«В бей-беги» я не играл нигде». Накануне матча против своей бывшей команды Игорь Семшов составил динамовско-зенитовский футбольный алфавит

В воскресенье Игорь Семшов проведет свой первый матч против «Динамо» после перехода в «Зенит». Предматчевое интервью с джентльментом сезона-2008, чей переход прошлой осенью был изучен вдоль и поперек, показалось занятием скучным и потому малоинтересным д
news

ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ДО МАТЧА 10-го ТУРА «ДИНАМО» — «ЗЕНИТ» ОСТАЛОСЬ 2 ДНЯ

В воскресенье Игорь Семшов проведет свой первый матч против «Динамо» после перехода в «Зенит». Предматчевое интервью с джентльментом сезона-2008, чей переход прошлой осенью был изучен вдоль и поперек, показалось занятием скучным и потому малоинтересным для читателей. Семшов охотно согласился на другую форму беседы и составил питерско-московскую или, если угодно, динамовско-зенитовскую «Азбуку».

АВТОБУС. Выбрал это слово потому, что и у «Зенита», и у «Динамо» цвет автобусов одинаков – синий. Яркие, очень хорошо заметные издалека, марка обоих, если не ошибаюсь, – «Мерседес». Не знаю, как сейчас, а раньше у динамовского автобуса в буквах на бортах с двух сторон были вписаны все составы команды – по-моему, еще с послевоенных времен. Интересная задумка. В «Зените» на бортах – бренд владельца клуба и наша эмблема. В автобусе я всегда стараюсь садиться на левую сторону – главное, чтобы у окна.

БАЗА. Это второй дом футболиста. Одно время у «Динамо», по сути, базы не было, потом построили просто шикарную – на мой взгляд, одну из лучших в стране. У «Зенита» база более аскетичная, это уже символ, памятник питерскому футболу, тренерам, которые создавали его историю – Юрию Морозову, Павлу Садырину

ВЕЛИКИЕ КЛУБЫ. «Динамо» часть славной истории советского футбола, клуб давно на слуху – одни знаменитые поездки в Англию чего стоят! «Зенит» выдвинулся в число флагманов советского и российского футбола чуть попозже, но уже многого достиг. Одни европейские кубки чего стоят!

ГОЛЫ. Для любого футболиста линии атаки при переходе в другой клуб важно забить как можно быстрее – и уверенность появится, и фарт, и психологический груз спадет. В «Динамо» при переходе из «Торпедо» я забил в третьем туре, мы сыграли вничью 1:1 с «Сатурном». В «Зените» отличился во второй игре за новую команду – в матче Кубка УЕФА со «Штутгартом».

ДИНАМО. Это клуб, в котором я провел несколько сезонов в эпоху его возрождения – после ухода от дел Алексея Федорычева. Клуб постепенно встал на ноги и начал добиваться хороших результатов, в прошлом году команда выиграла бронзу. Медаль я получил после игры «Зенита» со «Штутгартом» ее вручили гендиректор клуба Дмитрий Иванов и представитель премьер-лиги.

ЕДА. Отмечу и динамовских, и зенитовских поваров – готовят на базе команды, и в Питере, и в Москве, очень хорошо. Вкусно. Коронное блюдо? Вы знаете, оно, по-моему, у всех футбольных поваров одно – спагетти. Чем больше углеводов, тем быстрее бегаешь.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Передаю привет проводникам поездов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва! Езжу, я как правило, поездом, и дорога не такая уж и продолжительная по времени – всего четыре с половиной часа. Поезда хорошие – «Красная стрела», «Мегаполис», «Смена» и «Невский экспресс».

ЗЕНИТ. Клуб, в котором я играю и которому стараюсь приносить максимальную пользу. Надеюсь, что в Питере смогу выиграть медаль чемпионата страны.

ИГРА. Это самое важное для любого футболиста дело. Чем больше играешь, тем комфортнее себя чувствуешь. У меня нет одного, самого запоминающегося матча. Не могу выделить что-то конкретное. В равной степени запоминаются все победы.

КОМБИНАЦИЯ. На мой взгляд, и «Динамо», в котором я играл, и нынешний «Зенит» показывают хороший, комбинационный футбол, который нравится зрителям. Мне повезло с командами – ни в одной из них не было тактики по принципу «бей-беги». Футбол «Зенита» и вовсе сравнивают с игрой, которую показывает «Барселона». Сравнение, на мой взгляд, уместно – мы делаем ставку на контроль мяча, зрелищность, но в то же время не забываем о результате. Но дело в том, что «Барсе» показывать такой футбол легче, чем кому бы то ни было – поле помогает, оно в Барселоне и больше, и ровное. Посмотрел бы я, как каталонцы сыграли, скажем, в Лихтенштейне…

Кстати, думаю, что в финале Лиги чемпионов «Барса» проиграет – «МЮ» очень мощная команда, сейчас она в самом соку, в отличной форме и, думаю, справится с каталонцами. Как играть с «Барсой», показал «Челси», а вот «МЮ» хоть один гол, да забьет. В этом у меня сомнений нет.

ЛЮБОВЬ. Иногда довольно странно слышать, что в футбол играют только за деньги. Поверьте, это не так. В премьер-лиге играю давно и могу утверждать почти наверняка – не бывает классных игроков без любви к футболу. Не бывает!

МЕТРО. И в Москве, и в Питере я довольно частый гость в подземке – очень удобно. Рассчитать время в пути на машине нелегко из-за пробок, а вот в метро все куда спокойнее, без нервов из-за возможных опозданий. Кстати, стадионы «Динамо» и «Зенита» расположены рядом со станциями метрополитена – это я не к тому, что добираюсь на игры на метро, говорю… Просто болельщикам удобно. А так метро в Питере поменьше, а расстояние между станциями побольше. Интересно, что в Питере некоторые станции проходят под водой – из-за этого архитектура самих станций довольно своеобразна.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ. Главная улица Питера, что-то вроде Тверской в Москве. Множество магазинов, туристов. В Москве они идут на Красную площадь, в Питере же – на Дворцовую.

ОСТРОВ. На Крестовском острове Петербурга строят новый стадион «Зенита». Говорят, что-то грандиозное – с выдвижным полем и ультрасовременным. Надеюсь на нем сыграть – кстати, на старом стадионе имени Кирова я играл в 2006 году. Памятная была игра – пришло около 60 тысяч болельщиков, это был последний матч в истории старого стадиона и первый – для Дика Адвоката в роли тренера «Зенита». Было очень интересно, а матч закончился вничью – 0:0. Вот как жизнь повернулась – спустя три года могу уже под руководством Адвоката сыграть против «Динамо».

ПЕТРОВСКИЙ. И стадион в Питере, и парк в Москве, где расположен стадион «Динамо». Не правда ли, символично – с одного Петровского я перешел на другой!

РАБОТА. О любви к игре я писал, но и от работы никуда не деться. Даже в таких командах, как «Динамо» и «Зенит». Футбол – это не только удовольствие. Это работа, от выполнения которой это удовольствие получаешь.

СИНИЙ ЦВЕТ. Один из фирменных цветов «Динамо» и «Зенита». А так мой любимый цвет в повседневной одежде – серый.

ТАКТИКА. Так сложилось, что и «Динамо», и «Зенит» играют по схеме 4-3-3, поэтому при переходе мне было довольно легко адаптироваться, хотя функции на поле мои все же разнятся. Кстати, схема эта популярна и в Европе – сколько могу судить по матчам европейских чемпионатов, там тоже многие играют именно этот вариант.

УДЕЛЬНАЯ. То место, где расположена база «Зенита». Рядом – парк, водоем, неподалеку станция метро и коттеджный поселок.

ФАНАТЫ. Люди, без которых футбол уже немыслим. Отмечу любителей футбола из артистической среды. Очень памятны встречи с музыкантами помню, как в «Динамо» Вячеслав Добрынин приглашал на свой концерт – жаль, не сложилось, в тот день играла сборная. В «Зените», конечно, главный фанат команды из среды артистов – Михаил Боярский. Пока не встречались, но если это произойдет, у меня есть к нему масса вопросов… А песни какие у него – «Ап, и тигры у ног моих сели…» или «Зеленоглазое такси». А фильмы – одни «Мушкетеры» чего стоят!

ХОККЕЙ. Вид спорта, который мне очень нравится. И в Москве, и в Питере хоккей неплохо развит. В Москве команд несколько, но я, даже играя в «Торпедо», всегда болел за «Динамо» и ходил на матчи этой команды. Даже болельщики торпедовские потом шутили – ходил-ходил на динамовский хоккей, вот и доходился – перешел в «Динамо» футбольное… В Питере команда одна – СКА, и в городе, сколько могу судить, она популярна и собирает аншлаги. Пока, правда, вырваться на хоккей в Питере не удалось – зимой были на сборах, а весной СКА довольно быстро проиграл в плей-офф. Какие мне нравятся хоккеисты? Быстрые и техничные. Такие, как Овечкин, Сушинский

ЦЕНЫ. Билет на поезд от Москвы до Питера – от четырех от пяти тысяч рублей. Почему езжу поездом? Хм-м… Давайте так отвечу – в межсезонье на сборы летаем самолетами, а поезда по маршруту Питер Москва настолько комфортабельны и удобны, что по ходу сезона, перемещаясь по своим личным делам, предпочитаю их.

ЧЕХОВ. Не Антон Павлович, писатель, нет. Хотя его рассказы, нет слов, хороши. У него, кстати, есть рассказы и о журналистах, а вот о футболистах что-то не встречал. Самый интересный рассказ, на мой взгляд, «Письмо к ученому соседу».

Но в данном случае «Чехов» это ресторан в Питере. А запомнился он тем, что там дал первое интервью в Питере уже в качестве игрока «Зенита». Чем там кормят? Там русская кухня, и меню соответствующее – с древнерусским шрифтом. Вроде такого – БОРЩЪ.

ШТРАФЫ. Они есть и в «Динамо», и в «Зените». Все футболисты об этом знают, но тренеры, как правило, жалеют своих игроков. Главная провинность – конечно, опоздания. В «Динамо» штрафы собирает администратор, в Питере казначей – Слава Малафеев. В конце сезона эти деньги идут, как правило, на благотворительность или подарки работникам базы. В «Зените» пока не штрафовали, а вот в «Динамо» бывало – в основном расплачивался за пробки…

ЩИТКИ. Тренировки в «Динамо» и «Зените» идут в европейском ключе – играем фул-контакт, жестко, но аккуратно – все футболисты без щитков.

ЭКОЛОГИЯ. Кто-то говорит, что в больших городах плохой воздух и отвратительная экология. А по мне – самый раз! Одинаково легко дышится и в Москве, и в Питере.

ЮЛА. Ассоциация у меня простая. Иногда смотрю «Что? Где? Когда?», а там в числе знатоков довольно много питерских игроков. Приятно, что один знаток работает и у нас в клубе – Алексей Блинов. Эрудит и просто хороший человек, профессионал своего дела.

ЯУЗА. Долго думал над последней буквой, и ничего другого в голову не пришло. В Москве есть маленькая речушка Яуза, в Питере же их много.