столько же на обратную дорогу, – жалуется Тетрадзе. – А когда в расписании две тренировки, игроки вообще проводят в автобусе в сумме около трех часов за сутки. Смешно? А «Анжи» так всю жизнь живет!

Но лед тронулся. Сейчас для нас наконец-то строят тренировочное поле вместе с восстановительным центром. Жилое помещение, где живут все иногородние футболисты, тоже приводят в порядок. К лету строители должны закончить.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

ПОДБОР КАДРОВ

Тренировочное поле, восстановительный центр, бюджет в 15 миллионов долларов – ничего этого у «Анжи» не появилось бы, если бы не приход в клуб минувшей зимой владельца сети «Эльдорадо» Игоря Яковлева. Теперь бизнесмен, родившийся в Махачкале, покрывает ровно половину всех расходов, тогда как вторая половина – по-прежнему личные средства Магомеда-Султана Магомедова. С таким бюджетом от «Анжи» было логично ждать громких покупок в межсезонье, но в итоге трансферная кампания махачкалинцев получилась гораздо скромнее, чем у той же «Алании» – главного конкурента за выход в премьер-лигу.

– Селекция – самая большая проблема для меня в «Анжи» все эти три года, – признается Тетрадзе. – По телевизору ведь постоянно говорят – то в Махачкале где-то что-то взорвали, то подстрелили кого-то – и у людей складывается впечатление, что здесь по-прежнему очень нестабильная ситуация. Многие футболисты, как только слышат «Махачкала», сразу говорят «нет!».

Да и с деньгами у нас не все так сказочно, как об этом пишут в прессе. Я лично пока не почувствовал тех 15 миллионов долларов, о которых говорило руководство клуба. Мне кажется, мы сейчас в первом дивизионе самые бедные из богатых.

Зимой не удалось подписать нескольких игроков, которых я очень хотел видеть в команде, в частности, Пилипчука. С другой стороны, рад, что хоть и на флажке, но купили несколько футболистов с очень большим потенциалом, например, Данишевского. У Саши много хороших качеств, но карьера пока не складывается: по молодости допускал много ошибок, не всегда соблюдал режим. Главное, что он теперь очень хочет вернуться на серьезный уровень. Надеюсь, «Анжи» станет для Данишевского трамплином в будущее. По крайней мере, такой шанс мы ему здесь дадим.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Самый драматический пока эпизод в тренерской карьере Тетрадзе случился в начале прошлой осени. После поражения «Анжи» в Белгороде от «Салют-Энергии» тренер гостей шокировал собравшихся в пресс-центре журналистов заявлением: «Я подаю в отставку. Команде нужен другой тренер, чтобы выполнить поставленную задачу – выйти в премьер-лигу».

– Мои слова не были спонтанными, – вспоминает Тетрадзе. – Правда, сначала мне все-таки нужно было поделиться своим решением с президентом, а не с журналистами. Но так уж вышло...

Я почувствовал, что на ребят больше не действуют мои слова. Им нужен был другой тренер, который мог встряхнуть команду. У «Анжи» тогда по-прежнему оставались шансы на выход в премьер-лигу, и я не хотел, чтобы клуб его упустил. Рассуждал так: новый тренер придет под конец сезона, и команда, проведя на кураже последние матчи, вполне может выиграть одну из путевок.

После пресс-конференции я позвонил президенту. Он уже знал о моем заявлении и сказал, что я поступаю неправильно, что нужно бороться до конца и не оставлять команду на полпути. Магомедов, конечно, поступил нетипично для футбольного руководителя. Обычно в таких ситуациях президенты говорят: «Решил уходить? Валяй! Мы завтра на твое место другого найдем». Магомедов же снова поддержал меня и убедил, что я принял ошибочное решение. Как говорится, погорячился по молодости.

– А каково было с игроками общаться после такого заявления?

– Проблем не было. Почти с каждым футболистом поговорил индивидуально. Были игроки, у которых я не увидел желания решать серьезные задачи – с ними мы зимой расстались.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

На исходе прошлого сезона, когда стало понятно, что дагестанцы останутся в первом дивизионе еще, как минимум, на год, многие были уверены: Тетрадзе выйдет в премьер-лигу раньше, чем «Анжи». У тренера тогда были предложения от клубов из ТОП-16 отечественного футбола, но он решил остаться в Махачкале.

– Когда в конце сезона Магомедов предложил мне продлить контракт, я просто по-человечески не мог отказать ему, – говорит Тетрадзе. – Плюс президент пообещал, что в новом сезоне команде будут созданы все условия для выхода в элиту.

Вообще я считаю, что в премьер-лигу спешить не надо. Можно, конечно, сразу принять большую команду и добиться с ней успеха. Но обычно-то бывает наоборот. Потренировал несколько месяцев, не добился результатов – и что дальше? Кто тебя потом позовет вообще? Я предпочитаю другой путь. Уже третий год работаю с «Анжи» и до сих пор каждый день учусь чему-то новому в этой команде.

Так зачем что-то менять? В премьер-лигу надо идти, когда чувствуешь, что можешь там закрепиться, что уже соответствуешь этому уровню. И команда мне нужна только такая, которая будет ставить очень серьезные задачи. Бороться за выживание, даже в премьер-лиге – не для меня.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №6

УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ

Александр Тарханов в своем блоге не только похвалил молодого тренера, но и предсказал определенные проблемы в наступающем сезоне: «В «Анжи» собраны футболисты, внутри которых весьма взрывоопасная смесь – возрастная нестабильность (много молодежи) и кавказский темперамент. Предсказать психологию поведения в той или иной сложной ситуации практически нереально. И если этим особенностям не создать противовес, то пропуск мяча первыми каждый раз будет ломать командную игру». Опасения известного блоггера по поводу взрывоопасной смеси подтвердились еще на сборах в Турции. В контрольном матче с корейским клубом «Дже Джу Юнайтед» футболисты «Анжи» приняли участие в знатном мордобое, схлестнувшись с соперниками «стенка на стенку» прямо на поле.

– Не могу согласиться с Тархановым, – оппонирует коллеге Тетрадзе. – Уже дважды в этом году мы отыгрывались и вырывали ничью на последних минутах. У нас очень сплоченная команда со здоровым микроклиматом. И та драка с корейцами, кстати, меня в этом только убедила. Ее инициаторами были соперники, но мои ребята не дрогнули и побежали защищать друг друга. Ни один из тех, кто находился на поле или на скамейке, не остался в стороне. Это говорит о том, что у нас есть настоящий коллектив. А если какой-то игрок – даже самый уважаемый – станет мутить воду, его в команде не будет.

– Нигматуллин, который прошел с «Анжи» три сбора, а потом покинул команду, «стал мутить воду»?

– Я уважаю Нигматуллина, но когда футболист начинает задавать некорректные вопросы руководству, с ним нужно расставаться. Руслан просто испугался конкуренции с Абаевым. И ладно бы честно в этом признался. Так нет, выдумал какую-то непонятную причину, будто он вдруг под конец сборов понял, что «Анжи» – не его клуб. По-моему, он это понял, как только увидел Абаева.

ДОСЛОВНО

Обычно в таких ситуациях президенты говорят: «Решил уходить? Валяй! Мы завтра на твое место другого найдем». Магомедов же снова поддержал меня и убедил, что я принял ошибочное решение. Как говорится, погорячился по молодости.

ЭКЗАМЕН

«Анжи» начал сезон вполне подобающе своим нынешним амбициям:

– Могли стартовать еще лучше, – самокритичен Тетрадзе. – С самого первого тура испытываем кадровые проблемы. Трое грузинских футболистов, которых я наигрывал на сборах в основном составе – Аладашвили, Иашвили и Марцваладзе – до сих пор не присоединились к команде: им никак не хотят давать визы!

Уже понятно, что в этом году будет один из самых интересных турниров в первом дивизионе за последние сезоны. От «Салют-Энергии» никто не ожидал такого старта, но белгородцы сейчас абсолютно по делу среди лидеров. «Шинник», «Урал» и «КАМАЗ» стартовали неудачно, но я уверен, что ближе к середине сезона все они поднимутся наверх. По моим прикидкам за выход в премьер-лигу реально будут бороться 5-6 клубов, а то и больше.

– А вот главный тренер «Носты» Сергей Подпалый после вашего матча в Новотроицке сказал, что одна команда в премьер-лигу уже попала – это «Анжи».

– Смешно! Как можно говорить о выходе в премьер-лигу, если еще только 8 туров прошло?! Все только начинается. Не думаю, что в этом году в турнире будет такой явный лидер, как «Ростов» в прошлом сезоне. Вполне возможно, оба победителя определятся только в ноябре…

Махачкала

Омари ТЕТРАДЗЕ

Родился 13 октября 1969 года в селе Велоспири Дманисского р-на Грузинской ССР.

Амплуа: полузащитник/защитник.

Карьера: воспитанник тбилисской школы №35. Выступал за тбилисское «Динамо» (1987-1989), грузинское «Мерцхали» (1990), московское «Динамо» (1991-1994), владикавказскую «Аланию» (1995-1996, 2002), итальянскую «Рому» (1997-1999), греческий ПАОК (1999-2001), махачкалинское «Анжи» (2003), самарские «Крылья Советов» (2004-2006). В чемпионатах СССР сыграл 24 матча, в чемпионатах России – 196 матчей (12 мячей), в чемпионатах Италии – 15 матчей, в чемпионатах Греции – 60 матчей (2 мяча).

Достижения: чемпион России-1995, обладатель Кубка Греции-2001. Победитель чемпионата Европы среди юношей-1988.

Сборная: за сборную СССР, СНГ, России провел 40 матчей, забил 1 мяч. Первая игра – 28 января 1992 года против Сальвадора (3:0), последняя – 17 мая 2002 года против Белоруссии – (1:1).

Тренерская карьера: в 2006 году работал тренером в самарских «Крыльях Советов». С 2007 года – главный тренер махачкалинского «Анжи».

Новости. Футбол