Малофеев сыграл за Полярным кругом

ВТОРОЙ ДИВИЗИОН ВЫЕЗД В ЗАПОЛЯРЬЕ. Впервые в новой истории российского футбола футбольный матч профессиональных команд состоялся за Полярным кругом. Мурманский «Север» в Кировске принимал лидеров группы «Запад» второго дивизиона – питерское «Динамо», во
news

ВТОРОЙ ДИВИЗИОН

ВЫЕЗД В ЗАПОЛЯРЬЕ. Впервые в новой истории российского футбола футбольный матч профессиональных команд состоялся за Полярным кругом. Мурманский «Север» в Кировске принимал лидеров группы «Запад» второго дивизиона – питерское «Динамо», возглавляемое легендарным тренером Эдуардом Малофеевым.

Отправляясь на игру, корреспондент «ССФ» купил билет в тот же поезд, которым ехали на север футболисты.

СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА

Приятный женский голос объявил о начале посадки на скорый поезд №22 Санкт-Петербург – Мурманск. Молодые люди в спортивных костюмах с надписью «Динамо» Санкт-Петербург» на спине хватают с пола зала ожидания Ладожского вокзала увесистые сумки и шагают в сторону перрона. Многие помимо спортинвентаря вооружены большими шелестящими пакетами из супермаркета с едой в дорогу. Никто на них не обращает ни малейшего внимания, хотя в их рядах есть и довольно известные личности. Бывший полузащитник сборной Белоруссии и кумир «Петровского» конца 90-х Сергей Герасимец, например, несет в правой руке тяжелый полиэтиленовый пакет, набитый сочными яблоками. А другой бывший игрок «Зенита» Константин Коноплев растерянно стоит на перроне возле своего вагона и рискует остаться на ближайшие дни дома из-за проблем с документами.

– Мне все равно, футболист вы или кто. Данные не совпадают, и в поезд я вас не пущу, – проводница проявляла пугающую принципиальность.

Коноплев недавно получил новый паспорт и забыл сказать об этом в клубе. Подоспевший на выручку из другого вагона технический директор «Динамо» поначалу тоже безуспешно давит на жалость проводнице. Наконец, вспомнив, что в новом паспорте должна стоять отметка с номером старого документа, он переворачивает его на нужную страницу и демонстрирует ее бдительной работнице Российских железных дорог – та вынуждена сдаться.

После отправления поезда динамовская делегация из 26 человек рассасывается по четырем вагонам. Игроки едут в купе, тренерский штаб и руководство – в СВ. Первая большая остановка – в Волхове. Для кого-то – первая дозаправка.

 – Что-то дорого у вас, – жалуется бабушке на перроне один из футболистов, распихивая по карманам шорт пару банок «Балтики».

 – Малофеев пиво не запрещает пить? – спрашиваю игрока.

 – Вообще запрещает. Но он же в другом вагоне едет! Да если бы и с нами ехал, мы бы все равно пили. Просто аккуратнее бы были.

 – Мы ведь не ящик пива с собой везем! Каждый сам знает, сколько может съесть и выпить, чтобы на поле в порядке быть, – ставит точку в разговоре о спортивном режиме другой футболист.

Своего тренера динамовцы очень уважают. Между собой ласково называют Дедушкой.

 – Если правильно воспринимать его слова, то они не только в футболе, а и в жизни могут сильно помочь, – признаются игроки. – С женой, например, правильно общаться, чтобы не оказаться под каблуком.

Оставляя футболистов на ужин (большой популярностью пользуются стаканчики с пюре быстрого приготовления, хотя основная ставка все-таки делается на продукты сухого пайка, выданного перед выездом в клубе: курицу, яйца, сыр, фрукты и овощи), перебираюсь в вагон к руководству. Генеральный директор «Динамо» Владислав Алексеев задумчиво смотрит в окно, а сидящий напротив в очках Эдуард Васильевич Малофеев, самая главная достопримечательность команды (знаменитый в прошлом футболист минского «Динамо» и сборной СССР, в 80-х был главным тренером сборной СССР. – Прим. ред.), читает спортивную прессу. У тренера под сеточкой над полкой лежит православный молитвослов. Откладывая в сторону газету, Малофеев снимает очки и одной фразой объясняет, почему он не совсем доволен началом сезона, в котором «Динамо» пока выиграло четыре матча из четырех:

– Лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньей.

Динамовцы, кажется, в этом году не будут иметь проблем с соперниками по своей зоне, что еще совсем не означает, что в будущем сезоне у Питера обязательно появится своя команда в первом дивизионе – пока на это просто нет денег.

 – Всем уже надоели разговоры про то, что Петербургу обязательно нужен второй серьезный футбольный клуб, – объясняет Алексеев. – Это уже просто скучно слушать. Поэтому мы так решили: сначала – результат, потом – поиски потенциальных инвесторов. Если выйдем в первый дивизион, будет больше шансов привлечь в клуб серьезных людей. Пока же 75 процентов расходов покрывает строительный холдинг «Петротрест», остальные 25 – дает город.

В отличие от игроков, убивающих время семечками, кроссвордами и мужскими журналами, генеральный директор и главный тренер находят более духоподъемный метод подготовки к матчу: они ставят в дорожный dvd-проигрыватель диск с фильмом «В бой идут одни старики!».

Поезд замедляет ход, делает тяжелый глубокий выдох и, как будто из последних сил взбрыкнув, останавливается на станции Кемь. На перрон высыпает почти вся команда: одни – просто размять кости, другие – за пивом, третьи – покурить на свежем воздухе. На следующие сутки, когда без больших остановок ехали полдня, некоторые игроки курили прямо в тесных тамбурах: надо было все-таки как-то справляться с возраставшим предматчевым волнением.

В Апатитах после утомительной дороги нас встречает плюгавенький Volvo. Пожалуй, в иных городах в такой автобус не стали бы сажать даже приезжих фанатов. Малофеев просит сразу отвезти команду на тренировку в соседний Кировск. Стадион «Горняк» радует глаз захватывающим видом на окрестные горы, одной-единственной, зато сверкающей чистотой под ослепительными лучами северного солнца трибуной с пластиковыми креслами, добротного качества искусственным газоном и сугробами вокруг поля. Все декорации к завтрашнему историческому матчу уже готовы.

СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС

Профессионального футбола на Кольской земле не было 25 лет. В 1984 году вылетел из второй лиги «Север», и с тех пор четверть века вершиной местной футбольной пирамиды был турнир КФК. Человека, ответственного за наступление эпохи возрождения в мурманском футболе, зовут Игорь Сабуров. Он президентствует в «Севере» и одновременно руководит теплоэнергетическим предприятием «ТЭКОС», отвечающим за хорошую погоду в домах мурманчан.

Сабуров приезжает на «Горняк» за полтора часа до стартового свистка, чтобы успеть вдохнуть предматчевой атмосферы игры, которую он ждал 10 лет.

 – В конце 90-х мы создали команду «ТЭКОС» и заявились на чемпионат области, – рассказывает президент, как все начиналось. – В 2001-м объединились с мурманским «Динамо» и выступали под названием «ТЭКОС-Динамо». Сначала играли на область, потом на КФК. Был период, когда нам очень мешали развиваться (в 2004-м Сабуров во втором туре проиграл выборы в мэры Мурманска, и футбольная команда прекратила существование – правда, всего на один сезон. – Прим. авт.) Но в 2006 году мы снова встали на ноги.

Брэнд «ТЭКОС-Динамо» не пользовался популярностью у мурманчан. Люди, каждый месяц получавшие платежные квитанции с эмблемой «ТЭКОСа» на несколько тысяч рублей, злились, что на их деньги содержится какой-то футбольный клуб.

 – Мы перед одним из сезонов пригласили к себе игрока из Камеруна, чтобы повысить интерес к команде, – вспоминает ассистент главного тренера Герман Коцюбинский. – Парень был обрусевшим, поиграл уже в нескольких клубах второго дивизиона на тот момент. Так в газетах стали писать, что «в Мурманске играет южноамериканец, которому миллион долларов в год платят»! Пришлось нам с ним расстаться тогда.

Снова получив возможность заниматься футболом, Сабуров решил больше не гневить народ и вернуться к истокам: возрожденную команду назвали «Север». Ребрендинг дал ощутимый результат: даже на матчах КФК мурманский стадион стал собирать по 6-7 тысяч зрителей. Случившийся в 2007 году выход во второй дивизион обнажил главную проблему клуба – убогую инфраструктуру.

 – На «Колизее», как в народе называют центральный стадион, поле «убили» еще 10 лет назад, – рассказывает Коцюбинский. – Там с тех пор вообще ничего не растет: играли, по сути, на голой земле. Естественно, ПФЛ нам не разрешила там выступать, и пришлось в Питер переезжать.

«Север-2008» был одним из самых нелепых проектов в прошлогоднем втором дивизионе. Команда жила и играла в Петербурге, где даже на матчи родной команды второго дивизиона народ калачом не заманишь. Средняя посещаемость домашних матчей «Севера», принимавшего гостей на запасном поле «Петровского», колебалась между 40 и 50 зрителями. Выглядело это так: на одной трибуне сидели близкие и друзья футболистов (больше половины игроков имели питерскую прописку), на другой – фанатская группировка коренных мурманчан из десяти человек, учащихся или работающих в Питере. Никто не удивился, когда по итогам сезона выяснилось, что по статистике гостевые матчи команда провела лучше, чем домашние. Выгодным подобный образ жизни оказался только для клубной бухгалтерии: расходы на команду были значительно ниже, чем если бы она играла в Мурманске. Но Сабуров, когда я завожу разговор про экономическую сторону вопроса, даже слушать меня не хочет:

 – Мы играем для болельщиков! Как только появится возможность переехать в Мурманск – сразу же это сделаем. В настоящий момент ждем отмашки от РФС: первое искусственное поле, которое сейчас придет в Россию, обещают отправить в Мурманск. Получим соответствующие гарантии – сразу же начнем подготовительный цикл работ на нашем стадионе. Я очень рассчитываю, что второй круг мы уже будем играть в Мурманске. Соскучился город по футболу!

 – Понятно, что основная задача на этот сезон – вернуть футбол в Мурманск. А в перспективе?

 – Пирамиду мы уже выстроили: раньше мальчишки, занимавшиеся в регионе футболом, максимум могли мечтать об игре на КФК. Сегодня у каждого из них есть возможность попасть в профессиональный футбол. Хотя пока в «Севере» всего 5 ребят из Мурманской области, в будущем мы планируем сделать ставку на своих воспитанников. Теперь главное – построить клубную инфраструктуру. Первый дивизион? Конечно, мы задумываемся об этом. Но когда будем ставить задачу попасть туда, я сейчас сказать не могу. Может, через год. Может, попозже.

СЕВЕРНЫЕ НАДБАВКИ

Кировск, где, как минимум, до конца первого круга будет принимать соперников «Север», разлегся у самого подножия Хибин, в 200 километрах к югу от Мурманска. Здесь находится одно из двух футбольных искусственных полей на весь регион – второе лежит в Апатитах. Но все-таки Кировск – это про горные лыжи, а не про футбол. 11 мая 2009 года наверняка войдет в историю города как самый спортивный день в его жизни: утром в Хибинах официально закрывали сезон самые жадные горнолыжники, а днем в городе открывали сезон футболисты.

За час до начала матча работники стадиона «Горняк» проводят саундчек. Над окрестными домами поочередно разносятся ритмы европопа, марш Блантера и преисполненный паники пассаж звуковика «Блин, надо же будет еще гимн ставить».

К арене подтягиваются первые болельщики – местная молодежь. На одном из окон первого этажа, выполняющего роль кассы, висит табличка: «Стоимость взрослого билета на матч «Север» – «Динамо» – 200 рублей. Детям до 14-ти лет и инвалидам вход бесплатный».

 – Вы чо, смеетесь, что ли? – отходят от окна трое юношей. – Какие 200 рублей?! Да мы на прошлой неделе в Москве на «Локомотив»-Нальчик ходили за 150!

 – Пацаны, они реально решили приколоться! – возмущается парень в эксклюзивном шарфе кировского «Апатита». – Пойдемте на 200 рублей 4 баклахи пива купим!

Подъезжает несколько машин с организованными фанатами из Мурманска: ребята выходят из авто с шарфами, флагами и барабанами.

 – 200 рублей?! Да они чо, совсем охренели? – у преодолевших пару сотен километров ради долгожданного свидания с любимой командой мурманчан цена на билеты вызывает еще более сильные эмоции.

– Да ладно, ребята, северные надбавки! – пытаются успокоить разозленных мужей приехавшие вместе с ними жены.

Ищу на стадионе финансового директора «Севера», которому, как мне объяснили в кассе, нужно задавать все вопросы.

– Михаил Юрьевич, я полчаса назад разговаривал с президентом клуба Сабуровым. Он долго говорил про массовость футбола, про игру для болельщиков. Как-то плохо это все вяжется с такой ценой на билеты…

Поймите нас правильно, очень большие расходы на проведение матча получились. На одних судей больше 100 тысяч ушло: авиабилеты, гостиница, трансфер до Кировска. Плюс еще свою команду нужно было из Питера везти и здесь соперника встречать. Нам хотя бы эти деньги отбить за счет проданных билетов – уже хорошо будет.

– Но 200 рублей – это запредельно дорого для второго дивизиона!

А что 200 рублей? Одна бутылка водки! Или вы вот в ресторане сидите, вам не все равно, когда официант приносит счет на 1500 или 1700 рублей?

Поняв бесперспективность дальнейшего общения, снова иду к кассам. Молодежь толпится у решетки забора: большая часть поля хорошо просматривается и отсюда. Мужики громко матерятся, но выкладывают по двести рублей и почему-то предупреждают милиционеров на входе:

– Один раз можно заплатить, но больше на этот «Север» никто за такие деньги не пойдет!

Через 10 минут после стартового свистка продажа билетов заканчивается.

– 138 штук купили! – называет точную цифру кассир и облегченно выдыхает.

В официальном протоколе на сайте ПФЛ позже появится цифра 600 зрителей. Видимо, остальные 462 человека – дети и пенсионеры.

СЕВЕРНАЯ ТРИБУНА

Первый тайм окончательно вгоняет в тоску унылой игрой.

 – Придется до конца тут сидеть – надо «отрабатывать» 200 рублей, – ворчат на трибунах. – А вообще у нас «Апатит» на КФК лучше играет!

Окончательно потеряв веру в футболистов, болельщики начинают развлекать сами себя.

 – Чо валяешься? – кричат с трибуны корчащемуся от боли на газоне игроку «Севера». – Заморозки кругом! Кидайте его в сугроб – сразу отойдет!

Малофеев, то и дело тянущий руку в правый карман куртки за семечками, и сам не доволен игрой:

 – Костя, ты у меня по одному месту получишь, будешь так играть! – стращает он вышедшего на замену Константина Коноплева.

В начале второго тайма более опытные гости все-таки забивают – причем два раза подряд. Но «Север» за 14 минут до конца один мяч отыгрывает. Зрители – на трибунах, за забором и даже трое на сугробе метрах в пятидесяти от поля – уже не отвлекаются, как в первом тайме, на все подряд и внимательно смотрят футбол: игра, по-прежнему корявая, но очень искренняя и боевая, начинает по-настоящему захватывать.

 – Хотел 90 лет прожить, да с такими судьями точно не доживу! – поворачивается Малофеев к стоящим возле скамейки людям, когда судья на последних минутах обкладывает «Динамо» штрафными.

В итоге питерцы все-таки выдерживают мощный навал «Севера» и увозят из Кировска пятую победу подряд. После финального свистка немногочисленные журналисты берут в плотное кольцо Малофеева. Лезут по очереди с просьбами подписать книжку и с вопросами по матчу. Журналистка, то ли из «Мурманского Вестника», то ли из «Вечернего Мурманска», задает потрясающий по формулировке вопрос:

– Эдуард Васильевич, а как можете оценить сегодняшнее противоборство противников?

Но Малофеев не замечает корявости. Он играет в свой «искренний футбол»:

– Я не очень доволен игрой своей команды. В первую очередь самоотдачей: и в первом тайме, и во втором, когда два гола забили, некоторые ребята бросили играть. А так нельзя! Вообще, я хочу сказать, нам нужно повышать нравственность в нашем футболе. Чтобы команды играли не ради себя, а ради болельщиков! – мэтр поворачивается к трибунам и разводит руками: 600 зрителей успели уйти со стадиона быстрее, чем некоторые игроки добрались до раздевалок.

Санкт-Петербург – Кировск – Санкт-Петербург
Новости. Футбол