«Мы знаем, кто стоит за подлыми баннерами!». Болельщики-активисты поделились своими мыслями о проблемах спартаковского фан-движения

В редакцию «Советского спорта» обратились активисты российского фан-клуба «Спартака» Сергей Митяков (организатор первого выезда болельщиков в Минск в 1977 году), его соратники Станислав Нарушевич и Виктор Шатилов. Их беспокоит путь, по которому идет крас
news

ФУТБОЛ. ЗЛОБА ДНЯ
ВСТРЕЧА В РЕДАКЦИИ

В редакцию «Советского спорта» обратились активисты российского фан-клуба «Спартака» Сергей Митяков (организатор первого выезда болельщиков в Минск в 1977 году), его соратники Станислав Нарушевич и Виктор Шатилов. Их беспокоит путь, по которому идет красно-белое движение. Появление оскорбительных баннеров, фашистская свастика, насилие на трибунах не являются, по их мнению, досадными эпизодами. Гости редакции считают, что руководство «Спартака», занявшееся образованием нового фан-клуба, нарушило создаваемую годами гармонию взаимоотношений между различными группировками, столкнуло их лбами...

«ЛЕОНИД АРНОЛЬДОВИЧ, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К НАМ!»

Сергей Митяков: – Обратиться в редакцию «Советского спорта» нас подвигли последние события в фанатской среде и так называемые реформы, осуществленные гендиректором «Спартака» Валерием Карпиным. Возглавив клуб, он пообещал нашему фан-клубу одно, а сделал совсем другое. Когда мы встречались с Карпиным, он заявил, что оставит российский фан-клуб «Спартака» как приближенную к клубу структуру, выделит деньги на развитие и вообще обещал всяческое содействие. После этого гендиректор организует собственный фан-клуб, назначает его руководителями выходцев из фан-движения «Фратрия» Егора Петрова (он же Камри), Дениса Мацкевича (он же Денски) и Ивана Катанаева (он же Комбат18).

Чем мы провинились перед Карпиным? Фан-клуб всегда работал хорошо – организовывал турниры среди болельщиков, в том числе детские, занимался региональным развитием, благотворительностью. Но единственным нашим упущением было отсутствие так называемого «перформанса» (представления. – Прим. ред.). Мы не занимаемся этим организованно. Карпин же сказал: «Мне нужна поддержка трибун, перформанс. Сколько угодно проводите свои турниры, но не это нужно клубу».

Хочется спросить у Карпина: почему все наши договоренности оказались пустым звуком? Почему российский фан-клуб «Спартака», который имеет богатый опыт работы и 13 с половиной тысяч членов по всей России, остался у разбитого корыта. Почему вся материальная поддержка пошла «Фратрии», которая покрывает радикалов?

Своим решением Карпин подвел нас к расколу, столкнул лбами – «старую гвардию» и молодежь из «Фратрии». Мне кажется, Карпин за 14 лет жизни за границей забыл нашу действительность, решил создать что-то наподобие испанского стандарта… Исходя из изложенного, мы обращаемся к владельцу клуба господину Федуну с просьбой о встрече. Выслушайте нас! Мы хотим, Леонид Арнольдович, чтобы вы знали правду о делах в спартаковском фан-движении.

КИСА, КОМПОТ… КОМБАТ!

Станислав Нарушевич: – Карпин – умный человек. Он все знает о судьбе Сергея Шавло и не хочет ее повторить. Это ведь «Фратрия» устраивала акции протеста, после которых Шавло и Черчесов были вынуждены уйти. И даже спартаковское происхождение им не помогло. Поэтому Карпин решил создать карманный фан-клуб, чтобы в тяжелые времена не услышать в свой адрес оскорбления аналогичного содержания. «Спартак» обеспечивает «Фратрии» материальную и моральную поддержку. В свою очередь «Фратрия» не устраивает никаких акций против Карпина. Это сделка. Я же считаю так: гендиректор должен заниматься клубом, командой и не лезть в дела болельщиков.

– Леонид Федун не согласился, что Шавло и Черчесова убрали болельщики. Как считаете вы?

Шатилов: – Последней каплей, перед тем как участь Шавло была предрешена, стало его высказывание о фанатах, шаливших во время матча со «Спартой» в Праге: «Это не наши». Народ не понял: почему это Сергей Дмитриевич от нас открещивается?

Митяков: – Но куда более резкие слова адресовал фанатам Карпин после матча с Нальчиком. В этом же случае «Фратрия» будто проглотила эти высказывания. Впрочем, и сами лидеры «Фратрии» способны на резкости. Тот же Иван Катанаев, получая от клуба финансовую поддержку, в Интернете просто поливает грязью Федуна.

Шатилов: – В любом случае «Фратрию» надо поблагодарить за участие в «перформансе». Но такое ощущение, что ее лидерами движет корысть. Видимо, не дают покоя лавры ребят из ВОБа (Всероссийское объединение болельщиков. – Прим. ред.), которые хорошо пристроились в жизни.

– Почему вы считаете, что под крыльями «Фратрии» пристроились радикалы?

Шатилов: – В Казань, где подняли баннер с поздравлением Гитлеру, приехало 6500 человек. Да, обстановка с проходом на стадион была непростая, но все баннеры досматривались. И все ответственные лица были в курсе, какой у баннеров смысл, за исключением казанской милиции, видимо. И это просто смешно, что кивают на фотокорреспондента: мол, если успел сделать кадр, значит неспроста.

Митяков: – В среде «Фратрии» много нацистов. Я долгие годы ношу на шее цепочку со спартаковским ромбиком. А в Казани прямо передо мной на трибуне стояли 16–17-летние пацаны с фашистскими рогулинами. Им футбол до лампочки. Им надо себя показать… Я бы у них спросил: ребята, вы историю-то в школе учили? У меня дед погиб в войну и, быть может, ваши прадеды, а вы…

Нарушевич: – На памятном матче с Нальчиком вытащили известный баннер, и вся трибуна B многотысячным хором принялась скандировать кое-что о любви к животным. Но «Фратрия» отнекивается: мол, это не мы. Тогда кто?

Шатилов: – Это называется двурушничество, лицемерие, двойные стандарты…

Митяков: – Взять того же Катанаева. У него явные националистические наклонности. На дух не переносит георгиевские ленточки, проповедует идеи соответствующего толка, но на публике изображает невинного ягненка.

Нарушевич: – Почему Комбат18? Возьмите латинский алфавит. Первая и восьмая цифры соответствуют инициалам Адольфа Гитлера.

Шатилов: – Кстати, с какой стати Ваня провозгласил себя Комбатом? Старые «флинты» и «гладиаторы» (Шатилов перечисляет представителей группировок. – Прим. ред.) помнят его по прозвищам Киса или Компот. И вдруг нате вам – Комбат!

Митяков: – Проблема еще и в том, что у лидеров созданного Карпиным фан-клуба нет должного авторитета среди болельщиков. Руководитель Петров утверждает, что он старый фанат. Но мы, активисты с 30-летним и более стажем почему-то не помним такого старожила по прозвищу Камри. Он всплыл в нашей среде уже в XXI веке.

«В МИНСКЕ СТОЯЛИ ВТРОЕМ ПРОТИВ ВОСЬМИДЕСЯТИ»

– Почему на выездном матче в Казани между болельщиками «Спартака» произошло несколько потасовок?

Шатилов: – Вот пример. Через фанатские сайты предупредили: если кто купит в Казани тюбетейку и придет в ней на сектор, то получит по физиономии. Гриша Солома – 47 лет, заслуженный фанат, в Афгане прошел огонь и воду – не читал Интернет и на свою беду пришел в тюбетейке. Молодые набросились на него с кулаками. Старики вступились, и им удалось разрешить этот конфликт.

Митяков: – «Что вы делаете?! Прекратите!» – взмолился я на секторе в Казани, когда молодежь принялась ломать кресла и поджигать их. В ответ – десятки злых глаз из-под масок. Смотрю – почти все бритоголовые. У меня, конечно, холодок пробежал по коже. Но, ребята, меня не испугать. В Минске, в 79-м году, выстояли втроем против 80 минчан. Я уже все прошел…

– Авторы фашистского баннера в Казани до сих пор не найдены, и ни одна из группировок не взяла на себя ответственность за эту выходку. Одна из версий Егора Петрова: это сделали люди из регионов.

Митяков: – Петров бросил камень в огород нашего фан-клуба. Я со всей ответственностью заявляю: в фан-клубе никогда не было таких отморозков. Поискали бы лучше в среде выходцев из «Фратрии».

Шатилов: – Сложный этот вопрос – кто все эти гадости устраивает. Существует не только «Фратрия», но и множество других группировок. Такие группировки – что семьи, а в семье, как говорится, не без урода. Да, «Фратрия» – главный идеолог, находится в центре поддержки. Но есть группировки, которые во многом не согласны с «Фратрией». Впрочем, в большинстве случаев все разногласия забываются, когда речь идет о поддержке команды.

– Объясните смысл антимилицейской акции «спартачей» на матче с «Сатурном».

Митяков: – Она проведена в поддержку болельщиков «Луча» и «Зенита», которых притесняла милиция. А мне кажется, что и эта акция с приставкой «псевдо». Ведь как выступила трибуна «B»? Растянули заранее согласованный баннер «Хоккеисты – красавцы», затем сложили часть баннера и получилось А.С.А.B.

Нарушевич: – Милиционеры, особенно молодые, знают, что обозначает эта аббревиатура на английском. Для них это оскорбление. Не думаю, что милиция так просто стерпит этот обман.

«САЕНКО ПОСТУПИЛ НЕПРАВИЛЬНО»

– Что будет, если баннеры запретят?

Нарушевич: – Если решение примут на политическом уровне, то болельщики его не примут. Все запреты извне воспринимаются в штыки. Решение должно созреть внутри фан-движений. Я думаю, что баннеры не исчезнут со стадионов, фанаты сами способны организовать цензуру.

– Иронизируете?

Нарушевич: – Отнюдь. На последнем матче с «Динамо» не было ни одной матерной кричалки в адрес соперника. Просто дирижерам-барабанщикам кто-то сверху ограничил репертуарчик. Эта тенденция объясняется тем, что в фанатской среде на высшем уровне идет сближение. Может, это заслуга ВОБа, в котором заседают Шпрыгин, Малосолов и Катанаев.

Шатилов: – К ВОБу у меня особое отношение. Вот, например, с динамовцем Шпрыгиным (Каманчей), который, как мне сказали, теперь является членом исполкома РФС, я сам дрался. Об армейце Малосолове по прозвищу Батумский много чего можно вспомнить. Знаете, как он получил легендарное прозвище? Напечатал программки якобы с матча в Батуми и, выдав их за дефицитный продукт, продал своим соратникам. Они его поймали, отлупили, после чего он стал Батумским.

– Иван Саенко поменялся майкой с Александром Кержаковым и надел ее на себя, после чего фанаты предложили ему уйти из «Спартака». Не слишком ли резко?

Шатилов: – Ваня поступил неправильно. Спартаковцы вообще не должны брать в руки динамовское. Но, видимо, его приучили меняться майками в бундеслиге.

– На какой трибуне в «Лужниках» встречаетесь?

Нарушевич: – Семьями, на секторе «А». У нас там в почете старые, проверенные временем кричалки. Правда, мой 17-летний сын предпочитает фанатскую «B», где молодежь. У нас между «А» и «B» перекличка: «Вперед, «Спартак» и другие. Между нами нет проблем, когда поддерживаем «Спартак».

– Вы затронули множество внутренних проблем фан-движения. В чем видите выход?

Шатилов: – Всем за стол переговоров – Карпину, старикам и молодым. Не грызться надо, а общаться в поиске истины. Но проблема в том, что мы-то хотим диалога, а они нет. У них свое видение. В идеале нужен единый фан-клуб, и чтобы каждое крыло занималось своим направлением. Но это мои мечты.

Нарушевич: – Еще неизвестно, как в будущем будем делить с «Фратрией» гостевые билеты. Квоту всегда делили пополам, а что будет теперь?..

Митяков: – Петров и компания преследуют меркантильные интересы, мы им не нужны. Люди учатся на ошибках, и, думаю, Карпин не исключение. Может, он поймет, что доверился не тем людям. Каким-то образом нам надо избавляться от псевдофанатов, позорящих честь «Спартака» и его болельщиков. Как в Англии – для провинившихся ввести запрет на посещение стадиона. И «героев» называть пофамильно, чтобы все знали их лица. Ведь до сих пор никто из провокаторов не пойман, не наказан. Почему я, Сергей Митяков, не скрываю своего лица и имени, не натягиваю на себя маску на секторе? Потому что могу ответить за все свои действия и слова!

Отдел футбола

Редакция «Советского спорта» приглашает к диалогу на страницах газеты руководителей вновь созданного фан-клуба ФК «Спартак».

ДОБРОЕ РЕТРО

Гости рассказали несколько историй из своего спартаковского прошлого. Нехарактерные они, эти истории. Слишком добрые…

КАК «ПРОБИВАЛИ» ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД

В 1977 году Сергей Митяков решил организовать с друзьями первый массовый выезд на матч «Динамо» (Минск) – «Спартак». В люберецком автобусном парке друзьям приглянулся красно-белый «Икарус».

Когда 21-летний Митяков пришел заказывать машину, сотрудники автокомбината не без оснований забеспокоились: «Зачем вам Икарус, да еще в Минск?»

– Женюсь я! – соврал Митяков. – В Минске ждет невеста, а как родню на свадьбу доставить?

– Врете вы! – отказали в отделе заказов.

К счастью, тогдашний заместитель начальника люберецкой автоколонны Евдокимов оказался спартаковским болельщиком и поверил активистам, что автобус вернется из Минска целым и невредимым.

В субботу, 25 июня, ровно в 6 утра спартаковский «Икарус» въехал в Минск. Местное население было разбужено отчаянным скандированием: «Московский «Спартак»!».

Выезд завершился благополучно за исключением того, что «Спартак» проиграл 0:1.

Кстати, после матча в автобус заглянул Николай Старостин. Откровенно ответив на все вопросы о команде, он пожал Митякову руку и сказал: «Молодой человек, вы сделали великое дело». Митяков неделю не мыл правую руку и здоровался левой.

КАК ЕЗДИЛИ В ТАРАСОВКУ

Когда-то на базе «Спартака» в Тарасовке не было забора. Болельщики организованно (группой до ста человек) приезжали на базу, наблюдали за тренировками, общались с игроками. Кроме того, болельщикам не возбранялось самим поиграть в мяч на соседних полях. В завершение вечера все шли купаться на речку Клязьму. С подобной практикой завязали в конце 80-х. Как говорят, руководству «Спартака» не понравилось, что болельщики жарят шашлыки на территории базы.

НАША СПРАВКА

Российский фан-клуб футбольной команды «Спартак» (Москва).

Существует с 1998 года. Ведет тесное сотрудничество с ФК «Спартак». Насчитывает 13 500 членов в 72 субъектах РФ. Среди учредителей: Центральный совет общества «Спартак», группа болельщиков-активистов. Членский билет под номером 1 закреплен за основателем клуба Николаем Старостиным.

В начале 2009 года российский фан-клуб «Спартака» потерял управление фан-движением ФК «Спартак», его председатель Владимир Гришин был освобожден из клуба, а сама организация лишилась финансирования. Для вновь созданного фан-клуба руководство «Спартака» арендовало офис; Валерий Карпин пригласил к руководству Егора Петрова и лидеров «Фратрии» Дениса Мацкевича и Ивана Катанаева.