«Мастерство моего сына оценил сам Кантона…». Владимир Маминов составил свою футбольную азбуку

Владимир Маминов на виду уже почти два десятка лет. Он признавался лучшим опорным полузащитником страны, выигрывал медали и кубки. При этом о себе и своей жизни нынешний наставник «Локомотива» рассказывал крайне редко. «Советский спорт» решил исправить э
news

ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
СЕГОДНЯ. 14.15 (мск). 9-й ТУР. «ЛОКОМОТИВ» – «ТЕРЕК»

Владимир Маминов на виду уже почти два десятка лет. Он признавался лучшим опорным полузащитником страны, выигрывал медали и кубки. При этом о себе и своей жизни нынешний наставник «Локомотива» рассказывал крайне редко. «Советский спорт» решил исправить это упущение и вместе с Маминовым прошелся по футбольному алфавиту.

Александрович. Мое отчество. Сейчас все чаще меня им называют. Даже некоторые ребята в «Локомотиве» потихоньку перестраиваются. Непривычно.

Баннер. Когда в прошлом году я проводил свой 400-й матч за «Локомотив», болельщики подготовили огромный баннер на всю трибуну с моим портретом. И хоть я знал о своем юбилее – друзья подсказали, но такого шикарного сюрприза от фанатов не ожидал.

Восьмерка. С тех пор, как за каждым футболистом начали закреплять конкретный номер, играю под этой цифрой. Точнее, играл. Специально не просил, просто так получилось. До этого выступал под разными номерами – и под четверкой, и под пятеркой, и под девяткой…

Гвардиола. Меня иногда сейчас сравнивают с Гвардиолой. Вроде как он молодой тренер, который вырос в «Барселоне» с юных лет, и я тоже всю карьеру провел в «Локомотиве». Но я бы не стал проводить между нами параллели. Хотя бы потому, что Гвардиола выступал на более высоком уровне.

Детективы. Раньше любил детективы. Зачитывался, например, приключениями Фандорина. Но сейчас времени на книги все меньше остается.

Елена. Моя жена. Мы с ней знакомы с первого класса. Сидели на соседних партах. За косички я ее не дергал и учебником по голове не бил, но нравилась она мне всегда. Естественно, серьезные чувства появились уже в старших классах.

Журналисты. Очень уважаю труд журналистов. Знаю, как тяжело бывает уговорить спортсмена на интервью. Но иногда бывает обидно – хочешь сказать одно, а журналист понимает совсем другое. Правда, в неприятные истории я из-за этого не попадал.

Золото. Наша победа в «золотом матче» над ЦСКА в 2002 году – ярчайшее воспоминание в карьере. Когда прозвучал финальный свисток, мы с Олегом Пашининым обнялись и, по-моему, в первый и последний раз на поле заплакали. Сейчас обе мои золотые медали – за 2004 год тоже – хранятся дома в красном уголке среди других трофеев.

Иностранные языки. Не могу назвать это своим коньком. Сын Влад, которому 13 лет, по-английски говорит гораздо лучше меня. Хотя объясниться я могу. Как общаюсь с легионерами в «Локо»? Да они почти все русский язык знают!

Конспекты. Года три назад начал вести конспекты тренировок. Можно сказать, готовился стать тренером. Но пока к ним не обращался, память еще хорошая.

«Локомотив». Пришел я в клуб еще в конце 80-х, с 1992 года появлялся в основном составе. Всю жизнь в «Локо», и не представляю себя в футболке другого клуба. Да что там клуба – я первые три-четыре игры за сборную Узбекистана пытался понять, что же на мне надето? Где буква «Л» на груди?

«Монако». Матчи с «Монако» в Лиге чемпионов-2002/03 – самое большое разочарование в моей карьере. Первый мы выиграли 2:1, второй из-за ужасного судейства уступили 0:1. За что португальский арбитр Батишта судил нас, как личных врагов, – не знаю (Батишта принял три спорных решения: назначил пенальти в ворота «Локо», удалил Дмитрия Лоськова и засчитал гол Адебайора. – Прим. ред.). Искренне считаю, что мы тогда могли замахнуться на победу в Лиге чемпионов. Ведь в финале сошлись далеко не гранды – «Порту» и тот самый «Монако».

«Ножницы». Дважды в карьере я забил ударом через себя. Однажды в чемпионате – «Шиннику» и еще раз – за сборную Узбекистана. Мы обыграли Тайвань 7:0, и я отличился «ножницами», причем ударил чуть ли не с линии штрафной. Самый красивый, наверное, гол в карьере.

Охота. Однажды Дима Лоськов вытащил меня на охоту. Принесли трофеи – кабана и косулю. Помню, по косуле Вадик Евсеев начал стрелять еще в лесу, она еще даже на открытое место не вышла. Но вместо косули поначалу завалил дробью березку.

Вот Вадик, кстати, в душе – охотник. Я – нет.

«Прекрасное далеко». У моей дочки Маши – очень хороший слух. Помню, понравилась ей песня «Прекрасное далеко» из фильма про Алису. И она сама, без всякого давления, села за детский органчик и попыталась подобрать ноты. Плакала, пыхтела, но все-таки своего добилась. После этого мы отдали ее в музыкальную школу. Правда, теперь оставили эту затею – учеба важнее.

Родители. Мой отец очень долго трудился в НПО «Энергия», проектировал детали для космических шаттлов. Сейчас, правда, сменил работу. Мама была главным бухгалтером на железнодорожном заводе имени Дзержинского. Так что, можно сказать, я потомственный железнодорожник. Спасибо родителям, что они не противились моему увлечению футболом. Отец, кстати, тоже поиграть любил. Один раз его увидел в деле мой тренер и сказал: «Володька, а твой папка поинтереснее тебя на поле смотрится!».

Счастье. Я считаю себя счастливым человеком. Мне повезло с семьей, я люблю дело, которым занимаюсь. Еще бы «Локомотив» побеждал почаще…

Телефон. Я не любитель болтать по мобильному телефону, но после моего назначения и.о. главного тренера было столько звонков, что у меня голова кругом пошла. Вроде положил телефон в карман, а он каким-то образом упал на пол. И перестал работать. Пришлось покупать новый. Поскольку многие номера в телефоне были, а не на SIM-карте, я теперь остался без половины записной книжки. Пользуясь случаем, хочу обратиться к друзьям и знакомым через «Советский спорт»: позвоните мне, а то, может, я случайно потерял номер вашего телефона.

Узбекистан. Владимир Сальков как-то предложил мне, Олегу Пашинину и Леше Полякову, выступать за сборную Узбекистана, которую он тогда тренировал. Раздумывали мы недолго. В сборной России конкуренция тогда была очень приличная, а игра за сборную все-таки – совершенно другой уровень. И сейчас не жалею о том решении.

ФШМ. Я сначала занимался в обычной спортивной секции. Потом меня приметили в ФШМ-2, а уже затем я попал в саму ФШМ. Занимались мы в «Лужниках». Играл в одной команде с Андреем Соломатиным и Олегом Корнауховым. Одно время с Володей Бесчастных были партнерами.

Хет-трик. Всего один раз за карьеру я сделал хет-трик. В 1995 году трижды забил «Зениту» в кубке. Самым запоминающимся получился второй гол. Обычно я левую ногу только для ходьбы использую. А тут «зарядил» издали прямо в «девятку»! Третий же гол мне Игорь Чугайнов дал забить. Он был штатным пенальтистом, но когда 11-метровый назначили, подбежал ко мне: «Иди бей и никого не слушай». Мы в том розыгрыше впервые Кубок России выиграли.

Церковь. Я человек верующий. По мере возможности стараюсь выбираться в церковь. Вера мне здорово помогает.

Честность. Качество, которое я больше всего ценю в людях.

Шутка. В «Локомотиве» всегда хватало шутников. Как это часто бывает, по заказу ничего вспомнить не могу, но самым ярким на моей памяти был Евсеев. Он мог и жестко пошутить, но всегда искренне. Обижаться на него невозможно. Сейчас главный весельчак в «Локомотиве» – пожалуй, бразилец Родолфо, который очень прилично знает русский язык.

Щенок. Не складывается у меня с собаками. В детстве родители принесли щенка, но, когда он налил лужу в комнате, я был настолько шокирован, что попросил папу с мамой вернуть собаку прежним хозяевам. Сейчас тоже попытались завести собаку. Но быстро поняли, что уделять должное внимание щенку не можем, и отдали его заводчикам.

Эрик Кантона. Мой сын Влад – технарь от бога. Искренне говорю – многие футболисты премьер-лиги не умеют на поле того, что умеет он. Когда я показал в команде ролик его финтов, ребята не поверили, сказали: монтаж. А однажды его мастерство оценил сам Эрик Кантона. Это было на пляже в Объединенных Арабских Эмиратах, где мы отдыхали всей семьей. Вижу, какой-то бородатый мужик в темных очках улыбается, глядя, как Владик меня обыгрывает. Только потом присмотрелся: Кантона! Говорю Владу: «Это сам Кантона! За «МЮ» играл». А сын отвечает: не знаю, мол, такого, наверное, ничего особенного. И только когда я ему сказал, что это тот дядька, который в рекламе известной марки спортивной одежды снялся, Влад его зауважал.

Самое интересное, что сын уже не занимается футболом. Решил, что учеба для него важнее.

Юр Палыч. Так мы звали Юрия Павловича Семина. Исключительной душевной доброты человек. Только недавно с ним созванивались. Общались, кстати, не о футболе – просто о жизни.

Даже не знаю, что придумать на букву «Я». Поэтому просто скажу фразу, которая начинается с этой буквы. «Я встречал в жизни гораздо больше хороших людей, чем плохих. Безмерно благодарен им всем – своим близким, партнерам по «Локо», тренерам, болельщикам. Они поддерживали меня на протяжении всей моей жизни, и во многом благодаря им я стал тем Владимиром Маминовым, которого все знают».

Новости. Футбол