Ход конем

РАКУРС ПОРЯДОК НА СТАДИОНАХ. Редкий футбольный матч у нас обходится без… лошадей. Лошадиные морды (иногда – милые, бывает – страшноватые…) возвышаются над болельщицкой рекой – стоит лишь выйти из метро. А всадники, словно часовые на сторожевой вышке, все
news

РАКУРС

ПОРЯДОК НА СТАДИОНАХ. Редкий футбольный матч у нас обходится без… лошадей. Лошадиные морды (иногда – милые, бывает – страшноватые…) возвышаются над болельщицкой рекой – стоит лишь выйти из метро. А всадники, словно часовые на сторожевой вышке, все время высматривают кого-то в толпе.

С начала прошлого века кавалеристы наводят порядок на футбольных матчах в нашей столице. За это время ушли в историю переполненные трамвайчики с болельщиками на крышах, стал другим футбольный мяч, даже билеты на игру уже продают через интернет… А конный полк все служит и служит.

Корреспондент «ССФ» напросился рядовым кавалеристом на обычную игру.

ВЫХОДНОЙ ДЛЯ ЛИВЕРПУЛЯ

Так сразу на работу в милицию даже на один день не устроишься. Поэтому меня приглашают на своеобразное собеседование. Вернее – познакомиться. 1-й кавалерийский батальон 1-го оперативного полка милиции ГУВД по г. Москве, – кстати, самого крупного полицейского подразделения в Европе! – дислоцируется у метро «Аэропорт». Лошадей в конюшнях – 250.

…Комбат Юрий Абрамов удивительно похож на знаменитого актера Михаила Боярского: тот же прищур глаз, усы – вылитый Д`Артаньян. Только вместо шляпы – милицейская фуражка. Поймав мой оценивающий взгляд, Юрий Михайлович усмехнулся сквозь усы:

– Знаю-знаю, о чем ты подумал. Не ты первый подметил. Будешь смеяться, но я и на гитаре неплохо играю... Но к делу. Думаю, предстоящий матч (а дело было перед игрой «Спартака» с «Сатурном» в Лужниках) не самый сложный для нас будет. Никаких эксцессов быть не должно. Болельщиков-гостей, по данным разведки, ожидается не больше сотни. Так что даю добро – готовься.

– Коня бы мне…

 – Будет!

 – …поспокойней. Я ведь совсем не мастер в седле…

 – Ты о наших лошадях плохо не думай! Они обученные все до единой – никому вреда не причинят. При условии, если их умышленно не пугать! На шум, выстрелы, даже взрывы около себя реагировать будут спокойно. Но если кто-то ударит коня сзади или по морде заедет – копытами может получить достойный ответ. Но пугать понапрасну не стану. Пока не было у нас такого. Так что бояться не надо.

Вместе с комбатом идем на конюшню. Мама мия! Какие же там кони! Красавцы разных пород и возрастов. На нас – ноль внимания. Гордо и спокойно пожевывают сено в одноместных «апартаментах». А клички! Вулкан, Барс, Ноктюрн, Новгород, Неман, Нейтрон, Золотник, Самурай, Зарница, Аргонавт, Бархат… На любой вкус! У каждого стойла таблички с персональным номером и годом рождения.

И вдруг… Я даже протер глаза – не чудится ли! На табличке кличка – «Ливерпуль». За заборкой – белое чудо, что-то из киношного, орловского…

 – Вот бы мне!

 – Не положено. У Ливерпуля выходной.

11 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПРОТИВ ФАНАТОВ

В наряд меня собирали милые девушки-сотрудницы полка с миру по нитке – и настоящая милицейская рубаха нашлась, и даже бриджи с сапогами.

Наконец, в 13.30 (за три часа до игры) начинается погрузка лошадей в фургоны. Согласно расчетам командира полка, на футбол отправляются двадцать четыре кавалериста (еще шесть остаются в запасе, готовые в любой момент выехать на усиление). В специализированные прицепы помещается шесть лошадей – поэтому в этот раз требуется четыре машины. Лошадей хорошенько закрепляют внутри фургона, после чего звучит команда: «Стройся!».

Комбат Абрамов проводит инструктаж. Напоминает об обострившихся отношениях между милицией и фанатами, говорит об одиннадцати уголовных делах, заведенных на болельщиков за неправомерные действия против сотрудников милиции, приказывает быть бдительными с провокаторами, требует в случае чего «предпринимать меры в кратчайшие сроки адекватными методами».

Про «адекватные методы» мне бы хотелось поподробнее, но звучит команда: «По машинам!», и меня сажают в передок перед фургоном с лошадьми. Несколько человек, кстати, сели прямо в фургон – там есть огороженные места для людей.

Видя мое напряжение, сосед-милиционер подбадривает: «Не бойся, при патрулировании мы работаем в парах. Так что если что – напарник подстрахует».

Трогаемся. Сначала по Ленинградке, потом по третьему кольцу… Слышно, как кони то и дело стучат копытами по фургону. Не опрокинут? Но водитель лишь поглядывает в зеркало заднего вида и… делает погромче радио. Что за наваждение! Михаил Боярский поет про «рыжего коня».

«По бетонной гудящей струне» автострады долетаем до «Лужников» за 22 минуты. Вместе с нами на стадион приезжают кузнец (во время транспортировки у лошади может повредиться подкова, и тогда на месте необходимо произвести мелкий «ремонт») и ветврач (он будет следить за здоровьем животных).

ЗАДАЧА – БЫТЬ НАЧЕКУ

До матча два часа. Штаб развертывается в полевых условиях – аккурат перед центральным входом, в небольшом скверике. Там-то все выслушивают еще один инструктаж старшего лейтенанта милиции Александра Уварова – командира 2-й роты. На стадионе главный по конному наряду сегодня он. Уже знакомые предупреждения и инструкции командир дополняет примерами:

– Месяц назад на матче «Спартак» – «Терек» около пятидесяти фанатов команды гостей покинули сектор раньше финального свистка. Еще перед матчем они сдали в камеры хранения перочинные ножи, а после игры их забрали, но территорию стадиона не покинули. Дождавшись момента, они попытались устроить потасовку с группой болельщиков «Спартака», но были вовремя оцеплены конной милицией, сработавшей оперативно. Сначала патруль из двух человек пресек их ярые побуждения, затем к ним подоспели еще три пары. Взяв в кольцо нарушителей, они сдали их ОМОНу. Так что ваша задача – быть всегда начеку. Защитить слабого, нарушителя – задержать.

Есть – быть начеку! После небольшой передышки меня доэкипировали фуражкой и жилеткой и, наконец – подвели коня.

– Этот не подведет, – представил нас друг другу кто-то из моих нынешних сослуживцев. – Азартом зовут. Один из самых опытных, 1993 года рождения, больше двенадцати лет на службе. Спокойный, как удав!

Что он говорил Азарту про меня, я не слышал: шептал что-то в ухо.

Едва забравшись в седло, пытаюсь с конем заговорить: «Аза, Аза, давай дружить и без глупостей чтоб!». Конь меня, кажется, понял, кивнув головой...

– Ну, готов? – моя напарница по патрулю рядовой милиции Светлана в любую минуту сама готова прийти на помощь. Глядя на нее, никогда не подумаешь, что служит в милиции, что коня на скаку остановит… Но это наверняка так, иначе кто бы ей доверил стажера.

– Вперед!

ЗАЧЕМ НУЖЕН КОРИДОР?

Удивительное дело – с лошади все просматривается так, как будто ты взмыл над землей. Хотя всего-то поднялся метра на полтора!

Едем к центральному входу. Мимо идут фанаты, до нас им нет никакого дела. И нам до них тоже, пока они мирные. Азарт ведет себя спокойно, изредка поматывая головой вверх-вниз. Скучно, наверное. Верчу головой: поводов для беспокойства действительно никаких. И слава богу!

 – Не скучно вот так часами время проводить до матча и после него?

 – Работа у нас такая, – Светлана делится романтикой трудовых буден. – Но матч на матч не приходится. Сейчас спокойно все, а в другой раз ни на секунду расслабиться нельзя. И потом мы же не всегда на футболе: и Поклонку патрулируем, и Красную площадь, и лесопарки.

 – Вот на вашей резиновой дубинке полно царапин и повреждений. Приходилось применять в действии?

 – К счастью, только на учениях. Пока по назначению спецсредства не применяла, но, в случае чего, готова!

 – А вот на шлеме, что к седлу на всякий пожарный пристегнут, вмятина…

 – Шлем? Это у нас въезд низкий на конюшню, иногда головой ударяешься, – смеется наездница.

До игры в дозоре так ничего и не произошло, если не считать небольшой компании, решившей сфотографироваться на фоне наших лошадей. Азарт и Милорд (кличка коня моей спутницы) ухом не повели в ответ на повышенное внимание к своим персонам.

С первыми минутами матча возвращаемся «на базу» – к месту сбора.

 – Задание выполнено! – отчитываюсь перед старлеем, едва спрыгнув с Азарта..

 – И слава богу, – искренне радуются все вокруг.

 У кавалеристов есть минут 30 на отдых-перекус-перекур. Издалека доносится рокот трибун. Это «Спартак» забивает раз за разом в ворота «Сатурна». Но до футбола здесь никому дела нет.

 – А болельщиков среди наших почти нет, – объясняет старший лейтенант. – Если кто и смотрит футбол-хоккей, то дома по телевизору в свободное время. Но не фанатея.

…Ближе к концу игры на конную милицию ляжет последняя, и едва ли не главная задача: организовать коридор безопасности перед входом в метро. Тут уж не до шуток, толпа пойдет густая, поэтому командир решил обойтись без меня. Зато охотно рассказал, зачем этот коридор нужен:

 – Он контролирует людской поток и обеспечивает планомерное прохождение через турникеты в метро и спуск по эскалатору. Мы его умышленно зауживаем, потому что сделай коридор на метр шире – может начаться давка. Два экипажа (четыре лошади) способны полностью перекрыть движение и сдержать многотысячную толпу. Простая же цепочка солдат этого физически не выдержит. Лошади действуют на людей сдерживающе.

…Но в этот раз никого особенно сдерживать кавалеристам не пришлось. То ли народ с матча шел равномерно, то ли счет («Спартак» выиграл – 4:0. – Прим.ред.) действовал на в общем-то довольно шумных спартаковских фанатов умиротворенно, но ни одного намека на инцидент в тот вечер не было.

По рации звучит команда: «Отбой!».

– Ну как тебе наша служба? – Уваров явно удовлетворен дежурством.

– Отлично! С Азартом! – шучу на прощанье.

 

P.S.

Редакция еженедельника «Советский спорт – Футбол» благодарит за помощь в организации репортажа управление информации и общественных связей ГУВД по г.Москве, а также лично командира 1-го оперативного полка милиции Владимира Лысака, зам. командира Сергея Чистякова, командира 1-го кавалерийского батальона Юрия Абрамова и командира 2-й роты 1-го кавалерийского батальона Александра Уварова.

Новости. Футбол